Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Показатели физического развития детей и подростков, как один из критериев оценки их состояния здоровья



2015-11-27 8747 Обсуждений (0)
Тема 6. Показатели физического развития детей и подростков, как один из критериев оценки их состояния здоровья 4.91 из 5.00 11 оценок




Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множества факторов: наследственности, климата, особенностей питания, уровня материальной обеспеченности семьи, соблюдения режима и т.д. Наблюдение за физическим развитием детей и подростков — неотъемлемая часть работы врача любого детского учреждения (детских яслей, садов, школ, школ-интернатов и др.). Детальная оценка показателей, характеризующих физическое развитие, про­водится при углубленных медицинских осмотрах детей с участием всех специалистов перед поступлением в школу и в определенных «декретированных» классах — 3-м, 6-м, 8-м (Приказ Минздрава СССР от 10 апреля 1981 г. № 387 «О мерах по совершенствованию медико-санитарной помощи подросткам»). В связи с этим будущие специалисты должны овладеть методикой антропометриче­ских исследований, а также методами оценки физического разви­тия.

Для оценки физического развития детей и подростков используют следующие показатели:

1)соматометрические — длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки и др.;

2)соматоскопические — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития;

3)физиометрические — жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.;

4)состояние здоровья.

 

Методика антропометрических измерений

 

Антропометрия - совокупность методов и приемов оценки морфологиче­ских особенностей человеческого тела; проведение точных измерений на жи­вых людях с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария.

Главным требованием при проведении антропометрических исследова­ний является их строгая унификация.

Только единообразие приемов измерений и использование точного из­мерительного инструментария могут обеспечить достоверность и сопостави­мость полученных результатов. Исследования должны проводиться на обна­женном ребенке в светлом, чистом и теплом помещении. Все измерения должны проводиться только между, так называемыми, «антропометриче­скими точками», под которыми понимаются определенные точки на теле, соответствующие ясно выраженным и легко прощупываемым образованьям скелета и лежащие, как правило, на сагиттальной или боковых линиях тела. Лучшим временем для антропометрических исследований являются утрен­ние часы, т.к. в течение дня возможно уменьшение роста на 1 - 2 см в связи с уплощением свода стопы, межпозвоночных хрящей и снижением тонуса мускулатуры. Кроме того, в течение дня вес тела может увеличиваться до 1 кг и даже более.

Данные антропометрических измерений заносятся в индивидуальную для каждого обследуемого антропометрическую карту.

Соматометрические признаки. Измерение роста. Рост стоя и сидя измеряют с по­мощью деревянного ростомера или металлического антропометра. Деревянный ростомер представляет собой стойку, хоро­шо укрепленную на прочной площадке, высотой до 2 м с деления­ми по 0,5 см. По стойке передвигается муфта с планшеткой.

Измерение роста стоя с помощью ростомера обследуемый дол­жен касаться стойки ростомера четырьмя точками: затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Голова устанавливается таким образом, что­бы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной горизонтальной плоскости. Кроме того, чтобы иметь представление о про­порциях тела, производят измерение роста сидя, для чего у стандартных ростомеров имеется откидное сиденье.

При измерении роста антропометром позиция обследуемого такая же, как при измерении ростомером. С помощью металлического антропометра можно опреде­лить также размеры туловища, верхних и нижних конечностей и т.д. Для точного измерения пользуются антропометрическими точками: например, при измерении длины верхних конечно­стей — плечевую и пальцевую точки. Ошибка при измерении не должна превышать 0,5 см.

Определение массы тела. Массу тела определяют натощак путем взвешивания на медицинских весах. Обследуемый должен спокойно стоять на середине весов. Взвешивание в одежде и обуви не допускается.

Измерение окружностей головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. Для измерения пользуются стальной рулеткой или обыч­ной сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдо­ха. Ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток при под­нятых руках. Затем руки опускают, и лента, соскальзывая, ложит­ся под углами лопаток. У мужчин и детей лента проходит спереди по краю околососкового кружка, у женщин — по IV ребру. Во время глубокого вдоха и выдоха лента должна без задержки сле­довать за движением грудной клетки.

Соматоскопические признаки. При осмотре (соматоскопии) обращают­ внимание на состояние кожных покровов и слизистых оболочек (цвет, тургор, чистота, влажность), степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата (костяка, формы грудной клетки, позвоночника, формы ног и стопы).

Жироотложение. Развитие подкожного жирового слоя объек­тивно определяют измерением толщины жировой складки на животе (на уровне пупка на 5 —6 см сбоку от него) и под лопаткой. Измеренную малым толстотным циркулем толщину складки де­лят пополам. Средним считают жироотложение при толщине жировой складки от 1 до 2 см, ниже среднего — при толщине жи­ровой складки менее 1 см, выше среднего — при толщине более 2 см.

Костяк. Различают три типа костяка: тонкий, коренастый и промежуточный. Тонкий характеризуется узкими плечами и груд­ной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней; корена­стый — широкими плечами и грудной клеткой, большими разме­рами кистей рук и ступней.

Форма грудной клетки. Различают цилиндрическую, кониче­скую, плоскую и смешанную грудную клетку. Грудная клетка ци­линдрической формы при рассматривании спереди и сбоку вы­глядит равномерно развитой в верхнем и нижнем отделах, подгрудинный угол округлой формы и по величине приближается к 90°. Грудная клетка конической формы имеет более широкий и выступающий вперед нижний отдел по сравнению с верхним. Подгрудинный угол большой, более 90°. Плоская грудная клетка обыч­но имеет удлиненную уплощенную форму, подгрудинный угол сужен, он менее 90°. У детей младшего возраста часто бывают сме­шанные формы грудной клетки. Могут встречаться рахитические и редко бочкообразные формы.

Позвоночник. Различают нормальный, лордотический, кифотический типы позвоночника. Нормальный позвоночник в сагит­тальной плоскости имеет S-образную форму. Шейная и пояснич­ная кривизны невелики и обращены вперед, грудная выпуклость обращена назад. Для лордотического характерна малая шейная кривизна и резко выраженная поясничная. У кифотического по­звоночника обе кривизны и выпуклость резко выражены.

К деформациям позвоночника относятся право- и левосто­ронние сколиозы разной степени (рис.1.). При сколиозе I степени отме­чается слабовыраженная асимметрия плеч, лопаток. Дефект не имеет стойкого характера, при напряжении мускулатуры вы­правляется. Сколиоз II степень характеризуется устойчивым искривлением вправо или влево, наличием мышечных компенсаторных валиков. При III степени отмечаются глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки. Начинающиеся изменения позвоночника можно обнаружить следующим простым способом: пальцем с нажимом проводят по верхуш­кам остистых отростков позвонков, а затем по образующейся сплошной красной полосе судят об изменениях в изгибе позво­ночника.

 

 
 

 

 


Рис. 1. Виды сколиоза: 1. – грудной, 2.- общий левосторонний, 3. S-образный

 

Форма ног. Различают нормальную, Х-образную и О-образную форму ног. При определении этого показателя обследуемый ста­вит пятки вместе, носки врозь. При правильной форме ноги со­прикасаются в области коленных суставов, при О-образной фор­ме коленные суставы не соприкасаются, при Х-образной один коленный сустав заходит за другой.

 
 

Форма стопы. Различают нормальную (сводчатую), уплощен­ную и плоскую стопу. Для выявления плоскостопия делают отпе­чатки стопы (плантографию) (рис. 2). Ватным тампоном, погру­женным в раствор метиленового синего, смачивают стопу и ста­вят ребенка на чистый лист бумаги. Можно использовать также 10 % раствор полуторахлористого железа. Бумагу при этом смачи­вают 10 % раствором танина в спирте.

На полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутренней поверхности стопы. Из сере­дины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы. Затем вычисляют процентное отношение той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток, ко всей длине. Если перешеек составляет до 50 %, стопу оценивают как сводчатую, нормальную. Если он составляет 50 — 60%, то стопа упло­щенная. Если отношение более 60%, имеет место выраженное плоскостопие.

 

Физиометрические признаки. Жизненную емкость легких определяют с помощью спирометра. По­сле предварительного вдоха и выдоха обследуемый делает максимальный вдох и затем равномерно выдыхает воздух в трубку прибора. Измерение про­водят 3 раза и фиксируют лучший результат.

Мышечная сила рук - характеризует степень развития мускулатуры, измеряется ручным динамометром. Для измерения силы кисти динамометр берут стрелкой к ладони и, вытянув руку в сторону, с максимальным напря­жением сжимают его поочередно правой и левой рукой.

Становую силу измеряют с помощью станового динамометра, ручка которого устанавливается на уровне колен обследуемого. Разгибание должно проводиться с максимальным усилием, но без рывков. Ноги при этом не должны сгибаться в коленных суставах.

Частоту сердечных сокращений по пульсу подсчитывают в тече­ние 1 мин. При наличии нарушений ритма детей всегда направля­ют на консультацию к кардиоревматологу.

Показатели максимального и минимального артериального дав­ления измеряют аппаратом Рива-Роччи или тонометром (по ме­тоду Н.С. Короткова) на правой руке в положении сидя, после минутного отдыха.

 



2015-11-27 8747 Обсуждений (0)
Тема 6. Показатели физического развития детей и подростков, как один из критериев оценки их состояния здоровья 4.91 из 5.00 11 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Показатели физического развития детей и подростков, как один из критериев оценки их состояния здоровья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8747)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)