КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Потребность. Спрос. Маркетинг – это деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей.
Спрос - экономическое понятие, которое характеризует логику поведения потребителя на рынке. В экономике рассматривают два родственных понятия: спрос и величина спроса. Величина спроса - это количество товаров, которое готовы купить потребители по определенной цене в течение определенного времени. Спрос - количество товаров, которое готовы купить потребители при всех возможных изменениях цены в течение определенного времени. Факторы, формирующие спрос: - потребности - полезность - цена по сравнению с доходами. Закон спроса: Повышение цен на товар обычно приводит к снижению величины спроса на него и, наоборот, при прочих равных условиях. Экономические эффекты: 1. Эффект дохода. При росте личного дохода товар даже при сохранении цены на него становится дешевле относительной покупательской способности, и покупатель способен приобретать его в больших количествах, ни от чего другого не отказываясь. 2. Эффект замещения или замены. При снижении или более медленном росте цены товар становится дешевле не только абсолютно, но и относительно других аналогичных товаров, что дополнительно поощряет рост спроса именно на этот товар. 3. Эффект нового покупателя - рост величины спроса на товар, связанный с тем, что при понижении цены его начинают покупать люди, которые раньше этого не делали.
Неценовые факторы спроса:
1. Изменение доходов большой массы потребителей. 2. Субъективные вкусы потребителей (традиции, мода, религия). 3. Цены на сопряженные товары (взаимозависимые, взаимодополняющие, аналогичные), эффект замены. 4. Число реальных покупателей и доступность товара. 5. Перспективное ожидание потребителей (праздники, сезон, войны).
Виды спроса:
1.1. Спрос, генерируемый врачом поликлиник и стационаров 1.2. Спрос, генерируемый населением · Действительный, который может быть реально предъявлен при достаточном предложении. Равен числу обращений в аптеку. · Реализованный – фактически удовлетворенный в результате покупки. Равен потреблению. · Неудовлетворенный, равный разнице между действительным и реализованным. А) Реальный неудовлетворенный, равный отказу . Б) Скрытый неудовлетворенный, равный замене. 2. По степени удовлетворения (маркетинга) 3. В зависимости от вида маркетинга:
Изучение спроса осуществляется в целях возможного последующего воздействия на него. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА. 1.Определение размеров спроса (различных видов). С этой целью изучается объем действительного, реализованного и неудовлетворенного спроса, структура и величина отказов и замен.
Информацией для определения потребности могут выступать: Для изучения информационных потребностей используют прямые и косвенные методы.
-Анкетирование по заранее разработанному перечню вопросов анкеты. -Интервьюирование – целенаправленная беседа по заранее подготовленным вопросам.
Необходимо также исследование факторов, формирующих спрос. - факторы, формирующие потребность в ЛС, поскольку спрос является формой проявления платежеспособной потребности. - группа экономических показателей (таких как цена товара и его аналога, доход покупателя и др.) Для определения степени влияния отдельных факторов на величину спроса рассчитывают коэффициенты эластичности. Коэффициент эластичности – это отношение темпа прироста результативного признака (спроса) к темпу прироста формирующего его фактора. В условиях рынка к числу наиболее важных относятся коэффициент ценовой эластичности и коэффициент подоходной эластичности. КОЭФФИЦИЕНТ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ (Кцэ) – коэффициент спроса определяет степень изменения спроса в зависимости от изменения цены. Чаще всего применяют эластичность спроса по цене. 1. При незначительном изменении цены пользуются формулой точечной эластичности: P1- начальная цена товара ΔP- изменение цены Q1- начальная величина спроса
2. Рост спроса % Кцэ= снижение цены %
При абсолютном значении величины Кцэ больше 1 спрос является эластичным. Эластичным называется спрос, имеющий тенденцию меняться при незначительном колебании цены. При абсолютном значении величины Кц меньше 1 – спрос является неэластичным. При формировании своей ценовой политики фирма должна учитывать, какие категории потребителей в зависимости от ценовой ориентации она обслуживает. Так, устойчивый неэластичный спрос формируют «апатичные» покупатели, которые вне зависимости от цен (в разумных пределах) основное внимание удобству и комфорту. Фирма может особенно не волноваться за цены, некоторое повышение на товар не приведет к снижению спроса на него. Устойчивый эластичный спрос формируют «экономные» покупатели, они имеют высокую чувствительность к цене, и небольшое ее повышение приводит к резкому падению спроса, фирме желательно не повышать цены. В то же время небольшое снижение цены может привести к увеличению спроса, что позволит увеличить доходы предприятия. Виды спроса. 1. Индивидуальный спрос, предъявляемый по всем товарам на рынке 1 потребителем. 2. Рыночный спрос - предъявляемый всеми покупателями к одному товару. 3. Совокупный спрос, общее количество конечных товаров и услуг, которые могут приобрести все потребители страны при сложившемся уровне цен.
Виды товаров. а) товары высшей категории (нормальные товары) - действует эффект дохода. б) Товары низшей категории (худшие) - действует эффект дохода, наоборот. в) временные товары (товары Гиффена) - товары, в отношении которых закон спроса действует наоборот за счет эффекта замены. Предложение Предложение - основная характеристика поведения производителей и продавцов на рынке. Предложение - то количество товаров или услуг, которое может быть предложено для продажи на рынке при всех возможных изменениях цены в течение определенного времени. Величина предложения - то количество товаров или услуг, которое может быть предложено для продажи на рынке по конкретной цене в течение определенного времени. Закон предложения: повышение цены на товар обычно ведет к росту величины этого товара и наоборот, при прочих равных условиях.
Факторы, формирующие объем предложения: 1. Издержки (затраты производства). 2. Общий доход (выручка). 3. Прибыль.
КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Объем предложения Кп = рост цен
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ПОТРЕБЛЕНИЯ 1. ЛП, ПОТРЕБЛЕНИЕ КОТОРЫХ НОРМИРУЕТСЯ (наркотические, этиловый спирт). При определении потребности в таких препаратах за основу принимают данные об их фактическом расходе за предыдущий период. Контрольными цифрами, с которыми сравниваются прогнозируемые величины, являются установочные нормативы потребления ЛП. Для наркотических ЛП нормативы потребления установлены на 1000 жителей в год. Для этилового спирта нормативы потребления установлены в зависимости от вида учреждения здравоохранения и социального обеспечения. Расчет потребности в препаратах, потребление которых нормируется, осуществляется по формулам:
П=Н х. К или П=Н х. К где, Н – норматив расхода (на одного или 1000 жителей, рецептов и т. д.) К – количество жителей, рецептов и т. д.
2. ЛС СПЕЦИФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ, применяемые для лечения 1-2 заболеваний (противотуберкулезные, противоопухолевые, противодиабетические и др.). При определении потребности в таких препаратах могут быть использованы разные методы. Например, пре нормативном методе за основу приминают сведения о заболеваемости конкретными нозологическими формами и инструкции о порядке лечения и количестве используемых при этом ЛС. Расчет потребности осуществляется по формуле: П=Р. х. К х. Б, где, Р. – расход ЛС на 1 больного на 1 курс лечения; К – количество курсов в год; Б – заболеваемость (число больных). Возможно использование и других методических приемов нормативного метода, а также экономико-математических методов и экспертных оценок. 3. ЛС ШИРОКОГО СПЕКТРА ДЕЙСТВИЯ, применяемые для лечения различных заболеваний или их профилактики (витаминные, сульфаниламидные, антибиотики и др.). При прогнозировании потребности в препаратах этой группы, как правило, работа строится в 2 этапа: 1. Сбор и анализ данных о фактическом потреблении ЛС в предыдущем периоде (за ряд лет). 2. Прогнозирование потребности в конкретных ЛС с помощью экономико-математических методов, экспертных оценок. Возможно использование нормативного метода (например, при определении потребности в ЛС для стационарных больных) П= Б х Р.
П – потребность Б. – число больных, потребляющих препарат Р. – среднегодовое потребление на одного больного. Контрольные вопросы: 1. К какой группе лекарственных средств по способу определения потребности относятся витаминные препараты? Дайте теоретическое обоснование. 2. Какой информацией необходимо располагать для расчета потребности аптеки в данном лекарственном препарате, какой методический прием следует применить? 3. Выскажите свое мнение, в избытке или недостатке будет данный витаминный препарат, если при снижении цены на него на 20% спрос вырос на 50%, а выпуск уменьшился на 30%. Подтвердите выводы графически. 4. Какой вид спроса имел место в аптеке, если при отсутствии таблеток кислоты аскорбиновой 0,1 с глюкозой посетителю были предложены экстемпорально изготовленные порошки аналогичного состава? 5. Какие виды спроса имели место в аптеке, если посетителю, обратившемуся за мазью «Эфкамон», было отказано из-за ее отсутствия, а от предложенной замены посетитель отказался? 6. Как в условиях аптеки можно рассчитать эти виды спроса на данный препарат за квартал 7. К какой группе лекарственных средств по способу определения потребности относятся названные препараты инсулина? Дайте теоретическое обоснование. Какой информацией необходимо располагать для расчета потребности аптеки в данных препаратах, какой методический прием следует применить? 8. К какой группе лекарственных средств по способу определения потребности относится спирт этиловый? Какой статистической и нормативной информацией необходимо располагать, и какой методический прием использовать для определения потребности аптеки в этиловом спирте? 9. К какой группе по способу определения потребности относится левомицетин? Какая информация необходима для определения потребности аптеки на месяц в таблетках «Левомицетин 0,25 №10» и почему? 10. Какими должны быть профессиональные действия фармацевтического специалиста при возникновении в аптеке неудовлетворенного спроса на раствор амиодарона 5% для инъекций? Какие методы целесообразно применить при изучении спроса на противоаритмические лекарственные средства?
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1849)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |