Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.М. ВАСИЛЕЙСКОГО ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ



2015-11-27 696 Обсуждений (0)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.М. ВАСИЛЕЙСКОГО ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОТЕХНИКОВ В БЕЛАРУСИ

Впервые мысль об организации в БССР психотехнической лаборатории возникла на одном из организационных собраний Всебелорусской Ассоциации научной организации труда. Предполагалось с осени 1925 г. провести первые психотехнические исследования и начать работу по профотбору и профконсультации. Было Предложено организовать краткосрочные курсы но Научной организации труда и психотехнике. Лаборатория начала работать с 1925 г. под руководством профессора СМ. Василейского при активном участии сотрудников этой лаборатории А.А. Гайворовского и С.М. Вержболовича.

В архивах за 1924 г. содержатся первые материалы, связанные с приездом С.М. Василейского в Беларусь для работы в БГУ, в частности, заявление профессора Самарского государственного университета Василейского Серафима Михайловича о замещении им должности заведующего кафедрой психологии БГУ. Вскоре был рассмотрен вопрос и о создании психотехнической лаборатории — это практическое направление в развитии отечественной психологии также связано с именем Л.С. Выготского, который подчеркивал, что ведущая роль в развитии психологической науки принадлежит психологии труда, психотехнике, ее общей проблематике, и психотехники первыми вышли на психологический анализ практической, трудовой деятельности человека, хотя и не понимая еще всего значения этих проблем для психологической науки.

По общей оценке А.Н. Ждан [18, с. 315], ведущая роль в развитии психотехники в стране принадлежала и С.М. Василейскому. Вместе с тем, уже в начале 20-х годов появляется тенденция к отделению советской психотехники от зарубежных исследований, высказывалась мысль о классовом характере психотехники, что привело в дальнейшем к отрицательным последствиям в развитии самой отечественной психологической науки

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.М. ВАСИЛЕЙСКОГО ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ

С.М. Василейский (1889—1961) был сыном деревенского священника Самарской губернии. После окончания Самарской семинарии он поступает в Петербургский психоневрологический институт, где его увлекают естественные науки, психология и философия. Одновременно он занимается в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.

По воспоминаниям современников (К.К. Платонов), Серафим Михайлович отличался необыкновенной усидчивостью и трудолюбием. Для усовершенствования в области психологии он был направлен университетом в Лейпциг, где слушал лекции В. Вундта и работал в его лаборатории. С 1917 по 1924 г. он работал в Самарском государственном университете. Дальнейшая его деятельность протекала в БГУ, где он читал курсы психологии и педагогики.

В архивах БГУ имеются документы о деятельности СМ. Василейского в Беларуси. В частности, в протоколе № 1 заседания педагогическо-методологической комиссии БГУ от 7 февраля 1924 г. отмечалось: «Присутствовали: проф. В.Н.Ивановский, проф. Д.А.Жариков, преподаватель И.В. Пятосин, преподаватель Н.В. Азбукин, ассистент В.В. Перебилло и студент Выдрицкий.

Председательствует проф. Д.А. Жариков. Слушали: заявление проф. Самарского государственного университета Серафима Михайловича Василейского на имя декана Педфака БГУ. В заявлении Василейский СМ. просит выставить его кандидатуру на занятие кафедры психологии или педагогики в БГУ. Постановили: «Признать кандидатуру проф. СМ. Василейского на вакантную кафедру психологии (желательной) и ходатайствовать перед деканатом об утверждении его профессором по кафедре психологии с представлением ему по возможности с текущего семестра не менее 12 часов в педелю, как по ведению курсов, так и по ведению практических занятий».

В протоколе № 3 заседания педагогической методологической комиссии от 9 апреля 1924 г. отмечалось: «2. Слушали доклад И.М. Соловьева о постановке преподавания психологии и педагогики на педфаке. Постановили: «Ввиду того, что кафедра психологии и кафедра педагогики должны выполнять ответственную задачу в связи с реорганизацией Педфака, а также ввиду незамедлительного перехода к экспериментальным методам, необходимости создания педагогического музея, организуется психотехническая лаборатория.

Комиссия находит необходимым ходатайствовать перед деканатом:

1. Об объединении вспомогательных учреждений, обслуживающих дисциплины психологии, педологии, экспериментальную педагогику, научную организацию труда; комнаты, кабинет, лаборатории, музей... и создать Психопедагогический институт.

2. О предоставлении названному институту на первое время не менее 3-х комнат с общей кубатурой 30 куб. сажень.

3. Об изыскании средств на организацию экспериментальных исследований и практических занятий для студентов, без каковых современная постановка преподавания наиболее видных для педагогических дисциплин явлений совершенно невозможна» .

Деятельность СМ. Василейского по преподаванию психологии в БГУ сочеталась с научно-исследовательской работой на посту заведующего психотехнической лабораторией. Результаты последней получили отражение в ряде его печатных работ по психологии, вопросам психологии труда, профориентации и профконсультации. В 1927 г. профессор Василейский в качестве члена советской делегации участвует в международной психотехнической конференции в Париже.

По сведениям, полученным из беседы с Б.А, Бенедиктовым (от 3 марта 1996 г.), можно утверждать, что в 1937 г. профессор Василейский был репрессирован и выслан в Пермь. Лишь после войны он возвращается в Горький, где становится заведующим кафедрой психологии. В 50-х годах он защитил докторскую диссертацию, но в силу СЛОЖИВШИХСЯ обстоятельств ее не утвердили. На него была написана жалобе В ВАК, как выяснилось в дальнейшем» не обоснованная.

В Горьком профессора Василейского знали как талантливого лектора, легко овладевающего вниманием любой аудитории, умеющего не только передавать знания, но и воспитывать и слушателях высоконравственные качества. Будучи з;шеду1шцим кафедрой психологии в Горьком, СМ. Василеиский создал дружный, сильный в научном отношении коллектив. Почти все члены кафедры — это бывшие аспиранты СМ. Василейского — в дальнейшем получили ученое звание профессора. Немало его учеников, окончив аспирантуру, продолжали работу в области психологии и педагогики в разных городах страны.

В 1927 г. СМ. Василейским была опубликована книга «Введение в теорию и технику психологических, педолого-педагогических и психотехнических исследований», о которой известный психолог, профессор Е.А. Аркин писал в журнале «Асвета» в январе 1928 г.: «Книга, несомненно, заполняет пробел, остро ощущавшийся как учащимися педагогических кузов, так и широким кругом лиц, занимающихся вопросами изучения личности и, в частности, ребенка. Настоящая работа представляет собой не поверхностную компиляцию, а результат хорошо продуманной систематизации добросовестно изученного материала. К достоинствам книги следует отнести ясность, точность и научную обоснованность изложения, несмотря на его сжатость, В рамках сравнительно небольшой книги... дано систематическое изложение всех основных направлений в методологии и методике психологических и педагогических исследований, Хотя критике отдельных методов отведено второстепенное место, но она не отсутствует. Может быть, в этой критике автору следовало бы быть более решительным, но отсутствие этой решительности в книге, призванной служить «Введением», вполне понятно».

В 1928 г. была опубликована еще одна работа СМ. Василейского — «Статистический метод в применении к психологии, педагогике и психотехнике». В ней «... рассматриваются основы статистического метода, включая закон большого числа. На конкретных примерах раскрывается методика обработки данных, полученных в результате психологических и педагогических экспериментов, наблюдении, анкет и т.д. В известной степени книга не утратила значения и до настоящего времени» — так характеризует эту книгу через 42 года после ее издания доктор философских наук профессор В.М. Ковалгин.

В 1929 г. психологами университета СМ. Василейским, А.А. Гай-воровским, СМ. Вержболовичем было опубликовано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». В книге раскрываются психологические основы профориентации, нрофконсультации и профотбора, дается анализ теории тестирования и приемов их практического применения, детально характеризуются методика и техника выявления пригодности человека к профессии.

Профессор СМ. Василеиский исследовал также вопросы психологии детского мышления. Результаты этих исследований получили отражение в его работе «Экспериментально-психологическое исследование мышления у детей».
Весьма разносторонняя деятельность СМ. Василейского в Беларуси особенно активно протекала в период 1925—1928 гг., когда ОН возглавил психотехническую лабораторию в Минске. Под руководством СМ. Василейского сотрудниками лаборатории была проделана большая работа, например, в 1925 г.:

1. Психотехническое обследование выпускников Минской объединенной профтехшколы с целью выяснения значения умственной одаренности для их школьной и профессиональной успеваемости.

2. Психотехническое исследование телефонисток центральной городской станции г. Минска в целях их профоценки и составления профессиограммы (получено совпадение на 94% с данными администрации).

3. Психотехническое исследование инспекторов Народного Комиссариата РКП (Рабоче-крестьянской инспекции) с целью составления профессиограммы.

4. Психотехнический отбор кандидатов, поступающих в военную окружную школу погранохраны с целью разбивки их на 6 параллельных групп по умственной одаренности (получено совпадение с оценкой преподавателей более, чем в 90 процентов случаев).

5. Психотехнический отбор студентов Компуза им. В.И.Ленина.

6. Профотбор лиц, поступающих в объединенную профтехшколу металлистов и деревообделочников и др.

В 1926 г. лабораторией были выполнены следующие работы:

1. Исследование курсантов пограншколы комсостава для выделения особой кавалерийской группы (исследовано 150 человек).

2. Исследование круга реальных представлений и знаний (из области современности, царского строя, природы и техники) у кавалеристов дивизии (200 человек) в целях выявления профиля их обще культурного и общежизненного развития.

3. Исследование круга реальных Представлений и знаний в школе Погранохраны (140 человек).

4. Исследование курсантов полковой школы дивизии (300 человек) в целях выявления связи между умственной одаренностью и пригодностью к замещению различных командных должностей.

5. Исследование шоферов Белавтопромторга в целях установления их профквалификации. Получено совпадение на 75% с данными администрации и значительно большее совпадение с практикой езды и статистикой несчастных случаев.

6. Исследование кондукторов Автопромторга в целях установления их профпригодности.

7. Исследование молодых воинов (пограничники, 750 человек), поступающих в отряды погранохраны, в целях разбивки на ряд групп по их общей одаренности.

8. Исследование кандидатов, поступающих в Минский Комвуз им. В.И.Ленина.

9. Ряд работ профессиографического характера. Разработка психограммы шофера, кондуктора, железнодорожника (дежурного по станции), красноармейцев погранохраны, кавалеристов и т.д.

В 1927 г. штат лаборатории увеличился на двух сотрудников — доктора Школышкова, который должен был провести работу по вопросам изучения физиологии труда, и технической сотрудницы Н.И. Трубенок, выделенной для работ в лаборатории Минским окружным отделением народного образования, так как в этот год лаборатория ставила перед собой ряд педолого-психотехнических задач. Кроме этого лаборатория проводила ряд работ в контакте с другими учреждениями, научными и практическими работниками школ и диспансеров. Так, была проведена работа по организации психологических испытаний в нервной клинике Белорусского государственного университета, по организации профкопсультации при центральном детском диспансере г. Минска, по организации ряда психотехнических исследований в ряде воинских частей (в том числе и погранохраны), в результате чего создался кабинет по изучению вопросов психофизиологии при соответствующих управлениях. Кроме того, в исследовательских работах лаборатории принимал участие ряд педагогов, врачей и других работников в лице доктора Писемского, Поиругина, Кравчинского, Левинтона, Яголдовского, Афонского, Никотина, доктора-педолога Пикулик, док юра Александровича, педологов Вольфсона и Богдановича, профессора Лясковского, секретаря Ассоциации Научной организации труда Ракова, практикантов Вишневской, Малинипа, Андреевой, а также целый ряд других исследователей, работавших в контакте с лабораторией или проводивших работу под ее руководством и по ее заданиям.

Сотрудники лаборатории принимали активное участие в работе Всебелорусской ассоциации НОТ и Медикопедологической ассоциации при Наркомпросе. Кроме этого, лаборатория являлась своего рода центром по снабжению педологических и психотехнических кабинетов белорусских педтехникумов необходимыми им приборами и тестами.
За 1927 г. лабораторией проделаны следующие исследовательские работы:

1. Анализ профодаренности учеников школ-фабзауча в целях установления профквалификации и составления профессиограммы.

2. Исследование круга реальных представлений и знаний у разных групп населения БССР в целях выявления уровней общежизненного и общекультурного развития различных возрастных, половых, национальных и социальных групп населения БССР.

3. Методологическое (в целях профессиографии) исследование профодаренности хирургов клиник Белорусского государственного университета (исследование не закончено).

А. Исследование круга литературного опыта современной молодежи в целях выявления различных типов литературного опыта их различных групп (исследованием охвачено около 800 человек). Для исследования составлен ряд специальных тестов.

1. Исследование спецодаренности шахматистов (участников одного из окружных шахматных турниров) в целях проверки и составления психограммы шахматиста.

2. Исследование профпригодности кочегаров.

3. Исследование слушателей железнодорожного техникума Западной железной дороги а целях установления их профодаренности и др.

В 1928 г. штат лаборатории изменился в связи с уходом докторов Школьникова и Трубенок и включением в штат нового работника Иносовой для обработки материала. В середине 1927 г. лабораторией было получено из Германии значительное количество аппаратуры, а с переходом лаборатории в Институт охраны труда она получила три большие комнаты, одна из которых использовалась для коллективных испытаний, другая была отведена для аппаратурных установок, в третьей был оборудован кабинет заведующего лабораторией.
В 1928 г. лабораторией была проделана также большая работа:

1. Исследование профодаренности зубных врачей в целях составления профессиограммы методами экспериментальною сравнения.

2. Профконсультация для подростков, направленных Мишкой биржей труда на производство.

3. Профконсультация для учащихся, окончивших школу 2-й ступени.

4. Широкая профориентация молодежи, выражающаяся в организации ряда массовых докладов на тему о выборе профессии и психологических особенностях основных профессий.

5. Профотбор молодежи, поступающей в профтехшколы фабзауча и др.

За время существо психотехнической лаборатории был опубликован целый ряд печатных работ, в частности: СМ. Василейским: «Введение в теорию и технику психологических, педологических и психотехнических исследований и «Опыт психотехнической квалификации автобусных шоферов»; А.А. Гайворовским: «Очерк методологии профессиографии», «Основы психотехники политпросветработы», «Методы профоотбора», «Развитие круга общежизненного и общекультурного опыта современного ребенка» и «Вопросник для психологической характеристики профессии (переработка Липмановекого вопросника)»; СМ. Василейеким, А.А. Гайворовским, СМ. Вержболовичем: «Из теории и практики профконсультации и профориентации».

Кроме того, лабораторией был сконструирован ряд тестов, из которых можно отметить следующие: тесты на наблюдательность, картографическую память и точность восприятия, тест на знание слов и объектов, тест на исследование круга литературного опыта, тест Бурдона. Непосредственно Василейским были адаптированы следующие тесты: тест Бурдона, тест на вставку слов, тест Эббингауна, тест умозаключения, тест на знание слов и объектов (разработан совместно с А.А. Гайворовским).

Помимо этого лабораторией также сконструирован ряд оригинальных приборов, из которых можно отметить следующие: сложный экспозиционный прибор для исследования дежурного по станции, прибор для исследования мышечной памяти, прибор для измерения меткости удара, сложнокомплексный прибор, объединяющий в себе кимограф, мнемометр, компликационные часы и хроноскоп (отмечающий время до 1/50 доли секунды), прибор для исследования точности и координированное.™ работы на узко ограниченном поле (для исследования зубных врачей), видоизмененный и упрощенный аппарат Мюнстерберга для исследования шоферов, аппарат для исследования подвижного глазомера и ряд других менее значительных приборов и аппаратов.
В 1929 г. лаборатория продолжила работу в следующем составе заведующий лабораторией А.А. Гайворовский, ассистент СМ. Вержболович, научный сотрудник В.Г. Иносова. Кроме них в работе лаборатории принимала деятельное участие фуппа педагогов и студентов в составе: М.И. Самойлович-Мановой, Н.Б. Ильящевич, М.Н. Поляковой, Н.Л. Ивицкой, И.Е. Шахотько, К.К. Белькевич, Н.Б. Ватации, Г.Н. Петрова, Н.Н. Востокова, Г. Дезент, В.Н. Андреевой и др. Деятельность С.М. Василейского в качестве заведующего лабораторией была разнообразна. Проблемы, которые им поднимались, нашли свое отражение в трудах его учеников и последователей и являются актуальными и в настоящее время.

Умер Серафим Михайлович в 1961 г. Профессор Б.А.Бенедиктов вспоминает обстоятельства его смерти: «Брат СМ. Василейского с белой армией покинул Россию еще в годы Гражданской войны и находился в Чехословакии. В период хрущевской оттепели в 1961 г. ему разрешили приехать в СССР (он был амнистирован). В ожидании брата СМ. Василейскпй пошел в баню и и парилке умер от сердечной недостаточности.



2015-11-27 696 Обсуждений (0)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.М. ВАСИЛЕЙСКОГО ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.М. ВАСИЛЕЙСКОГО ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (696)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)