уровня научного познания: эмпирический и теоретический
Познание. Познание– процесс, направленный на получение знания. Знание– объективная реальность, данная в сознании человека. Знания – результат познавательной деятельности. Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание. Гносеология – наука о познании. Гностицизм (гностики) – считают, мир познаваем (Платон, Сократ, К. Маркс, Г. Гегель). Агностицизм (агностики) – мир познаваем в ограниченных пределах или непознаваем (И. Кант). Типы познания: чувственное и рациональное. Формы чувственного познания: Ощущение– отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств. Восприятие– целостный чувственный образ предмета, явления. Представление– чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.
Формы рационального познания: Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета. Суждение– форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо. Умозаключение –форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.
Две теории на типы познания: 1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт (Т. Гоббс, Д. Локк). 2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума (Р.Декарт, И. Кант)
Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания. Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма. Цель познания – получение истины.
Истина– знание, соответствующее отраженной действительности. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки. Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.
Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний. Главный критерий истины – практика. Антиподы истины – ложь, дезинформация, заблуждение. Ложь– преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Дезинформация– передачаложного знания как истинного или истинного как ложного. Заблуждение –непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.
Виды познания. I.Ненаучное познание: -Обыденное (житейское) - Практическое (народная мудрость) - Религиозное -Мифологическое - Художественное (средствами искусства). II. Научное познание –познание, направленное на получение объективного знания. Цель – описание, объяснение, предсказание явлений действительности. Признаки: объективность, системность, обоснованность, достоверность, особый язык, необходимость специальных приспособлений и специалистов. уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень: Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте. Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Теоретический уровень: Гипотеза – предположения, выдвигаемые в ходе научного исследования. Теория – система взаимосвязанных утверждений. Закон – выводы о существенных, повторяющихся связях между явлениями.
Научные методы: 1. Всеобщие: диалектика (диалектический изучает явления в движении) и метафизика (метафизический изучает явления в покое). 2. Общенаучные:Анализ - это реальное или мысленное разделение объекта на составные части. Синтез - объединение составных частей в единое целое. Индукция - движение мысли от единичного к общему. Дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному.Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. 3. Частнонаучные: анкетирование, экспертиза, интервьюирование, графический метод.
III. Социальное познание –познание, направленное на изучение природы социальных связей, социальных групп, социальной структуры общества. Особенность – субъект и объект познания совпадают, получаемое знание всегда связано с интересами индивидов, субъективность выводов и оценок. Цель: выявление исторических закономерностей развития общества, социальное прогнозирование. Методы:контент-анализ (анализ статистических данных, документов), опрос, наблюдение, эксперемент.
IV.Самопознание – познание самого себя, самооценка, создание «Я-концепции» - образа Я. Особенность – объектом является сам субъект. Цель: познание своих физических, душевных, духовных возможностей, своего места среди других людей. Самопознание совершается: 1. В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, взаимоотношений с другими. 2. Осознания отношения к себе других (качеств своей личности, черт характера), через мнения других людей и соотнесения себя с другими. 3.Самонаблюдения своих состояний, переживаний, мыслей.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |