Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Словообразовательная стилистика и ортология



2015-11-27 1064 Обсуждений (0)
Словообразовательная стилистика и ортология 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение в дисциплину. Основные понятия.

Современный русский язык. Хронологические рамки современного русского языка. Составляющие общенародного языка: литературный язык и его внелитературные разновидности (диалект, просторечие, жаргон). Особенности литературного языка, обусловившие его существование в качестве высшей формы общенародного языка: полифункциональность, нормированность, стилевая дифференциация.
Стилистика. История становления и развития стилистики как лингвистической дисциплины. Стиль как основной предмет стилистики.
Синонимия - в широком значении слова - как основа возникновения стиля. Основные направления стилистических исследований: описательная стилистика (стилистика ресурсов), функциональная стилистика, практическая стилистика, стилистика текста, идиостилистика, сопоставительная стилистика. Понятия «нейтральность стиля» и «стилистическая окраска». Стилистическая парадигма.
Культура речи. Кодификация, средства кодификации, кодификатор. Норма. Императивные и диспозитивные нормы. Виды норм: акцентологические орфоэпические, словообразовательные, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические. Собственно языковые (закон речевой экономии и закон аналогии) и экстралингвистические причины изменения норм. Варианты. Причины возникновения вариантов. Типология вариантов. Стилистический прием и ошибка.
Коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность, действенность. Структурные и экстралингвистические условия порождения оптимальной речи. Коммуникативные качества речи и степень успешности общения. Место и задачи стилистики русского языка и культуры речи в профессиональной подготовке специалистов для туристской сферы деятельности.
Лингвистические словари. Словарь как основное средство фиксации лексики и источник информации о слове. Отличие лингвистических словарей от энциклопедических. Система помет в словаре. Отсутствие словарной пометы. Характеристика основных типов словарей: толковых, иностранных слов, исторических, этимологических, диалектных, синонимов, антонимов, паронимов, фразеологических, трудностей, сочетаемости, орфографических, орфоэпических, частотных, языка писателя.

Функциональная стилистика.

Функциональные стили. Системность, воспроизводим ость, традиционность, относительная замкнутость - важнейшие характеристики функционального стиля. Основные стилеобразующие факторы: функции, характер адресанта и адресата, специфика отношений между ними, соотношение стандарта и экспрессии, форма речи. Классификация функциональных стилей. Языковые особенности научного, официально-делового и публицистического стилей. Подстили. Жанры. Средства массовой информации и культура речи. Стилизация. Стилевой разнобой как ошибка и прием.
Разговорная речь. Условия возникновения и лингвистические особенности. Культура разговорной речи. Язык художественной литературы как максимальная реализация смысловых и выразительных ресурсов национального языка. Язык художественной литературы и норма. Идиолект и идиостиль.

Орфоэпия.

Предмет орфоэпии. Соотношение между старомосковскими и побуквенными вариантами в современном нормативном произношении. Произносительные стили.
Орфоэпия словесного ударения. Превентивное изучение словоформ с частыми отступлениями от нормативного ударения. Предупредительные пометы в орфоэпических словарях.
Консонантизм. Исключения из фонетических закономерностей, отдельные расхождения между произношением и написанием. Орфоэпические особенности вокализма. Произношение отдельных грамматических форм. Некоторые особенности в произношении имен, отчеств, фамилий. Особенности в произношении аббревиатур, служебных частей речи.
Произносительные варианты. Равноправные варианты. Стилистические варианты в произношении. Неполные, ослабленные варианты произнесения, характерные для разговорной (шире - устной) речи. Условия ослабления и утраты звуков в речи. Особенности произношения в отчетливой речи. Дикция. Четкость в произнесении слов с определенными звуками, а также с некоторыми буквосочетаниями. Безударный вокализм в отчетливой речи.
Чтение вслух. Анализ текстообразующих факторов как основа для подготовки к чтению вслух. Предварительная разметка текста.
Парафонетические явления как проблема культуры устной речи. Причины возникновения парафонетизмов. Типы нелексической фонации, парафонетическое продление звуков, неязыковые паузы, назализация финальных гласных. Способы устранения нежелательных парафонетических особенностей в спонтанной речи и при чтении вслух.

Словообразовательная стилистика и ортология.

Функционально-стилевая характеристика словообразовательных средств. Стилистическая омонимия, синонимия, антонимия словообразовательных средств. Словообразовательные варианты. Стилистические функции словообразовательных средств. Стилистические возможности способов русского словообразования. Нормативно-стилистическая оценка разновидностей аббревиации. Словообразовательная норма и отступления от нее.



2015-11-27 1064 Обсуждений (0)
Словообразовательная стилистика и ортология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Словообразовательная стилистика и ортология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1064)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)