ТЕМА 4. РАСХОДЫ ГОСБЮДЖЕТА
1. Общая характеристика расходов 2. расходы на экономику 3. расходы на социально-культурные нужды 4. расходы на оборону 5. расходы на управление
1. Общая характеристика расходов Расходы гос бюджета – экономические отношения , на основе которых происходит процесс использования централизованных денежных средств по отраслевому , целевому и территориальному назначению. Различают два понятия: 1. государственные расходы : шире расходов гос бюджета 2. расходы гос бюджета Гос расходы шире , т.к. кроме расходов госбюджета включает расходы гос-ых внебюджетных фондов. Расходы бюджета делятся на : - текущие - капитальные Формы расходов бюджета : - функциональная – отражает направление бюджетных средств на выполнение основных ф-ий государства - экономическая – группировка расходов по экономическому содержанию - ведомственная – распределение средств по главным распорядителям , т.е. мин-вам и ведомствам. Расходы консолидированного бюджета РФ делятся : а) собственно гос расходы : 1. гос упр-ие 2. м/нар деят-ть 3. нац оборона 4. правоохранительная деятельность 5. обеспечение безопасности гос-ва 6. федеральная судебная система 7. фундаментальные исследования 8. содействие НТП 9. промышленность , энергетика , строительство 10. с/х и рыболовство 11. охрана окружающей среды и природных ресурсов , гидрометеорология , картография и геодезия 12. транспорт , дорожное хозяйство , связь , информатика 13. предупреждение чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий 14. образование , культура , искусство , здравоохр-ие 15. обслуживание гос долга 16. пополнение гос запасов и резервов 17. прочие расходы и расходы целевых бюджетных фондов б) ссуды : - внутренняя подгруппа – ссуды бюджетам нижестоящих уровней и п/п отдельных отраслей , а так же ссуды , предоставленные п/п под гарантии фед-го прав-ва - внешняя подгруппа – гос кредиты иностр-ым гос-вам и гос-вам СНГ.
2. Расходы на экономику Расходы на экономику – расходы , производимые гос-вом в отраслях материального производства и ЖКХ. Необходимость выделения средств в отрасли материального производства объясняется следующими причинами : - Темпы роста расширенного воспроизводства в некоторых отраслях не совпадают с темпами роста денежных накоплений в них. Поэтому для обеспечения непрерывного развития этих отраслей необходимы внешние источники, в частности – средства гос-ва. - Создаются новые отрасли в экономике , к-ые требуют большого первоначального капитала. Частный бизнес не всегда м. покрыть эти первоначальные расходы , и соответственно , требуются вливания гос-ва. - В условиях рынка с неизбежностью создаются отраслевые и территориальные диспропорции , к-ое должно регулировать гос-во. Для регулирования этих диспропорций необходимы бюджетные средства.
Основными принципами выделения средств на экономику явл. : - выделение средств в минимальных необходимых размерах , т.е. только после исчерпания собственных внутренних финансовых ресурсов п/п или отрасли - получение максимального эффекта при минимальных затратах , т.е. бюджетные ср-ва выделяются т-ко тогда , когда заранее известен показатель эффективности этих затрат. Показатель эффективности , к-ый выражается в увеличении рентабельности производства , увеличение качества продукции - целевой характер бюджетных расходов , т.е. предоставление на определенные цели , в случае нецелевого использования бюджетных средств – бюджетное финансирование прекращается. Бюджетные средства выделяются на эк-ку в виде : - инвестиций - дотаций Т.е. оказание фин помощи низкорентабельным п/п и отраслям. Финансовая политика в отношении расходов на эк-ку в последние 10 летия неоднократно изменялась. В начале 90-х гг. ХХ столетия возникло мнение в условиях перехода к рынку. Роль государства в финансировании затрат на эк-ку д.б. сведена к минимуму. В этот период наблюдался эк-кий кризис , дефицит гос бюджета , поэтому правительство стало резко снижать расходы бюджета на эк-ку. Особенно резко снизились расходы на инвестиции , на кап вложения. Это привело к тому , что доля дотаций стала больше доли инвестиций в расходах. В результате те отрасли и п/п , к-ые производили конкурентоспособную продукцию , но не имели фин рес-сов для своего расширения , снижали темпы своего развития , а низкорентабельные п/п , к-ые производили неконкурентоспособную продукцию , поддерживались гос-вом. Поэтому эта политика пересмотрена в середине 90-х годов , и был сделан вывод , что без гос вмешат-ва эк-ка успешно развиваться не может. Были пересмотрены и подходы к выделению бюджетных средств: - признано , что более эффективной формой является увеличение доли п/п с одновременным снижением доли дотаций и субвенций. - бюджетные средства в условиях рынка должны предоставляться не на безвозмездной основе , а на коммерческих началах , т.е. путем предоставления бюджетных кредитов. - бюджетные и льготные кредиты должны предоставляться не всем желающим , а под лучшие инвестиционные проекты. В перспективе политика в отношении расходов на экономику должна ориентироваться на следующее: - снижение дотаций - жесткая экономия и контроль за расходованием бюджетных средств - выделение инвестиций в наиболее важные перспективные отрасли экономики , а так же экономические программы , обеспечивающие подъем экономики в целом.
3. расходы на социально-культурные нужды.
эти расходы представляют собой расходы на финансирование организаций , учреждений непроизводственной сферы , а так же финанс-ие различных социальных программ (соц. политика). В советское время существовали следующие тенденции в отношении расходов на социально-культурные нужды: - Приоритет всегда отдавался производственной сфере. 70% капвложений шло в производственную сферу, и 30% - в непроизводственную. - Выделение средств на социальную сферу осуществляется по остаточному принципу. Прежде всего на экономику , оборону , а затем на социальную сферу. - Выделения средств в социальную сферу имеют определенный порядок , в частности : А) в первую очередь финансируют здравоохранение Б) образование В) культура , искусство , физкультура и спорт - Финансирование осуществлялось в основном за счет местных бюджетов , т.к. средства союзных бюджетов шли на эк-ку и оборону. В девяностые годы прошлого века в финансировании социально-культурной сферы мало что изменилось в лучшую сторону. Это объясняется следующими причинами: а) Дефицит бюджета. б) Федеральные органы стараются переложить расходы на социальную сферу на бюджеты субъектов федерации , а те – на местные бюджеты. в) В советские времена значительная часть расходов на социальные нужды брали на себя п/п , или на свой баланс учреждения социально-культурной сферы (детские сады , клубы , и т.д.) С переходом на рыночную экономику п/п невыгодно иметь у себя социальную сферу , а некоторым – не под силу. Поэтому многие учреждения социально-культурной сферы были переданы в муниципальную собственность. В настоящее время произошли изменения в лучшую сторону: 1). Увеличились бюджетные расходы на социальную сферу 2). Значительные средства стали выделяться из федерального бюджета (финансирование национальных проектов - образование, здравоохранение и проч.)
4. расходы на оборону
Расходы на национальную оборону включают в себя : - содержание вооруженных сил - разработка , закупка и эксплуатация военной техники - строительство объектов военного назначения - расходы на военное образование - расходы на проведение военных реформ - военные программы по атомной энергии - выплата пенсий военнослужащим Затраты на оборону зависят от следующих факторов: - протяженность внешних границ - м/народная обстановка - внутренняя обстановка - уровень развития военной техники - уровень производительности труда на военных заводах - порядок службы в армии
5. расходы на управление
Расходы на управление включают в себя: - содержание органов гос власти и управления - содержание отраслевых министерств , комитетов - содержание органов , осуществляющих управление социально-культурными учреждениями - содержание органов , осуществляющих управление юстиции , прокуратуры Смета расходов на управление включает : - з/п и начисления на нее - канцелярские , типографские , почтовые , телефонные расходы - расходы на служебные командировки - содержание легковых автомобилей - содержание и ремонт зданий и инвентаря Расходы на управление , так же как расходы на оборону , относятся к непроизводственным расходам Þ в целях увеличения эффективности расходов бюджета необходимо снизить удельный вес этих расходов в гос бюджете. Существует 2 пути снижения расходов на управление : - рациональное и экономное расходование средств в существующих управленческих структурах.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |