Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции органов контроля



2015-11-27 1374 Обсуждений (0)
Функции органов контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Она вправе осуществлять также финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
• непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
• непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федеральною бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;
• соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, предъявленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;
• наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных организаций. Они осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также предоставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
Счетная палата РФ Основными задачами являются:
I) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

№ 23. Анализ состояния государственного долга на современном этапе развития финансов. Методы управления государственным долгом

В структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, то есть такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.

Объем государственного долга Российской Федерации в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 40,2 %, к концу 2012 года - более чем в 2 раза и составил 15,4 % ВВП. Объем государственного внутреннего долга увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 31,2 %, к концу 2012 года в 1,7 раза и составил 8,1 % ВВП.

Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в рублевом эквиваленте увеличился в 1,6 раза, к концу 2012 года - в 2,8 раза, в долларовом эквиваленте - в 1,5 раза и 2,4 раза соответственно. С ростом объемов государственного долга увеличились расходы федерального бюджета на его обслуживание (процентные расходы), в 2010 году они стали выше в 1,5 раза, чем в 2009 году, в 2012 году - в 2,8 раза. Возросшие объемы заимствований увеличили нагрузку на федеральный бюджет. В 2011 - 2012 годах может произойти превышение предельного значения (10%) показателя ликвидности бюджета, характеризующее отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета.

Сложившаяся сегодня ситуация заставляет использовать наращивание государственного долга за счет кредитов на текущее финансирование социальных обязательств государства в ущерб инвестиционному и инновационному развитию национальной экономики, что в перспективе удлиняет фазу ее выхода из кризиса и не позволяет в полной мере осуществлять масштабные структурные преобразования. Именно поэтому является актуальным, сегодня внедрение в практику управления государственным долгом России программно-целевого метода финансирования государственных инвестиционных расходов, в том числе за счет привлекаемых государством кредитных ресурсов.

Методы управления государственным долгом:

• Рефинансирование – погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.

• Аннулирование (дефолт) – отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.

• Конверсия – принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.

• Новация – соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.

• Унификация – принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.

• Консолидация – увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.

• Отсрочка погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) – проводится в том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства финансовой активности.

Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.

№ 24. Характерные черты финансов материального производства. Специфика финансовых отношений в организациях сферы обращения и в учреждениях, оказывающих социальные услуги.

В сфере материального производства производятся товары, основу организационной структуры ее образуют предприятия, объединения, ассоциации. Поэтому важной особенностью финансов этой сферы является их непосредственная связь с формированием первичных доходов и использованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения. Финансы сферы материального производства непосредственно обслуживают процесс создания стоимости и являются условием бесперебойного кругооборота производственных фондового расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

Распределение, осуществляемое в сфере материального производства, характеризуется единством всех четырех стадий (производство, обмен, распределение, потребление) воспроизводственного процесса, причем определяющей среди них является стадия собственно производства (создание общественного продукта). Стадия распределения тесно связана с производством и непосредственно зависит от него, поскольку распределять можно лишь то, что реально создано в производстве.

Функционируя в сфере материального производства, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости, благодаря им распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.

Формируемые на основе финансовых отношений денежные фонды целевого назначения способны создавать предпосылки для изменения структуры и динамики производства. Перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования и территориями позволяет подготовить условия для осуществления прогрессивных сдвигов в структуре производства, ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности производства.

Финансы материального производства базируются на определенных принципах, к числу которых относятся:

1) хозрасчет – определенная методика ведения хозяйства, которая предполагает полное возмещение текущих затрат, связанных с производством и реализацией продукции, из выручки от реализации и получение прибыли (самоокупаемость). Расходы на обновление ОФ, на социальные нужды коллектива, финансирование культурно-бытовых объектов также покрываются за счет собственных источников, в первую очередь за счет прибыли;

2) финансовая самостоятельность предприятий – им предоставлено право самостоятельно распоряжаться своими собственными ресурсами, изыскивать и пускать в оборот привлеченные и заемные средства. Государство на может перераспределять финансовые ресурсы предприятия, оно устанавливает систему и порядок взимания налогов, формирования амортизационного фонда, отнесения затрат на себестоимость и т.д.;

3) экономическая ответственность за выполнение обязательств перед поставщиками, государством, коллективом, банками и т.д. – определяется установленной законодательством системой финансовых санкций за невыполнение обязательств;

4) участие в кругообороте фондов предприятия не только собственных, но и привлеченных, заемных денежных ресурсов.

В сфере обращения систематически совершаются обменные операции (Д-Т, Т-Д), благодаря финансам у покупателей формируются денежные фонды специального целевого назначения, а следовательно подготавливаются условия для осуществления обменных операций. Финансы выступают органическим продолжением совершающихся актов продажи товаров (Т-Д), поскольку благодаря им происходит распределение выручки, полученной в результате обменных операций. Таким образом, в сфере обращения они выступают либо как необходимое условие для начала обменных операций, либо как их закономерное продолжение.

 

Особенности финансового обеспечения учреждений социальной сферы. Социально-бытовую инфраструктуру составляют предприятия, организации и учреждения, предоставляющие социально-культурные и жилищно-коммунальные, торговые, бытовые услуги. Часть услуг, главным образом коммунально-бытовых, предприятия социально-бытовой инфраструктуры предоставляют также предприятиям сферы материального производства для осуществления непрерывного процесса производства. В социально-бытовую инфраструктуру входят не только все отрасли непроизводственной сферы, но и некоторые отрасли сферы материального производства. Таким образом, социально-бытовая инфраструктура – это комплекс отраслей производственной и непроизводственной сферы народного хозяйства, обслуживающих население и основное производство.

Социально-бытовая инфраструктура включает: просвещение, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения.

Особенность деятельности предприятий обслуживания состоит в том, что часть их услуг населению поступает на платной основе, а часть - на бесплатной или льготной.

Система финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры должна включать следующие основные элементы:

образование финансовых ресурсов, предназначенных на инфраструктуру; распределение и перераспределение финансовых ресурсов; каналы финансирования инфраструктуры; планирование финансового обеспечения, объединение финансовых ресурсов, методы финансирования.

 

 

Особенности функционирования финансов сферы предпринимательства. Финансы коммерческих предприятий и организаций. Финансовый аспект формирования и использования оборотного капитала.

 

* Особенности функционирования финансов сферы предпринимательства

Финансы предприятий - это система денежных соотношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов.

Выделяют три основных функции финансов предприятий:

• Воспроизводственная;

• Распределительная;

• Контрольная.

Воспроизводственная функция состоит в том, что любое предприятие осуществляет свою деятельность с целью повышения прибыли, а один из способов этого добиться – расширение производства. Помимо того, что предприятие постоянно поддерживает величину оборотных средств, которые участвуют в процессе производства и не могут быть изъяты из него, предприятие должно изыскивать средства для введения новых производственных технологий (расширенное воспроизводство). Именно правильная организация финансов предприятия помогает осуществлять расширенное воспроизводство.

Распределительная функция финансов предприятий способствует распределению финансовых ресурсов между различными инвестиционными проектами в зависимости от их перспективности. Но кроме этого, распределительная функция проявляется и внутри самого предприятия (распределение между финансовыми фондами предприятия, формирование прибыли и т.д.).

Контрольная функция финансов предприятий связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Если предприятие своевременно рассчитывается с бюджетом, банками, поставщиками, оно тем самым улучшает свои конечные результаты, повышает эффективность производства и использования средств. В противном случае оно вынуждено платить штрафы, пени, неустойки, возникает напряженное финансовое положение, ухудшаются конечные результаты. Одной из форм финансового контроля является использование ряда финансовых показателей. Главным из них является стабильное наличие средств у предприятия. Именно в этом проявляется взаимодействие контрольной функции финансов с первыми двумя. К другим финансовым показателям относятся: задолженность поставщикам, банку, бюджету, работникам, обеспеченность оборотных средств соответствующими источниками, убытки, ликвидность, платежеспособность и др.

Финансы предприятий имеют собственную организацию (устройство), которая основана на следующих принципах:

• Полная самостоятельность;

• Ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

• Финансовое планирование;

• Формирование финансовых резервов для любого предприятия;

• Финансовая дисциплина;

• Самоокупаемость предприятия;

• Самофинансирование предприятия.

Принцип полной самостоятельности заключается в самостоятельном использовании собственных и приравненных к ним средств, благодаря чему обеспечивается необходимая маневренность ресурсов, которая в свою очередь позволяет концентрировать финансовые ресурсы на нужных направлениях хозяйственной и других видов деятельности предприятия.

Принцип ответственности за результаты хозяйственной деятельности заключается в следующем. Финансовый результат на предприятии является качественным показателем его деятельности, как для руководства предприятия, так и для всего его коллектива. Ответственность возникает также и по поводу всех тех рисков, которые принимает на себя предприятие в условиях рынка.

Финансовое планирование определяет направления движения денежных потоков на ближайшее будущее и на перспективу, предполагает получение и направление использования денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается планирование финансового результата.

Формирование финансовых резервов для любого предприятия обеспечивает устойчивую производственную деятельность в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры, рисков и т.д.

Финансовая дисциплина предполагает своевременное и полное выполнение финансовых обязательств перед партнерами, банками, государством и разнообразными фондами (бюджетными или внебюджетными), перед своими работниками и т.д.

Принцип самоокупаемости предприятия состоит в том, что предприятие должно обеспечивать покрытие своих расходов за счет результатов производственной деятельности. Или в способности предприятия полностью покрывать свои операционные расходы за счет получаемых операционных доходов.

Принцип самофинансирования предприятия предполагает развитие предприятия (инвестиционная деятельность) исключительно за счет формируемых собственных финансовых ресурсов.

Организация финансов предприятий прямым образом зависит от многих факторов. В первую очередь к таким факторам относят:

• Организационно-правовую форму предприятия;

• Сфера деятельности;

• Цель деятельности;

• Принадлежность к отрасли.

Организационно-правовая форма предприятия существенно влияет на способы формирования, распределения и использования собственного капитала и денежных фондов.

Особенностью финансов акционерных обществ является то, что их уставный капитал разделен на определенное число акций. Уставный капитал акционерного общества состоит из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость, - это стоимость акций, определенная в момент их выпуска. Участники акционерного общества не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков только в пределах стоимости их акций.

Другой особенностью финансов акционерных обществ является обязательное формирование резервного фонда. Цель формирования резервного фонда - покрытие убытков, а также погашение облигаций акционерного общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Особенностью финансов обществ с дополнительной ответственностью является то, что участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. То есть, при банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. В России данный вид организационно-правовой формы из-за больших рисков не распространён.

Финансы производственных кооперативов отличаются тем, что они в основном формируются за счёт паев (взносов) членов кооперативов. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов.

Особенностью финансов государственных и муниципальные унитарных предприятий является то, что эти предприятия не имеет права собственности на используемое им имущество. Данное имущество принадлежит другому собственнику и всего лишь закреплено за унитарным предприятием. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.

Сфера деятельности предприятия, как классифицирующий признак подразумевает деление финансов в зависимости от того, относится предприятие к сфере материального производства или к непроизводственной сфере.

Цель деятельности предприятия также влияет на принципы организации финансов предприятия. Предприятие может быть создано либо с целью получения прибыли (коммерческое предприятие), либо с целю удовлетворения каких-либо духовных потребностей человека (некоммерческие предприятия). Так, особенностью финансов некоммерческих организаций является то, что большая часть их финансовых ресурсов формируется на безвозмездной основе из бюджетов различных уровней, либо из фондов.

Финансы предприятий отраслей включают в себя финансы предприятий, осуществляющих промышленную, сельскохозяйственную, строительную, транспортную и другие виды деятельности.

Основные принципы организации финансов предприятия всех отраслей едины, что обусловлено общими экономическими законами. Однако каждую отрасль отличают определенные технологические особенности, оказывающие воздействие на фондовые потоки предприятий отрасли (непрерывность или цикличность, объем и движение денежных средств, полнота и размеры фондовых потоков).

Отраслевые особенности в большой степени отражаются на формировании затрат и организации оборотных средств предприятия. Отрасли отличаются характером произведенного продукта, длительностью производственного цикла, характером накопления затрат, характером налогообложения.

Особенностью финансов промышленных предприятий является:

1. многообразие видов отраслей (тяжелой и легкой промышленностью);

2. высокий уровень наукоемких технологий;

3. меньшая зависимость от климатических условий, чем у предприятий сельского хозяйства;

4. состав и структура оборотных средств;

5. большой удельный вес внеоборотных активов;

6. малая доля фонда заработной платы в себестоимости, выпускаемой продукции;

7. большой уровень и потребность в инвестиционных средствах.

Особенностью финансов предприятий сельского хозяйства являются следующие факторы:

- почвенно-климатические особенности, которые сказываются на урожайности и доходе;

- зональная специфика;

- длительность рабочего периода;

- объем культурно-технологических работ;

- погода, которая определяет результативность сельскохозяйственных работ;

- биологические факторы;

- социально-экономические особенности сельскохозяйственного производства.

 

*Финансы коммерческих предприятий и организаций.

Финансы коммерческих организаций и предприятий как часть финансовой системы охватывают процессы создания распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.

В ходе финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства реализацией продукции, формированием финансовых ресурсов распределением и использованием доходов.

Финансы коммерческих организаций и предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.

Такие экономические отношения часто называют денежными, или финансовыми, хотя финансовые отношения являются частью денежных отношений, возникают лишь при движении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений предприятий можно систематизировать по следующим направлениям:

-связанные с формированием уставного капитала хозяйствующего субъекта. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования. Уставный капитал является основным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов любой коммерческой организации и предприятия;

-связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся денежные отношения между поставщиком и покупателем, транспортом и клиентурой, заказчиком и подрядчиком и т. д;

между коммерческими организациями и предприятиями, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, с взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий;

между хозяйствующим субъектом и его подразделениями, вышестоящей организацией, союзами и ассоциациями, членами которых они являются при выполнении взаимных финансовых обязательств;

между коммерческими организациями и предприятиями и отдельными работниками, возникающие при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций, облигаций, выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям;

между хозяйствующими субъектами и финансовой системой государства при уплате налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, получении ассигнований из бюджета, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций;

между хозяйствующими субъектами и банковской системой в процессе хранения денег в банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит, оказания банковских услуг;

между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, предпринимательского и коммерческого рисков.

Очевидно, что финансовые отношения, являясь частью денежных отношений, возникают лишь при реальном движении денежных средств и сопровождаются созданием или изменением величины денежных фондов.

l Финансам коммерческих организаций и предприятий присуши те же функции, что и общегосударственным финансам, — и распределительная и контрольная. Обе функции тесно связаны между собой.

Посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание основных пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом.

Объективная основа контрольной функции — стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции (выполнение работ и оказание услуг) и формирование доходов и денежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен и потребление. Однако распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства и получено после реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг), невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость.

При нарушении нормального кругооборота средств, увеличении затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о нарушении в производственном процессе, недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства.

Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их работников, акционеров, кредитных и страховых институтов. Поскольку к распределению вновь созданной стоимости имеется всесторонний интерес, финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:

непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, обязательств перед поставщиками товарно-материальных ценностей, потребителями продукции, государством, банками и другими контрагентами;

налоговые органы, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей;

контрольно-ревизионная служба Министерства финансов РФ, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, использующих бюджетные средства;

коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;

независимые аудиторские фирмы при проведении аудиторских проверок.

Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. И, наоборот, отрицательный результат или отсутствие его говорят о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и может привести к банкротству хозяйствующего субъекта.

 

*Финансовый аспект формирования и использования оборотного капитала.

Важное место в имуществе предприятия занимает оборотный капитал - часть капитала, вложенная в текущие активы, которая обеспечивает бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Оборотный капитал предприятия представляет собой экономическую категорию, в которой переплетается множество теоретических и практических аспектов. Среди них весьма важным является вопрос о сущности, функциях и источниках формирования оборотного капитала.

Оборотный капитал можно определить и как денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Одним из условий непрерывности производства является постоянное возобновление его материальной основы средств производства. В свою очередь, это предопределяет непрерывность движения самих средств производства, происходящего в виде их кругооборота.

В своем обороте фонды последовательно принимают денежную, производительную и товарную формы, что ведет к их разделению на производственные фонды и фонды обращения. Вещественным носителем производственных фондов являются средства производства, средства труда, предметы труда. Готовая продукция вместе с денежными средствами в расчетах образует фонды обращения.

К оборотным производственным фондам предприятий относят часть средств производства, вещественные элементы которых в процессе труда в отличие от основных производственных фондов расходуются в каждом производственном цикле, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. Вещественные элементы оборотных фондов в процессе труда претерпевают изменения своей натуральной формы и физико-химических средств. Они теряют свою потребительную стоимость по мере их производственного потребления. Оборотные производственные фонды состоят из трех частей: производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.

Фонды обращения обслуживают сферу производства. Они включают готовую продукцию на складе, товары в пути, денежные средства и средства в расчетах с потребителями продукции, в частности, дебиторскую задолженность.

Кругооборот фондов предприятий начинается с авансирования стоимости в денежной форме на приобретение сырья, материалов, топлива и других средств производства - первая стадия кругооборота. В результате денежные средства принимают форму производственных запасов, выражая переход из сферы обращения в сферу производства. Стоимость при этом не расходуется, а авансируется, так как после завершения кругооборота она возвращается. Завершением первой стадии прерывается товарное обращение, но не кругооборот.

Вторая стадия кругооборота совершается в процессе производства, где рабочая сила осуществляет производительное потребление средств производства, создавая новый продукт, несущий в себе перенесенную и вновь созданную стоимость. Авансированная стоимость снова меняет свою форму - из производительной она переходит в товарную.

Третья стадия кругооборота заключается в реализации произведенной готовой продукции (работ, услуг) и получении денежных средств. На этой стадии оборотные средства вновь переходят из сферы производства в сферу обращения. Прерванное товарное обращение возобновляется, и стоимость из товарной формы переходит в денежную. Разница между суммой денежных средств, затраченных на изготовление и реализацию продукции (работ, услуг) и полученных от реализации произведенной продукции (работ, услуг), составляет денежные накопления предприятия.

Закончив один кругооборот, оборотные средства вступают в новый, тем самым осуществляется их непрерывный оборот. Именно постоянное движение оборотных средств является основой бесперебойного процесса производства и обращения. Анализ кругооборота фондов предприятий показывает, что авансируемая стоимость не только последовательно принимает различные формы, но и постоянно в определенных размерах пребывает в этих формах. Иными словами, авансируемая стоимость на каждый данный момент кругооборота различными частями одновременно находится в денежной, производительной, товарной формах.

Кругооборот фондов предприятий может совершаться только при наличии определенной авансированной стоимости в денежной форме. В теории и практике эта стоимость приняла название оборотных средств.

Оборотные средства выступают, прежде всего, как стоимостная категория: на практике они не являются материальными ценностями, ибо из них нельзя производить готовую продукцию.

Являясь стоимостью в денежной форме, оборотные средства уже в процессе кругооборота принимают форму производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции.

Оборотные средства выступают, прежде всего, как стоимостная категория. Они в буквальном смысле не являются материальными ценностями, так как из них нельзя производить готовую продукцию. Являясь же стоимостью в денежной форме, оборотные средства уже в процессе кругооборота принимают форму производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции. В отличие от товарно-материальных ценностей оборотные средства не расходуются, не затрачиваются, не потребляются, а авансируются, возвращаясь после окончания одного кругооборота и вступая в следующий.

Момент авансирования представляет собой одну из существенных и отличительных черт оборотных средств, так как он играет важную роль в установлении их экономических границ. Временным критерием для авансирования оборотных средств должен являться не кварт



2015-11-27 1374 Обсуждений (0)
Функции органов контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции органов контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.034 сек.)