Научные основы судебного почерковедения
Письменная речь отражает смысловую сторону письма. Признаки, отражающие смысловую сторону письма и определяющие уровень владения письменной речью, делятся на общие и частные. К общим признакам, характеризующим письменную речь в целом, относятся признаки, отражающие степень развития стилистических, лексических и грамматических навыков. Признаки, характеризующие степень развития стилистических навыков , определяются умением использовать тот или иной стиль письменной речи. Существуют следующие стили: официально-деловой, научный, производственно-технический, публицистический, литературно-художественный, разговорно-бытовой. Общее построение письменной речи (архитектоника) характеризуется наличием или отсутствием логической связи между отдельными элементами текста и определяется правильностью, полнотой и последовательностью изложения мыслей; наличием или отсутствием абзацев; преобладающим типом предложений; наличием символов, сокращений, исправлений. К общим стилистическим признакам относятся навыки акцентирования – выделение главных положений различными способами (подчеркиванием, другим шрифтом, разрядкой и т.п.), использование в тексте восклицательных знаков, многоточий, скобок. Степень развития лексических навыков определяется общим словарным запасом исполнителя (автора) текста, состоящим из нейтральной (общеупотребительной) лексики и лексики, имеющей ограниченное употребление, свойственной определенной социальной группе людей. К таким словам относятся: • диалектизмы – слова, обороты, выражения, характерные для лиц, проживающих в определенной местности; • профессионализмы – особенности письменной речи, характерные для определенных профессий и специальностей; • арготизмы – слова и выражения с особым значением («хата» – квартира, «нал» – наличные деньги и т.п.); • вульгаризмы – слова и выражения, употребление которых не отвечает общепринятым нормам морали и этики (грубые слова и нецензурные выражения); • архаизмы – устаревшие слова и выражения, которые большинством людей в настоящее время не используются («верста» – старинная мера длины, «картуз» – головной убор и т.д.); • неологизмы – новые слова и выражения, не вошедшие в полной мере в повседневное употребление; • варваризмы – слова, заимствованные из других языков и имеющие аналог в русском языке («консенсус» – понимание, согласие, «плюрализм» – сосуществование нескольких мнений и т.п.); • экзотизмы – слова и выражения, характеризующие быт и национальные особенности других народов («аксакал», «пан», «фазенда» и т.п.); • жаргонизмы – слова и выражения, используемые в преступной среде («ксива» – документ, «котлы» – часы и т.д.). Степень развития грамматических навыков письма характеризуется овладением исполнителем правилами русского языка и определяется количеством и характером ошибок на 5—7 страниц рукописного текста. Высокая степень грамотности характеризуется одной-двумя негрубыми орфографическими или пунктуационными ошибками и одной-двумя ошибками в выборе слов и построении предложений; средняя – одной-двумя грубыми орфографическими и пунктуационными ошибками и тремя ошибками в выборе слов и построении предложений; низкая – соответственно двенадцатью и более ошибками первой, а также шестью и более ошибками второй группы. Частные признаки письменной речи проявляются в индивидуальных лексических, грамматических и стилистических навыках, свойственных конкретному исполнителю рукописного текста (автору). К лексическим индивидуальным навыкам относятся: неверное употребление слов, выражений из-за непонимания их значения; повторение одних и тех же слов (бедность словарного запаса); употребление лишних слов; неправильное использование фразеологизмов; признаки авторской лексики (употребление определенных слов, профессионализмов, диалектизмов и т.п.). К грамматическим индивидуальным навыкам исполнителя текста относятся: повторение однородных орфографических и пунктуационных ошибок, неправильное употребление глаголов, местоимений и т.п. Стилистические индивидуальные навыки характеризуются стилем изложения, особенностями построения письменной речи, акцентирования, свойственными конкретному исполнителю (автору). Почерк – это система привычных движений при выполнении письменных знаков, для которой характерны индивидуальность и относительная устойчивость, позволяющие идентифицировать исполнителя рукописи. Под индивидуальностью почерка понимается совокупность особенностей письменно-двигательного навыка, присущих данному лицу. Относительная устойчивость означает сохраняемость в почерке индивидуальных особенностей на протяжении долгого времени, а зачастую и на протяжении всей жизни. К общим признакам почерка относятся: • признаки, характеризующие пространственную ориентацию движений; • отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка; • отражающие структуру движений по траектории. Ниже перечислены общие признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию движений (иногда их называют топографическими признаками): • размещение текста в целом: на скольких сторонах листа расположен текст • размещение самостоятельных фрагментов: заголовков, обращений, подписей, резолюций и т.п. относительно основного текста и срезов листа; • наличие или отсутствие полей, их размер, конфигурация линий (выпуклые, вогнутые, прямые, извилистые); • форма линии письма в строке • размещение движений при выполнении знаков препинания, интервал между знаком препинания и предшествующим словом и т.д. Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка , характеризуются вы-работанностью почерка и степенью сложности движений при выполнении отдельных знаков и строением почерка в целом. Общие признаки почерка, отражающие структуру движений по траектории , характеризуются формой, направлением, наклоном, размером и разгоном. Преобладающей формой движения в прописи считается выполнение букв и их элементов прямолинейно-круговыми (дуговыми) движениями. Однако выделяют и такие формы движений, как прямолинейно-угловатая, извилистая, петлевая, угловатая и смешанная. Преобладающее направление движений рассматривается применительно к выполнению дуговых (овальных) элементов. Различают левоокружное направление движений (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой стрелке); может быть и смешанное направление движений. По наклону различают почерк правонаклонный, левонаклонный и смешанный. Кроме этого, текст может быть выполнен вертикальным почерком, т.е. без наклона. Размер почерка определяется высотой строчных букв. Различают малый (высота строчных букв до 2 мм), средний (от 2 до 5 мм) и большой (более 5 мм) почерк. Протяженность движений по горизонтали, или разгон , почерка определяется соотношением протяженности движений по горизонтали и преобладающей протяженности по вертикали (размеру почерка). В зависимости от этого различают сжатый, средний и размашистый почерк. Связность почерка – это способность исполнителя выполнять без отрыва пишущего инструмента определенное количество письменных знаков (непрерывность движений). По степени связности почерки делятся на сплошной, высокосвязный, средней связности, малой или низкой связности и отрывистый почерк. Нажим почерка – это распределение усилий при выполнении письменных знаков. Различают почерки со слабым, средним и сильным нажимом. Частные признаки почерка характеризуют особенности выполнения письменных знаков, их элементов и соединений между ними конкретным лицом, т.е. в них отображаются особенности письменно-двигательных навыков этого лица. Именно частные признаки главным образом позволяют по почерку установить исполнителя рукописи. К частным признакам почерка относятся: • форма движений • направление движений при выполнении письменного знака • протяженность движений • связность письменных знаков и их элементов • количество движений • последовательность движений • сложность движений при выполнении письменного знака относительно прописи (упрощение движений при выполнении письменных знаков и их соединений и усложнение движений); кроме того, различают обычное выполнение письменных знаков (в соответствии с прописями или близко к ним). Частные признаки характеризуются наибольшей степенью устойчивости и на протяжении всей жизни человека остаются, в принципе, неизменными. Правда, у конкретного лица все-таки могут наблюдаться некоторые изменения в почерке. Они объясняются как объективными, так и субъективными факторами. Эти изменения можно разделить на естественные и умышленные. Естественные изменения почерка определяются как необычными условиями письма (измененная поза пишущего, необычный материал письма, непривычный пишущий инструмент, недостаточное освещение), так и внутренним состоянием пишущего (возрастные изменения, различные заболевания, функциональное состояние – утомление, опьянение). Умышленные изменения почерка заключаются в скорописной маскировке почерка пишущего, подражании печатному шрифту, перемене пишущей руки, подражании почерку другого лица. В криминалистике обычно выделяют свободные и экспериментальные образцы почерка. Свободные образцы почерка – это рукописные тексты, выполненные вне связи с уголовным делом и, как правило, до его возбуждения Основные требования, предъявляемые к свободным образцам почерка: • достоверность (несомненность) происхождения, т.е. исполнение документа именно проверяемым, а не другим лицом; • соответствие исследуемому документу: образцы должны быть близкими по времени написания, форме и содержанию, исполнены на том же языке, однотипной бумаге и аналогичными орудиями; • достаточность образцов в количественном отношении: две– пять страниц рукописного текста и 10—15 подписей. Экспериментальные образцы почерка – это рукописные тексты, специально выполненные предполагаемыми исполнителями по предложению следователя в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Получение экспериментальных образцов осуществляется на основании постановления следователя и оформляется протоколом. Правила получения экспериментальных образцов: • условия, в которых выполняются образцы, должны быть привычными (обычными) для пишущего, однако в случае необходимости образцы отбираются и в необычных для пишущего условиях или с умышленным изменением почерка • образцы, как правило, выполняются под диктовку, при этом составляется специальный текст, в который включаются слова и словосочетания из исследуемой рукописи; • исследуемый текст не должен показываться исполнителю образцов; • образцы получают с разрывом во времени на разных листах бумаги; • объем экспериментальных образцов должен быть не менее пяти—десяти страниц и не менее пяти страниц образцов подписей (по 10—20 на каждой странице). После того как все необходимые для проведения экспертизы материалы собраны, следователь выбирает экспертное учреждение или эксперта и выносит постановление о назначении почерковедческой экспертизы, где кратко указываются обстоятельства дела, имеющие отношение к исследованию, подробно перечисляются материалы, направляемые на экспертизу, и формулируются вопросы, которые необходимо решить в процессе исследования. В вопросах, поставленных перед экспертом, следует указать наименование и реквизиты документа, подлежащего исследованию (номер, дату и т.п.). Если исследованию подлежит рукопись, не имеющая заголовка или каких-либо реквизитов, то необходимо указать, какими словами она начинается и заканчивается. Указывается также, что именно исследуется (текст, часть текста, отдельная запись, подпись, текст и подпись одновременно), фамилии, имена, отчества предполагаемых исполнителей. Перед почерковедческой экспертизой ставятся следующие вопросы: кем из числа указанных в постановлении лиц выполнены рукописные записи (подписи) в исследуемом документе; кем выполнена подпись от имени определенного лица – им самим или другим лицом; лицом какого пола выполнен рукописный текст; в обычных или необычных условиях он выполнен; выполнен ли рукописный текст искаженным почерком; является ли автором документа конкретное лицо; каковы характеристические данные автора текста (родной или преобладающий язык, место формирования речевых навыков, уровень грамотности, профессия и т.п.).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (839)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |