ТЕМА 3: Государственные финансы
План: 1. Сущность и содержание государственных финансов. 2. Структура государственных финансов. 3. Государственный кредит. 4. Территориальные финансы. 5. Государственные внебюджетные фонды. 1. Сущность и содержание государственных финансов. Финансовая система общества представляет собой совокупность всех сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых ресурсов. Финансовая система состоит из трех основных подсистем: 1. Государственные финансы: 1.1. Бюджетная система; 1.2. Внебюджетная фонды; 1.3. Государственный кредит; 2. Страховая система: 2.1. Личное страхование; 2.2. Имущественное страхование; 2.3. Страхование ответственности. 3. Финансы хозяйствующих субъектов: 3.1. Финансы коммерческих предприятий, организации; 3.2. Финансы некоммерческих предприятий, организации; Финансовые посредники (БИФ_ боевые инвестиционные фонды); Структура государственных финансов. Государственные финансы – сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и, связанных с процессом перераспределения государственного налога для выполнения политической, социальной и экономической функции государства. По экономической сущности государственные Финансы представляют собой денежные отношения субъектом которых выступает государство, предприятия, организации, учреждения по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования на удовлетворение потребностей общества, расширение производства и т.д. Основу государственных финансов составляет бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.
Основными проблемами в области государственных финансов являются: 1. Несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных бюджетов внебюджетные фонды; 2. Необходимость совершенствования налоговой системы; 3. Повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; 4. Совершенствование бюджетного федерализма; 5. Обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики; 6.Укрепление финансового контроля. Государство и кредит. Для покрытия своих расходов связанных, с бесперебойным финансированием многообразных потребностей общества, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Внутри страны государство, как правило, является заемщиком, а население, предприятие и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство может выступать, как в роли заемщика, та и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашения займов или выполнения других обязательств, взятых физическими или юридическими лицам, оно является гарантом. Государственный кредит функционирует на принципах возвратности, платности и срочности. Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. Объективной необходимостью использования государственного кредита является постоянное противоречие между величиной потребностью общества и возможностью их удовлетворения государством за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, международная деятельность, социальная политика государства, оборона страны и общественная безопасность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов; при этом возможности их осуществления ограничены доходными возможностями бюджета, которые в первую очередь связаны с уровнем налогообложения. Целесообразность использования государственного кредита обусловлена меньшими последствиями для экономики по сравнению с монетарными методами (т.к. эмиссия денег). Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов. Сущность государственного кредита, как экономической категории, раскрывается в функции распределительной, контрольной и регулирующей. Распределение может осуществляться между: 1. Федеральными и региональными бюджетами; региональными и бюджетами муниципальных образований; 2. Международными кредитно-финансовыми институтами и федеральным бюджетом; 3. Между иностранными юридическими и физическими лицами; и федеральными и региональными бюджетами. Контрольная функция осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита. Эту функцию осуществляет соответствующие институты на федеральном, региональном и местном уровне. Черезрегулирующая функция осуществляется воздействие государства на уровень процентных ставок, состояние денежного обращения, уровень занятости и т.д. Программа государства заимствования РФ, согласно 108 Бюджетного кодекса представляет собой перечь планов внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием: 1. Для несвязанных (финансовых заимствовании): источник привлечения, сумма заимствования и срок погашения; 2. Для целевых заимствовании:конечного получателя, цели заимствования и направления использования источника заимствования, гарантии третьих лиц, сумма заимствования, срок погашения, оценка использования до начало очередного финансового года. В зависимости от заемщика государственный кредит бывает централизованным (заемщик министерство финансов) и децентрализованным (местные органы власти). По месту получения кредит – на внутренний и внешний. По срокам займы: Ø кроткосрочные (до года); Ø Среднесрочные(1-5 лет); Ø Долгосрочные (свыше 5 лет). В зависимости от формы и порядка оформления: Ø Облигационные займы; Ø без облигационные займы. Ценные бумаги правительства делятся на две группы: Ø Обращаемые на вторичном рынке; Ø Не обращаемые на вторичном рынке: сберегательные облигации, облигации оформляющие внешний долг, облигации местных органов власти. Проведением операции на открытом рынке занимается ЦБ. Для кредитора приобретение ценных бумаг правительства имеет определенные риски: Ø рыночный риск (связан с привлекательностью ценных бумаг); Ø процентный риск; Ø кредитный риск (эмитент (кредитор) может не выполнить свои обязательства)
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |