Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава VI. Организация наличного денежного обращения



2015-11-27 522 Обсуждений (0)
Глава VI. Организация наличного денежного обращения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации

является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск

денежных суррогатов запрещаются.

 

Статья 28. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими

драгоценными металлами не устанавливается.

 

Статья 29. Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и

изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно

Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным

законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и

незаконное изготовление преследуются по закону.

 

Статья 30. Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами

Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости

при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода

на всей территории Российской Федерации.

 

Статья 31. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены

недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен

достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового

образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету

Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть

менее одного года, но не должен превышать пять лет.

 

Статья 32. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты

в соответствии с установленными им правилами.

 

Статья 33. Совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монеты Банка

России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого

образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных

знаков публикуется в средствах массовой информации.

Указанное решение в порядке предварительного информирования направляется в

Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.

 

Статья 34. В целях организации на территории Российской Федерации наличного

денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты

Банка России, создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных

организаций;

установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка

уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты

Банка России;

определение порядка ведения кассовых операций.

Денежная эмиссия и организация наличного денежного обращения наряду с осуществлением денежно-кредитной политики является одной из важнейших функций Центрального банка РФ, влияющей на национальную экономику. Обязанность эмиссии наличных денег возлагается на Центральный банк РФ Конституцией РФ.

Именно благодаря эмиссии Центральный банк РФ может осуществлять эмиссионное регулирование - регулирование выпуска и изъятия денег из обращения, исходя из потребностей экономики и общества. Эмиссия наличных денег - очень ответственная функция, возложенная на Центральный банк РФ. Именно здесь должна в полной мере проявляться его независимость, так как «политические условия подталкивают любое государство решить свои проблемы за счет печатания денег».[34] Поэтому весьма важно монопольное право Центрального банка РФ на эмиссию. Эмиссия должна осуществляться с учетом социально-экономической ситуации в стране.

Помимо эмиссии наличных денег на Центральный банк РФ возложена функция организации наличного денежного обращения. В соответствии со ст. 34 Закона о Центральном банке РФ организация наличного денежного оборота Банком России состоит в прогнозировании и организации производства, перевозке и хранении банкнот и монет Банка России, создании их резервных фондов; установлении правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты, замены поврежденных банкнот и монеты; определение порядка ведения кассовых операций. То есть сюда относятся чисто технические функции.

 

53)Кассовые операции: понятие, порядок ведения и значение.

Кассовые операции, операции, связанные с приёмом и выдачей наличных денег кассами предприятий, учреждений и организаций.

Положение ЦБ РФ от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации»

Смотри положение!!!!

54)

Безналичное денежное обращение - это движение стоимости без участия наличных денег, т.е. - это перечисление денежных средств по счетам кредитных учрежден6ий, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и проявление денежных средств клиентов на счетах в банках и привели к возникновению безналичного обращения.

Согласно ГК РФ применяются следующие формы безналичных расчетов:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты чеками;

- расчеты платежными требованиями-поручениями;

- расчеты аккредитивами.

 

55) Порядок осуществления расчетов кредитными организациями.

Кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России.

Кредитная организация ежемесячно сообщает в Банк России о вновь открытых корреспондентских счетах на территории Российской Федерации и за рубежом.

Кредитные организации устанавливают корреспондентские отношения с иностранными банками, зарегистрированными на территориях оффшорных зон иностранных государств, в порядке, определяемом Банком России.

(часть третья введена Федеральным законом от 05.07.1999 N 126-ФЗ)

Корреспондентские отношения между кредитной организацией и Банком России осуществляются на договорных началах.

Списание средств со счетов кредитной организации производится по ее распоряжению либо с ее согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

При недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств кредитная организация может обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.
Расчеты в безналичном порядке между кредитными организациями, филиалами могут производиться через:

1) расчетную сеть Банка России;

2) кредитные организации по корреспондентским счетам "ЛОРО" и "НОСТРО";

3) небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции;

4) внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных расчетов).

2.2. При заключении договора банковского счета клиент в обязательном порядке должен быть ознакомлен с условиями проведения расчетных операций и способами передачи информации, а также с правилами заполнения расчетных документов с учетом каждого из возможных путей проведения расчетной операции. Клиент имеет право в договоре банковского счета определить, по какому из путей могут проводиться расчетные операции по его поручениям. В случае если данная норма не включена в договор банковского счета, маршрут платежей определяется кредитной организацией (филиалом).

2.3. В день принятия кредитной организацией от клиента платежного поручения у кредитной организации возникает обязательство перед клиентом в сроки, установленные законодательством или договором, перечислить денежные средства по назначению с корреспондентского счета (субсчета), иных счетов, открытых для проведения расчетных операций, при соблюдении клиентом следующих условий:

1) правильного указания реквизитов плательщика, получателя денежных средств, обязательных для осуществления операции по перечислению средств;

2) наличия на его счете денежных средств в сумме, достаточной для исполнения принятого документа.

При соблюдении клиентом перечисленных выше условий кредитная организация, филиал в день принятия платежного поручения от клиента списывает средства с его счета и перечисляет их со своего корреспондентского счета (субсчета) и иных счетов, открытых для проведения расчетных операций, не позднее следующего дня, если иное не предусмотрено в договоре банковского счета.

2.4. При проведении платежа по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций, филиалов и счетам межфилиальных расчетов допускается передача расчетных документов от банка - отправителя платежа в банк - исполнитель платежа как на бумажных носителях, так и в электронном виде (электронная копия документа). Порядок передачи расчетных документов в электронном виде при проведении расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) устанавливается договором между банком - отправителем платежа и банком - исполнителем платежа, при проведении операции по счетам межфилиальных расчетов - правилами, разработанными кредитной организацией.

Передача расчетных документов на бумажных носителях производится только в случае обеспечения возможности перечисления средств по корреспондентским счетам (субсчетам), счетам межфилиальных расчетов в сроки, установленные законодательством и договором.

Первый экземпляр расчетного документа клиента, оформленный в установленном порядке, при любом способе передачи информации остается в банке - отправителе платежа и помещается в документы дня в качестве основания списания средств со счета клиента.

2.5. Списание средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций, филиалов (кроме случаев списания средств без распоряжения владельца счета) и проведение расчетных операций по счетам межфилиальных расчетов банком - исполнителем платежа осуществляется по поручению банка - отправителя платежа и приложенным к нему расчетным документам плательщиков.

При передаче информации на бумажных носителях банк - отправитель платежа составляет сводное платежное поручение на бланке ф. 0401060.

К сводному платежному поручению прилагаются экземпляры расчетных документов. Неотъемлемой частью сводного платежного поручения является опись прилагаемых расчетных документов, составленная в соответствии с требованиями Банка России и договором между банком - отправителем платежа и банком - исполнителем платежа.

При осуществлении кредитной организацией, филиалом перевода средств с корреспондентского счета "ЛОРО" и по счетам межфилиальных расчетов сводное платежное поручение банка - отправителя платежа, кроме общеустановленных реквизитов, должно содержать ДПП, которая указывается в реквизите "Резервное поле".

ДПП устанавливается в зависимости от способа передачи информации и сроков прохождения документов между банками.

При осуществлении расчетной операции через расчетную сеть Банка России ДПП в сводном платежном поручении не указывается.

При передаче информации по каналам связи банк - отправитель платежа составляет электронные расчетные документы, подписанные аналогом собственноручной подписи и содержащие реквизиты, необходимые для проведения операций по корреспондентским счетам (субсчетам) и счетам межфилиальных расчетов, а также все реквизиты платежных поручений плательщиков.

Подтверждением от банка - исполнителя платежа о проведении списания средств с корреспондентского счета (субсчета) и операции по счетам межфилиальных расчетов банку - отправителю платежа служит выписка по счету.

2.6. Списание с корреспондентских счетов (субсчетов) без распоряжения владельца счета в случаях, установленных законодательством и договором, и зачисление денежных средств на корреспондентские счета (субсчета) осуществляется банком - отправителем платежа на основании расчетных документов плательщиков и взыскателей средств. Банк - отправитель платежа направляет банку - исполнителю платежа расчетные документы плательщиков и взыскателей средств, на основании которых банк - исполнитель платежа отражает операции зачисления и списания средств по корреспондентскому счету (субсчету) на своем балансе.

Проводки по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитной организации (филиала) и счетам межфилиальных расчетов осуществляются отдельными суммами по каждому платежу клиента.

2.7. Договором между банком - респондентом и банком - корреспондентом, Правилами построения расчетной системы кредитной организации (при расчетах по внутрибанковской расчетной системе) может быть предусмотрено направление подтверждения банком - исполнителем платежа банку - отправителю платежа о проведении каждой операции.

2.8. Кредитным организациям (филиалам) разрешается осуществлять транзитные расчетные операции через открытые им корреспондентские счета в других кредитных организациях, корреспондентские счета (субсчета) в подразделениях расчетной сети Банка России, счета межфилиальных расчетов. При этом банку - отправителю платежа, осуществляющему транзитную расчетную операцию, разрешается переоформлять платежные поручения клиента от своего имени. Банк - отправитель платежа несет ответственность за правильность и своевременность перечисления средств.

56) Понятие расчетных отношений и банковского счета. Основные виды и формы расчетов в Российской Федерации.

ОТНОШЕНИЯ РАСЧЕТНЫЕ — финансовые отношения между компаниями, предприятиями, связанные с осуществлением платежей за товары, работы, услуги.

Банковский счёт — счёт, открываемый банком юридическим или физическим лицам для их участия в безналичном денежном обороте и аккумулировании на счёте безналичных денежных средств для целевого использования.

57) Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации: понятие и правовые основы.

Валютное регулирование, одна из форм государственного регулирования международных экономических отношений, выражающаяся в регламентировании международных расчётов и порядка совершения операций с валютой и другими валютными ценностями.

Валютный контроль — юридический термин. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:

1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции;

3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

Доктринальное определение (по 4 изданию учебника Финансового права Н. И. Химичевойот 2008 года): «Валютный контроль — это контроль Правительства России, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций».

Фундамент нормативной базы валютного регулирования образовали Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"[1], а также принятые в его развитие многочисленные подзаконные акты. В 1992-1995 годах в основном было завершено строительство системы органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля: образованы Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и ее территориальные органы - 12 региональных центров и 3 отделения.

58) Валютные правоотношения: субъекты, объекты.

Валютные отношения – это урегулированные нормами валютного законодательства общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением валютных операций. Субъектами валютных отношений будут являться:

1) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в пункте «в»;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

2) нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пунктах «б» и «в»;

ж) иные лица, не являющиеся резидентами.

Уполномоченные банки не являются субъектами валютных правоотношений.

Объектами валютных правоотношений являются валютные операции которые предусмотрены ФЗ.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, имеют право (установлен закрытый перечень прав):

– знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

– обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

– на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны:

– представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ФЗ;

– вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

– выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

59) Валютные ограничения и запреты.

Валютные ограничения — система мероприятий по ограничению и контролю операций свалютными ценностями. Данные мероприятия проводятся государством в лице специального государственного органа валютного контроля на основе принятых нормативных актов

Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследуют следующие цели: 1) выравнивание платежного баланса; 2) поддержание валютного курса; 3) концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Валютные ограничения распространяются прежде всего на импортные операции. Органы валютного контроля определяют приоритетные направления, на которые может быть направлена валюта. Таким образом, импортёры получают лицензию (разрешение) на покупку у банков иностранной валюты, необходимой для оплаты импорта.

Экспортёры обязаны продавать иностранную валюту уполномоченным банкам, иногда Центральному банку, часто по фиксированному официальному курсу. В зависимости от степени нехватки в стране иностранной валюты в законодательных актах устанавливается процент подлежащей обязательной продажи валюты экспортёрами. Например, в Великобритании в годы Второй мировой войны вся иностранная валюта в обязательном порядке продавалась государству.

В целях стимулирования экспорта и регулирования импорта могут устанавливаться дифференцированные валютные коэффициенты в виде надбавок к официальному курсу, которые применяются при обмене экспортной выручки на национальную валюту. Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. после отмены золотого стандарта и введения валютных ограничений. В Германии, например, отклонения от официального курса колебались в пределах от 10 до 90%

В условиях валютных ограничений отсутствует свободное движение капитала за границу. Ограничения выражаются в виде запрета на перевод иностранной валюты за границу или установления специального разрешительного порядка вывоза иностранной валюты за границу[3].

В целом валютные ограничения отрицательно сказываются на интеграции страны в мировую экономическую систему, поэтому в современных условиях они рассматриваются как временная мера, имеющая целью защиту экономических интерсов страны в условиях несбалансированной экономики и защиты экономических интересов страны

60) Валютный контроль: права и обязанности лиц, участвующих в правоотношениях по по поводу валютного контроля.

Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля является ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», в нем, само понятие валютного контроля не определяется. Основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получили правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются:

– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

– единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

– единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Органами валютного контроля в России являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Правительство РФ как орган валютного контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Федеральным органом валютного контроля исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, являясь органом валютного контроля, выполняет функции, связанные осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством.

Проанализировав законодательство можно сделать вывод, что полномочия органов валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ. Вторые таким правом не наделены.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

– проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

– проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

– запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Существует и исключительная компетенция органов и агентов валютного контроля.

 



2015-11-27 522 Обсуждений (0)
Глава VI. Организация наличного денежного обращения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава VI. Организация наличного денежного обращения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (522)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)