Создание службы общественного здравоохранения
Укрепление и охрана здоровья населения требует не только развития соответствующих стратегий и мобилизации ресурсов в различных сферах жизнедеятельности, но и создания устойчивой и эффективной институциональной основы для обеспечения интеграции деятельности государства, общественности и населения в этом направлении. В соответствии с лучшим международным опытом, основой дальнейшего развития системы здравоохранения станет создание системы общественного здравоохранения (СОЗ), на основе интеграции эпидемиологической службы и службы формирования здорового образа жизни и рационализации питания. Основными функциями СОЗ станут: повышение информированности населения и его вовлечение в мероприятия по профилактике и снижению вредного воздействия различных факторов окружающей среды, нездорового питания и поведенческих рисков; обеспечение эпидемиологического мониторинга за инфекционными и основными неинфекционными заболеваниями, в том числе за нарушениями психического здоровья и травматизмом; обеспечение, координация и расширение межсекторального взаимодействия, направленного на охрану и укрепление здоровья населения страны; обеспечение контроля за соблюдением законодательства и других правовых норм в области охраны здоровья и эпидемиологической безопасности; внедрение международных систем долгосрочного моделирования и прогнозирования развития заболеваний на региональном и национальном уровнях. Деятельность СОЗ будет тесным образом интегрирована с системой оказания медицинской помощи населению, особенно с ПМСП, специализированными научно-исследовательскими организациями и программами. Создание СОЗ будет предусматривать интегрированную структуру с разделением функций на республиканском и местном уровнях. На республиканском уровне будут осуществляться функции эпидемиологического надзора и мониторинга факторов рискаинфекционных и неинфекционных заболеваний, а также: разработка и реализация государственной политики и межсекторальных программ, направленных на развитие общественного здравоохранения; разработка научно-обоснованных санитарно-гигиенических норм, касающихся предупреждения инфекционных, неинфекционных и профессиональных заболеваний, гигиены детей и подростков, охраны окружающей среды, радиационной, химической, биологической, промышленной безопасности и т.д.; разработка научно-обоснованных принципов рационального питания, направленных на предупреждение и контроль заболеваний и микронутриентной недостаточности, разработка санитарных норм производства и реализации пищевых продуктов; научные исследования по решению общественного здравоохранения, в том числе мероприятий по формированию здорового образа жизни; мониторинг состояния здоровья населения для установления проблем общественного здравоохранения и прогнозирования их динамики; оценка эффективности, доступности и качества услуг и программ общественного здравоохранения. На местном уровне СОЗ в ведении местных исполнительных органов будет заниматься: разработкой, планированием, реализацией и мониторингом мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, в том числе скринингов и диспансеризацией совместно с ПМСП; обеспечением санитарно-эпидемиологического контроля (инспекции) за соблюдением законодательства в области охраны здоровья, гигиенических норм и стандартов профилактики инфекционныхи неинфекционных заболеваний, охраны окружающей среды, радиационной, промышленной безопасности, производства и реализации пищевых продуктов, иммунизации и т.д.; дальнейшее развитие лабораторной службы СОЗ, внедрение в деятельность лабораторий оценки факторов риска окружающей среды, развитие системы референс-лабораторий. Разделение функций эпидемиологического мониторинга заболеваний от санитарного контроля (инспекции) на местах позволит выполнять указанные функции на более транспарентной основе и повысит эффективность мероприятий по обеспечению санитарного и эпидемиологического благополучия населения. Такая дифференциация позволит более эффективно и ответственно интегрировать санитарный надзор с первичным здравоохранением. Одной из ключевых целей деятельности региональных подразделений СОЗ станет повышение ответственности населения за свое здоровьена основе рационализации питания и стимулирования здорового образа жизни, развития санитарной, репродуктивной и физической культуры, пропаганды правильного питания. Это будет обеспечено мероприятиями по информированию и просвещению граждан, расширению их возможностей в вопросах персонального здоровья и общественного здравоохранения. Для этого на центральном и региональном уровнях СОЗ будут внедряться инновационные технологии социального маркетинга на основе научно-обоснованных разработок в области поведенческой психологии и экономики, с активным вовлечением традиционных средств массовой информации и современных социальных медиа-ресурсов и сетей. Приоритетной задачей СОЗ станет активизация, совместно с организациями здравоохранения различных уровней, мероприятий по профилактике и надзору за основными социально значимыми неинфекционными заболеваниями (НИЗ), в том числе: заболевания сердечно-сосудистой системы; хронические заболевания органов дыхания; сахарный диабет; онкологические заболевания; ожирение; остеопороз; анемия; йод дефицитные заболевания; заболевания репродуктивной системы, ментальные расстройства. При этом, борьба с НИЗ будет проводиться на основе международных апробированных технологий в соответствии с Глобальным планом действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними на 2013-2020 годы, Рамочной Конвенцией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейской стратегии по борьбе против табака, Планом действий ВОЗ в области пищевых продуктов и питания на 2015–2020 годы. Будет разработана концепция обеспечения здорового школьного питания, усилена пропаганда потребления здоровых (свежих и экологичных) продуктов питания (с низким содержанием жира, соли, сахара). Особое внимание будет уделяться вопросам профилактики инфекционных заболеваний, на основе организации и координации всей работы по иммунопрофилактике детского и взрослого населения в стране в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Вместе с тем, система общественного здравоохранения в среднесрочном периоде станет институциональной основой межсекторального взаимодействия, направленного на охрану и укрепление здоровья населения.
5.1.2. Развитие межсекторального взаимодействия В соответствии с международными стандартами, межсекторальное взаимодействие различных государственных и общественных институтов должно быть нацелено на снижение факторов риска возникновения заболеваний и предусматривать комплексные меры, направленные на: уменьшение уровня бедности и безработицы как социальной дифференциации в обществе; повышение уровня образованности населения, в том числе в вопросах ведения и формирования здорового образа жизни; снижение потребления алкоголя, табака, наркотических и психотропных средств; здоровое сбалансированное питание; рост числа регулярно занятых физической культурой и спортом; снижение дорожно-транспортных проишествий; обеспечение безопасного детства, совершеннолетия и старости внедрением психолологических услуг в системе образования и здравоохранения; создание безопасных условий труда и быта; уменьшение загрязнения воздуха, воды и почвы, снижение уровня шума с учетом данных мониторинга их влияния на состояние заболеваемости населения и разработке мероприятий по их снижению. В рамках развития межсекторального взаимодействия будет обеспечено проведение согласованной политики охраны и укрепления здоровья населения на всех уровнях управления, в том числе путем интеграции целей и задач данной программы с другими государственными и отраслевыми программами, стратегическими планами развития регионов и отраслей. Будут разработаны и внедрены эффективные методы планирования, финансирования, реализации и мониторинга мероприятий межсекторального и межведомственного взаимодействия, направленные на охрану здоровья населения, на основе широкомасштабного вовлечения государственных органов, гражданского общества, бизнеса и работодателей, средств массовой информации и коммуникаций, научных и образовательных институтов. В рамках совместной работы с другими секторами будет создана единая межведомственная система мониторинга и управления факторами риска, влияющими на здоровье населения. Кроме того, совместно с местными исполнительными органами будут: изучены, определены региональные приоритеты в области охраны и укрепления здоровья населения на местном уровне и обеспечены для условия для реализации соответствующих программ; разработаны и реализованы комплексные меры по социальной мобилизации, предусматривающие внедрение механизмов взаимодействия с населением, особенно с молодежью, с организованными коллективами, образовательными учреждениями для реализации программ по укреплению здоровья; приняты меры по передаче штатов медицинских работников школ из системы образования в систему здравоохранения. Приоритетной задачей межсекторального взаимодействия станет реализация комплексных мер по охране материнства и детства,в том числе снижение детского травматизма; укрепление ментального и репродуктивного здоровья детей и молодежи. В рамках межсекторального взаимодействия будет обеспечена реализация комплексных мер, направленных на обеспечение населения доступным, качественным и безопасным жильем, полноценными услугами жилищно-коммунального хозяйства (водообеспечение и водоотведение, канализация, утилизация бытовых отходов, тепло и энергообеспечение и др.). Будет продолжена активная реализация мероприятий, направленных на снижение вредного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, в том числе борьба с загрязнением воздуха, почвы и природных резервуаров воды. СОЗ совместно с организациями ПМСП, местными исполнительными органами и работодателями будут разработаны и внедрены комплексные подходы по защите здоровья человека на рабочем месте, борьбе с профессиональными болезнями на основе современных стандартов и трансферта передовых технологий, повышению доступности и качества медицинской помощи при профессиональной патологии. Одной из важнейших задач межсекторального взаимодействия станет создание условий и справедливых возможностей для рационального питания, здорового и безопасного образа жизни, включая стимулирование физической активности и пропаганду занятия спортом. В рамках межведомственной работы будет обеспечено принятие системных мер, направленных на уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций, отравлений и травматизма, насилия и преступности, в том числе с помощью надлежащего планирования инфраструктуры, нормативного регулирования и государственного контроля, включая контроль за оборотом алкогольной продукции и активное противодействие незаконному обороту наркотических средств. В ответственность СОЗ будет включено обеспечение готовности населения к чрезвычайным ситуациям. В рамках развития межсекторального взаимодействия будет продолжено тесное сотрудничество с международными объединениями и организациями (ВОЗ, ООН, ЮНИСЕФ, в том числе с целью продвижения и секондирования в них казахстанских специалистов). Долгосрочной задачей межсекторального взаимодействия является поэтапная интеграция государственной политики в области здравоохранения, труда и социальной защиты, в том числе на основе общих целей, задач и индикаторов результативности. Это станет основой для формирования модели социальной медицины на основе постепенной интеграции деятельности служб общественного здравоохранения, первичного здравоохранения и социальной защиты.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (918)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |