Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ



2015-11-27 416 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




При становлении человеческой психики возникает психологическое пространство— время, которое связано со зрительными, слуховыми и другими ощущениями человека и его восприятиями. Выявлены неоднородности пространства ощущений, его асимметрия, а также эффект обратимости времени в бессознательных и транспсихических процессах. Например, может иметь место такая синхронизация психических процессов, при которой одновременно проявляются одинаковые ощущения и переживания у нескольких людей.[5]

В этом психологическом пространстве — времени отражается не только внешнее физическое пространство, но и собственная телесная биомеханика и собственное личностное пространство, в котором топология преобладает над метрикой. Переходя на новую ступень ощущения пространства, живой организм приобретает новые мышление, логику, математические представления, формы познания, действия и даже мораль. В свою очередь, приобретение нового знания, логики, морали неизбежно приводит к новому ощущению и чувству пространства. Пространство для человека естественно связано с его психологическими ощущениями и влияет на его восприятие действительности и общение с окружающим миром. Так, разделяющее пространство между президиумом собрания и залом, кафедрой преподавателя в аудитории и студентами создает совсем другой человеческий контакт, чем общение внутри коллектива, например доверительная беседа на близком расстоянии за столом. Часто психологическое время—пространство проявляется в бессознательном и во сне. Человек ориентируется (и живет!) в таком пространстве—времени не хуже, чем в физическом, и хорошо ощущает ход времени.

Имеются различия между физиологическим и психологическим временем организма человека. Оказывается, для психики, здоровья и долголетия значительно лучше жить в психологически ускоренном времени и в информационно насыщенной обстановке. Этим, наряду с медико-биологической ситуацией прежних времен, объясняется тот факт, что тогда человек жил гораздо меньше. Известны антропологические данные о том, что не только в каменном веке, но и в средние века люди, которые дотягивали до естественной смерти, редко доживали до35—40лет. Может быть, и потому, что в условиях информационной ненасыщенности жизнь объективно становится короткой.

В наше время «порог старости» заметно отодвинулся. Объяснить этот эффект успехами только одной медицины нельзя, поскольку достижения современной медицины в целом увеличивают среднюю продолжительность жизни, но не могут кардинально отодвинуть границу старости. Замедление старения, возможно, и объясняется ускорением психологического времени современного человека, которое стимулируется высоким интеллектом, познавательной деятельностью и устремленностью в будущее. Как остроумно заметил известный российский цитолог В. Я. Александров (1906—1995), «в борьбе со старостью можно одерживать лишь тактические победы».[6]

Примером активного долголетия являются те люди, в профессии которых реализуется плодотворная старость. Это лесоводы, путешественники, селекционеры, садоводы, воспитатели, архитекторы, ученые, результаты труда которых отсрочены, устремлены в будущее. Также бодры, энергичны и жизнеспособны люди старшего поколения, которые не разучились удивляться, а значит, так информационно насыщать свою жизнь, что она не тянется, а несется. Таким людям часто не хватает времени для реализации своих целей, но жизнь их интересна и ярка! Как сказал английский писатель Д. Свифт (1667— 1745), «все хотят жить долго, но никто не хочет быть старым».

Реально переживаемое человеком психологическое время во многом зависит от того, как он понимает свою жизнь и свой жизненный путь. Восприятие им хода течения времени связано с обращением к будущему, и, чем выше психологический тип личности, тем оно острее. Возникает как бы «стрела психологического времени». Поэтому роль будущего для человека психологически очень важна — повышается социальная активность и ценностная ориентация человека. С другой стороны, бессмысленные и бесцельные разговоры или «пустая» информация («мыльные» оперы и сериалы, бессодержательные детективы, воздействие масс-культуры— все это «подпольная» (и не ощущаемая) кража собственного свободного психологического времени.

Так же, как цикличность различных процессов проявляется во внешнем астрономическом времени, так и у человека приливы вдохновения и наибольшая работоспособность наступают через каждые 1,5—2часа. Пик творческого подъема у каждого человека свой — в зависимости от числа и года рождения, он отражает проявление космических ритмов. В целом же при восприятии окружающего мира время для человека всегда ощущается подвижным.

Интересный пример психологического восприятия времени приводит М.Н. Кондратьев: «Если физическое время разделяет прошлое и будущее, как один миг, т.е. является точкой на оси времени, то настоящее удерживается в психике от 1 до 5 секунд. Если бы мы настоящее также ощущали как миг, то не могли бы воспринимать мелодию, а воспринимали бы музыку как отдельно звучащие ноты».

Понятие времени мы употребляем в самых разных смыслах. Время доступно нашему сознанию, поскольку связано с обычной, повседневной жизнью. В житейском понимании течение времени воспринимается как его поток, переход из прошлого в будущее. Учеными и философами понятие времени часто трактуется по-разному. Христианский теолог Августин (354—430) писал: «Если меня об этом никто не спрашивает, я знаю, что такое время. Если бы я захотел объяснить спрашивающему, нет, не знаю». В Древнем Египте время отсчитывалось от хаоса к порядку, направление времени не определялось — оно понималось как выделение нового из старого. Считалось, что одна из задач Сфинкса — определить движение, а когда люди узнают это, то Сфинкс улыбнется и мир исчезнет.

Античный философ-неоплатоник Прокл (410—485) приводит по поводу времени геометрические рассуждения: «Время не подобно прямой линии, безгранично продолжающейся в обоих направлениях. Оно ограничено и описывает окружность. Движение времени соединяет конец с началом, и это происходит бесчисленное число раз. Благодаря этому время бесконечно».

Платон связывал течение времени, его причину и происхождение со Вселенной: «Поскольку день и ночь, круговороты месяцев и лет, равноденствия и солнцестояния зримы, глаза открыли нам число. Дали понятие о времени и побудили исследовать природу Вселенной».

Архимед (287—212до н.э.) считал, что спираль как геометрическая фигура соединяет цикличность с поступательным движением. По его мнению, может быть, спираль подойдет для наглядного образа времени, соединив поток времени и окружность.[7]

В проявлении свойств времени для живых организмов отражается та же таинственная непознанность пока что сущности времени вообще. Приведем высказывания ученых, так или иначе касавшихся этой проблемы. «Время —это всего иллюзия», — отмечал И.Р. Пригожин вслед за А. Эйнштейном. А. Эддингтон писал, что «в любой попытке навести мост между областями опыта, принадлежащими к духовной и физической стороне нашей природы, время всегда занимало ключевую позицию», а французский философ А. Бергсон (1859—1941) считал, что «время —либо изобретение, либо вообще ничто». В физике становления И. Р. Пригожина время является «возникающим» свойством. Но «кто не знает цену времени, тот не рожден для славы» (народная мудрость).«Если нет души, которая отсчитывает время, оно пропадает», — отмечал Н. Н.

Молчанов, а Ф. М. Достоевский определял время как отношение бытия к небытию. Современная физика, описывающая сущность строения материи, развивается в направлении, начатом А. Эйнштейном, и пытается объяснить, что природа всех физических взаимодействий едина. Весьма вероятно, что в основе свойств физической материи, в том числе и живой, лежат сложные геометрические особенности пространства—времени.[8] Установление корреляций между индивидуальным развитием человека в пространстве и времени, его геометрическим строением и физиологическими и психическими качествами является одной из задач физики живого.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Пространство есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Пространство выражает сосуществование, протяженность и структурность любых взаимодействующих объектов.

Время характеризует последовательность смены состояний и длительность бытия любых объектов и процессов, внутреннюю связь изменяющихся и сохраняющихся состояний.

Пространство и время относятся к числу важнейших форм бытия материи или ее атрибутов, без которых невозможно существование материи. В мире нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не существует пространства и времени самих по себе вне материи или независимо от нее.

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2011.

2. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания:—М.:ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. — 592 с: ил.

3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. -512с.

4. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -239с.

5. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник под ред. акад. РАН М.Ф. Жукова. – Новосибирск: ООО» Издательство ЮКЭА», 1997. С. 590-628.

6. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов средних и высших специализированных учебных заведений.- М.: Логос, 2011.

7. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. -520с.

8. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М.: Агар, 1996, с. 298-302.

9. Потеев М.И. Концепции современного естествознания: учеб. для вузов. –СПб: Изд-во «Питер», 1999. – 352с.

10. Хасанов И.А. Феномен времени. Часть 1. Объективное время.-М.1998


[1] Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2011.

 

[2] Горбачев В. В. Концепции современного естествознания:—М.:ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. — 592 с: ил.

 

[3] Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов средних и высших специализированных учебных заведений.- М.: Логос, 2011

[4] Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М.: Агар, 1996, с. 298-302.

 

[5] Хасанов И.А. Феномен времени. Часть 1. Объективное время.-М.1998

 

[6] Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник под ред. акад. РАН М.Ф. Жукова. – Новосибирск: ООО» Издательство ЮКЭА», 1997. С. 590-628.

 

[7] Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов средних и высших специализированных учебных заведений.- М.: Логос, 2011

[8] Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. -512с.

 



2015-11-27 416 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)