Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из ПсиАнтропологии (С.В. Лурье)



2015-11-27 300 Обсуждений (0)
Из ПсиАнтропологии (С.В. Лурье) 0.00 из 5.00 0 оценок




Треугольник Фреге (форма-значение-денотат)

Это определение знака сводится к трем аспектам.

  1. Знак всегда обладает чувственно воспринимаемой формой (материален, воспринимается сенсорными системами)
  2. 2. Воспринимая форму знака, мы в подавляющем большинстве случаев (если нет специальной задачи обратить внимание на форму) не думаем о ней, не задумываемся над тем, например, каким шрифтом напечатано слово или насколько мелодичен звук гонга. Пока форма не мешает нам постигать содержание знака, пока она оптимальна, удобна и незаметна для восприятия, до тех пор нам важно практическое значение знака, его содержание.
  3. Замещая или представляя нечто отличное от своей формы, знак тем самым сообщает информацию. Это позволяет говорить о том, что отсутствует в момент речи, и видеть отсутствующее. Тем самым устраняются пространственные и временные границы, которые без знака были бы непреодолимы.

Семантический треугольник à квадрат (с коннотатом)

Интериоризация – Экстериоризация

КОННОТАЦИЯ,тип лексической информации, сопутствующей значению слова Иногда называется также (семантической) ассоциацией. Коннотация слова отражает такой признак обозначаемого им объекта, который, хотя и не составляет необходимого условия для применения данного слова, но устойчиво связан с обозначаемым объектом в сознании носителей языка. Например, во многих европейских языках у слова, обозначающего лису, имеется коннотация 'хитрости' или 'коварства'. Понятно, что эти признаки несущественны для данного класса животных.

Коннотации являются разновидностью связанной со словом так называемой прагматической информации, поскольку отражают не сами предметы и явления действительного мира, а отношение к ним, определенный взгляд на них. В отличие от других видов прагматической информации, это отношение и взгляд принадлежат говорящему не как отдельной личности, а как представителю языкового сообщества.

Образующие сознание

В системной организации человеческого сознания выделяются такие образующие этой системы, как значение, личностный смысл, чувственная ткань (см.: Леонтьев А. Н.. 1975). Как теоретические понятия, абстрагирующие некоторые стороны реальных процессов сознания, каждое из них может быть рассмотрено особо. Так, Леонтьев (1959. С. 290) даёт развёрнутое определение значения: «ставшее достоянием моего сознания обобщённое отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже умения как обобщённого “образа действия”, нормы поведения и т. д. ».

Под личностным смыслом понимается отношение субъекта к миру, выраженному в значениях, т. е. как бы «значение значения» для личности неразрывно связанное с её мотивами, её общей направленностью. В этом понятии отражена «пристрастность» отношения к миру активного субъекта.

Формой проявления личностного смысла может выступать эмоциональная окраска того или иного объекта, неосознаваемые установки или готовности и, как полагает Д. А. Леонтьев (1988), трансформации психического образа. Осознанный личностный смысл подразумевает представленность его субъекту в некоторых социально нормированных единицах – в первую очередь в языке.

Понятие чувственной ткани сознания подразумевает ту чувственную данность мира (в форме представлений, наглядных образов, впечатлений), которая, порождаясь в практической деятельности, выступает звеном, непосредственно связующим субъект с внешним миром. (траффик, dns, поле)

Психосемантика (от греч. semantikos — обозначающий) — область психологии, изучающая генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредствующей процессы восприятия, мышления, памяти, принятия решений и т. д. Психосемантика исследует различные формы существования значений в индивидуальном сознании (образы, символы, символические действия, а также знаковые, вербальные формы), анализирует влияние мотивационных факторов и эмоциональных состояний субъекта на формирующуюся у него систему значений. Основным методом экспериментальной психосемантики является построение субъективных семантических пространств, являющихся модельным представлением категориальных структур индивидуального сознания. Психосемантика изучает как общепсихологические аспекты процесса категоризации, так и дифференциально-психологические. В последнем случае задачей психосемантики является реконструкция системы представлений данного индивида о мире путем реконструкции системы его индивидуальных значений и личностных смыслов.

Из ПсиАнтропологии (С.В. Лурье)

бесспорно именно человек придаёт предметам значения и что эти предметы, таким образом, отразились в психике человека, став ментальными значениями. Чтобы не путаться в терминологии, Рой Д`Андрад предложил называть ментальные значения «значимыми системами», а соответствующие им элементы внешней по отношению к человеку реальности «символами». Мы будем придерживаться этой же терминологии. Теперь, если мы рассмотрим любой компонент культуры – артефакт, он будет одновременно и «знаком», и «значимой системой». У нас не было бы нужды разводить эти термины, если бы каждому конкретному предмету человек приписывал только одно значение, и притом не один человек, а все люди. Однако одному и тому же предмету человек обычно придаёт несколько разных значений. Так, брошенная перчатка в определённых обстоятельствах является уже не перчаткой как таковой, а знаком вызова на поединок. Подобных примеров масса, и часть из них являются культурными установлениями, то есть это второе значение известно всем представителям данной культуры. Они как бы условились считать брошенную перчатку знаком вызова на дуэль. В этом случае нам ещё нет необходимости прибегать к психологии. Символическая антропология учитывает многообразие значений. В семиотике, тесно связанной с символической антропологией, есть понятия «значение», «обозначающее» и «обозначаемое». При этом её теория культуры вполне обходится без понятия «тот, кто обозначает». Артефакт может иметь целый ряд значений, каждое из которых актуализируется в зависимости от культурного контекста и независимо от того, что мы по этому поводу думаем. То, что мы по этому поводу думаем, с этой точки зрения не является элементом культуры. «Значимая система» в этом контексте просто игнорируется. Однако очевидно, что артефакты могут иметь для нас совершенно индивидуальное, субъективное значение, не предусмотренное культурной системой значение. <...>

…Необходимо признать, что мы живём не в мире реальности, а в мире значений, причём значений социально установленных, «конвенциональных», как их называют. Эта точка зрения, казалось бы, подтверждается тем, что в мире существует огромное множество самых разных культур. В этом случае каждая культура представляет собой «интенциональный», то есть «сконструированный» мир. Но эта же точка зрения опровергается тем, что невозможно представить себе конвенциальное утверждение бесконечного множества артефактов. А в этом случае нам надо искать другой источник «интенциональных миров» … Источником этим может быть только, условно говоря, «интенциональная личность», в основании психологии которой лежит данная культурная система, а культурная система зависима от «интенциональной» личности, то есть от культурно обусловленной психологии. Существование «интенциональных миров» является реальным, фактическим и исполненным сил только постольку, поскольку существует сообщество людей, чьи верования, желания, цели и другие ментальные представления направляются ими и одновременно находятся под их влиянием. «Интенциональные миры» - это человеческие «артефактные миры», населенные продуктами своей собственной «интециональности»

Психосемантические методы позволяют, в некотором роде, уйти от крайнего формализма и выхолощенности психометрических методик, а так же от излишнего субъективизма проективных методик.



2015-11-27 300 Обсуждений (0)
Из ПсиАнтропологии (С.В. Лурье) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из ПсиАнтропологии (С.В. Лурье)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)