Нравственный выбор человека на войне
Когда в мирную жизнь врывается война, она приносит горе, слезы, смерть и страх. Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всего народа, и для каждого человека в отдельности. Война это проверка на прочность, это всегда выбор. И наверно самый тяжелый выбор – нравственный. Так, В.Быков в своей повести ,,Сотников’’, пишет о людях, которые в условиях войны ведут себя по разному. Человек в экстремальной ситуации может повести себя совсем по другому, чем в обычной жизни. Безвыходность, иногда толкает человека на такие поступки, которые, казалось бы, не присущи ему были прежде. Главный герой Сотников и Рыбак – партизаны. Они получают приказ, от командира раздобыть еды для отряда и отправляются в деревню. Сотников был простужен, и сильно кашлял. Он пошел потому, что другие отказались. «Почему они, а не я должен идти, какое право я имею отказываться?’’ – думал Сотниов. Совесть и честь не позволили ему отказаться от задания. Холодной зимней ночь они отправляются на задания. Мы видим двух разных людей: с одной стороны хилого больного Сотникова, которые еле тащиться за своим товарищем. И Рыбака – сильного, сообразительного готового к любой ситуации. Он всю жизнь ,”ухитрялся найти какой-нибудь выход”. И нам кажется, что именно он будет героем в этой повести. Особенно когда он добывает у старосты овцу, и оставляет в живых его, проявляя чувство жалости. Чувство совести побеждает, и тогда когда он вытаскивает раненного Сотника с большака, после того как их настигли немцы, и завязалась перестрелка. И мы еще верим хорошим поступкам Рыбака. Но когда они попадают в плен мы видим, что Рыбак хочет жить, выжить любой ценой и выболтал кое – что следователю Плотникову, а тот предложил служить в полиции. Сотников же, наоборот даже после пыток и допросов ничего не сказал, терял сознание, выдержал. ”Что ж надо с достоинством встретить смерить. Иначе, зачем тогда жить? Слишком нелегко она дается человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу.” Даже перед самой казнью Сотников думает не о себе, а о людях, которым предстоит умереть вместе с ним, и пытается, спаси их жизни своим признанием, что он партизан, командир отряда. Но после понимает, что это наивно. Его стремление спасти Демчиху, и девочку Басю, и даже Рыбака, понятны и восхищают. Но они оказались тщетны. Их всех казнили, повесили, и опору из под ног выбил Рыбак. Согласившийся служить в полиции. Сотников перед смертью не стал осуждать его, лишь к черту послал: ”Какое право я имею судить?’’ Наверное, многие читатели в душе надеялись, что полицаи хотя бы освободят многодетную мать - Демчиху и девочку, но…А что же Рыбак? Он пытался повеситься, его мучила совесть, он понял что запутался, что душевная смерть хуже физической. До последнего у него присутствует мысль: «Бежать! Бежать!», но он понимает, что бежать некуда, от себя не убежишь. Ему придется с этим жить. Проблема нравственного выбора есть и в других произведениях В.Быкова, таких как: «Обелиск», «Альпийская баллада», в его повестях рассказывается о простых солдатах, их трагичных судьбах, в самое тяжелое время. Ведь война - это ад, где есть место страху, смерти. Критерии:
0 из 1
Комментарий эксперта: 1. Сочинение соответствует теме, высказывание построено на основе связанных с темой тезисов.
ВРЕМЯ. Приглашаю к обсуждению первого направления итогового сочинения
ВРЕМЯ
Осмысливаю ключевые слова, которые даны в качестве направлений итогового сочинения 2015-2016.
Первое направление – «Время».
Вот комментарий к нему: направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Предлагаю коллегам и выпускникам черновые наброски, включающие мои представления о конкретизации этого крайне широкого направления, цитаты к каждой конкретной теме.
Буду рада вместе с вами обсудить произведения, которые могли бы иллюстрировать данные темы.
1.Время выбрало нас. «Времена не выбирают, в них живут и умирают». А. Кушнер. – Человек и эпоха.
О месте подвига в жизни, о том, что человек может прожить ярко, в какое бы время ему ни суждено было родиться и в какую эпоху ни пришлось жить.
*** Александр Кушнер
Примеры из литературы:от древнерусских повестей до произведений современной литературы (как говорится, каждое «новое время – новые песни»)
2. С веком наравне. «Век нынешний и век минувший» – Человек и эпоха.
«Если можешь, иди вперед века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века». Валерий Яковлевич Брюсов
Примеры из литературы:А.С. Грибоедов «Горе от ума»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; герои ищущие в романе Л.Н. Толстого «»Война и мир» (Пьер Безухов); произведения русской и зарубежной фантастики…
3. С высоты иных времен. Человек и эпоха. «Время - это тиран, который имеет свои капризы и который каждое столетие другими глазами смотрит на то, что делают и говорят». Иоганн Вольфганг Гёте
Примеры из литературы: с высоты иных времен освещены в литературе многие события истории, такие как Великая Отечественная война (В.Кондратьев «Сашка»; К. Воробьев «Это мы, Господи!»; В Астафьев «Прокляты и убиты»); революция и гражданская война (И. Бабель «Конармия»); коллективизация (В. Тендряков «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»; В.Быков "Облава") … Дополнения смотрите в комментарии Светланы Николаевны Мищенко, нашего верного друга, учителя из Карелии.
4. Человек и Вечность (о вечном и сиюминутном) –
Время как философская категория, воспринимаемая во взаимодействии сиюминутного и вечного.
Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь. Леонид Дербенев
Немногие для вечности живут, «Нет ничего продолжительнее времени, так как оно - мера вечности; нет ничего короче его, так как его недостает для всех наших начинаний... Все люди пренебрегают им, все сожалеют о его утрате». Вольтер *** Моим стихам, как драгоценным винам,
Примеры из литературы: Г.Р. Державин, А.С. Пушкин стихотворения "Памятник"; Андрей Болконский под небом Аустерлица (Л.Н. Толстой «Война и мир»); М.А Булгаков «Мастер и Маргарита»; …
«Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий». Ричард Олдингтон
«Как бы быстро ни летело время, оно движется крайне медленно для того, кто лишь наблюдает за его движением». Сэмюэл Джонсон
«Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует». Альбер Камю
Примеры из литературы:«Счастливые часов не наблюдают» - Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума» (Сцена из 1-го действия, Софья и Молчалин); томительно долго тянется время у Катерины Петровны в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма»; ….
6. «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»
«Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится». Януш Корчак
За мигом миг, за шагом шаг
Примеры из литературы: Размышления Андрея Болконского о тех моментах жизни, когда он был счастлив; …
7. Жить здесь и сейчас
«Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано. Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано». Блез Паскаль
«Лишь очень немногие живут сегодняшним днем, большинство готовится жить позднее». Д. Свифт
8. Время как высшая ценность, которую необходимо беречь
«Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством». Бенджамин Франклин «Человек, решивший растратить хотя бы один час своего времени, еще не дорос до того, чтобы понимать всю ценность жизни». Чарлз Роберт Дарвин
«Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет». Сюнь-цзы
«Никто добровольно не раздает своего имущества, но каждый не задумываясь делит с ближним свое время. Ничем мы не швыряем так охотно, как собственным временем, хотя единственно в отношении последнего бережливость была бы полезна и достойна похвалы». Мишель Эйкем де Монтень
«Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет». Томас Манн
Примеры из литературы: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», главные герои в романах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; Илья Обломов и Андрей Штольц в романе А.Гончарова «Обломов»;...
9. «Время — великий учитель». Э. Берк
Примеры из литературы: автобиографические повести Л.Н. Толстого, М. Горького» …Темы сочинения "Время"
Время мужанияДом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. Темы по направлению
Подготовка к направлению "Любовь" Для начала скачайте полезнейший сборник с полным разбором этого направления: Далее ознакомьтесь с нижеприведенными памятками: 3lubov.docx Тема любви в русской литературе: Tema_lyubvi_v_russkoy_literature.doc Виды любви в художественной литературе: Vidy_lyubvi_v_khudozhestvennoy_literature.doc Темы на направлению
Путь- направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. Темы на направлению
Направление "Год литературы в России" предполагает написание сочинений по темам: «Моя любимая книга», «Роль книги в моей жизни», «Кто для Вас идеальный герой литературы?», «Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?», «Можно ли обойтись без книг?», «Можно ли испытать радость, читая книгу?», «Какие вопросы задает человеку литература?» и т.д. Юбилейные даты «Года литературы в России» нацеливают нас на написание сочинений по темам: «Какие проблемы, поднимаемые А.А.Фетом ( А.А.Блоком, С.А.Есениным, А.И.Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня?», «А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) в Вашем читательском опыте», «Мой А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн)» и т.д. Темы по направлению
Нажмите сюда, чтобы открыть спойлер
Подготовка к направлению "Год литературы в России" Приведём краткое содержание:
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |