III. Краткая теоретическая часть
Дифракцией называется огибание волнами препятствий, соизмеримых с длиной волны, встречающихся на их пути, или в более широком смысле — любое отклонение распространения волн от законов геометрической оптики вблизи любых неоднородностей (препятствий). Явление дифракции можно наблюдать с помощью дифракционной решётки. Дифракционная решёткапредставляет собой стеклянную или металлическую пластинку, на которой через строго одинаковые интервалы нанесены параллельные штрихи. В итоге получают последовательность параллельных щелей равной ширины а, разделенных непрозрачными промежутками равной ширины b. Величина d = a+b, называется периодом (постоянной) дифракционной решётки. Пусть на дифракционную решетку падает нормально световой поток. Благодаря дифракции свет от щелей будет распространяться во всех направлениях (на рис.
где j- угол дифракции, d– постоянная дифракционной решетки. Собранные линзой в одну линию (проходящую параллельно щелям через точку В на экране) эти лучи интерферируют. Для того, чтобы в точке В наблюдался интерференционный максимум, разность хода
где m – порядок максимума, l- длина световой волны. Таким образом, выражение (2) задает условие главных максимумов.
Очевидно, что в тех направлениях, в которых ни одна из щелей не распространяет свет, он не будет распространяться и при многих щелях, т.е. главные минимумы интенсивности (как и в случае одной щели) будут наблюдаться в направлениях, определяемых условием:
где а- ширина щели. Если дифракционная решётка состоит из
где m* может принимать все целочисленные значения, кроме 0, N,2N, ..., т. е. кроме тех значений, при которых условие (4) переходит в (2). Следовательно, в случае N щелей между двумя главными максимумами располагается N─1 дополнительных минимумов, разделенных слабыми вторичными максимумами. Чем больше щелей N, тем больше световой энергии пройдет через решетку, тем больше минимумов образуется между соседними главными максимумами, тем, следовательно, более интенсивными и более острыми будут главные максимумы. При освещении дифракционной решётки белым светом на экране наблюдаются кроме светлой полосы (нулевого максимума) ещё и цветные линии, т.е. происходит разложение белого света в спектр. Цветные линии располагаются по обе стороны от нулевого максимума примерно на равных расстояниях (рис.1,b), причем фиолетовая область спектра будет обращена к центру дифракционной картины, красная — наружу. Это следует из формулы (2) в которой угол отклонения увеличивается с увеличением длины волны, т.е. j ~ l. В настоящей работе постоянная дифракционной решётки dизвестна (она указана на решётке). Порядок спектральной линии m задается преподавателем. Для определения длины волны света l из формулы (2), соответствующей наблюдаемому дифракционному максимуму, надо знать sinj. В спектре (рис. 1,b) угол отклонения фиолетовых лучей определится так: где xф1 - расстояние от максимума нулевого порядка (m=0) до фиолетовой линии в спектре первого порядка (m=1), L- расстояние от дифракционной решётки до экрана. Используя соотношение (2), определим:
В нашем случае углы дифракции малы (j < 7о) и можно считать
где l – длина световой волны, d – постоянная дифракционной решетки, x – расстояние от максимума нулевого порядка (m=0) до линии в спектре m-го порядка. L– расстояние от дифракционной решётки до экрана. Основными характеристиками дифракционной решётки являются дисперсия и разрешающая способность. Угловая дисперсия D определяется угловым расстоянием между двумя спектральными линиями, отнесённым к разности их длин волн
Значение дисперсии получаем, дифференцируя формулу (2):
где D─угловая дисперсия,l─длина световой волны, m─ порядок спектра, d─постоянная дифракционной решетки. Дисперсия возрастает с увеличением порядка спектра. Разрешающая способность
Можно показать, что для дифракционной решетки
где m ─ порядок спектра; N ─ общее число штрихов решётки.
Таким образом:
Измерив ширину освещенной части решётки l, найдём число штрихов решётки N в этой части:
где
Таким образом, из соотношений (9) и (10) разрешающая способность дифракционной решётки определится по формуле:
где l– ширина освещённой части решётки, d- период решётки, Разность определяет длину спектра любого порядка на экране. Воспользовавшись соотношением (2) можно рассчитать номер последнего дифракционного максимума, который можно было бы наблюдать при определенных условиях на экране с помощью используемой дифракционной решётки:
Поскольку синус не может быть больше единицы, т.е.
IV. Экспериментальная часть.
1 - оптическая скамья; 2 - осветитель; 3 - щелевая диафрагма; 4 - объектив для получения резкого изображения дифракционной картины; 5 - дифракционная решётка; 6 - матовый экран.
Задание 1. Нахождение длины световой волны. 1. Перемещая рамку с дифракционной решёткой 5, установить по заданию преподавателя расстояние L между дифракционной решёткой и экраном 6 (положение экрана не изменять!!!). 2. Измерить расстояние от центральной полосы до красной слева ( Аналогичные измерения провести для зеленых полос ( и фиолетовых ( 3. Определить средние значения 4. Повторить пункты 1-3 не менее 5 раз, изменяя расстояние между решеткой и экраном (L =100, 150, 200, 250, 300 мм). 5. Вычислить длины волн наблюдаемых спектральных линий (красной, зелёной и фиолетовой) по формуле (7) и занести результаты в таблицу 2. 6. По заданию преподавателя можно выполнить пункты 2-5 для спектров более высокого порядка (например, m = 2).
Задание 2. Определение характеристик решётки. 1. Измерить освещенную ширину решетки ( 2. Используя соотношение (8), вычислить угловую дисперсию для красного, зеленого и фиолетового цветов для данного 3. Используя соотношение (11), определить разрешающую способность дифракционной решётки и занести результаты в таблицу 2.
Задание 3. Определение характеристик спектра. 1. Используя соотношение (13), рассчитать для всех длин волн номер последнего дифракционного максимума mmax и занести результаты в таблицу 2. 2. Используя соотношение (12), рассчитать длину спектра 1-го порядка. Таблица 1.
Таблица 2.
Контрольные вопросы. 1. В чем проявляется явление дифракции света? 2. В чем состоит принцип Гюйгенса-Френеля? Какое дополнение в принцип Гюйгенса ввел Френель? 3. В каком направлении световая энергия, излучаемая вторичными источниками, максимальна? 4. Напишите математическое выражение условия, при которых будут наблюдаться минимумы и максимумы дифракции от дифракционной решетки. 5. Что такое период (постоянная) дифракционной решетки? 6. На что и как влияет изменение величины постоянной дифракционной решетки? 7. Как располагаются цветные линии в дифракционном спектре? 8. Почему при использовании белого света только центральный максимум белый, а боковые максимумы радужно окрашены? 9. Какими параметрами характеризуется дифракционная решетка в качестве спектрального прибора? 10. Дать понятия дисперсии и разрешающей способности дифракционной решётки.
Техника безопасности 1. К работе с установкой допускаются лица, ознакомленные с её устройством и принципом действия. 2. Не следует касаться пальцами поверхностей оптических деталей. 3. Не следует перемещать по оптической скамье объектив.
Рекомендуемая литература 1. Грабовский Р.И. Курс физики. СПб.: Лань, 2002. 2. Савельев И.В. Курс общей физики. (т.3). СПб.: Лань, 2006. 3. Трофимова Т.И. Курс физики. М.: Высш. шк. 2004. 4. Андрющенко А.А., Максимов С.М., Последова Н.Г. Волновая оптика: учеб.-метод. пособие-Ростов н/Д: издательский центр ДГТУ, 2010.
Редактор А.А.Литвинова _________________________ В печать Объём 0,5 усл. п.л. Офсет. Формат 60x84/16. Бумага тип №3. Заказ № .Тираж 100 экз. Цена свободная _________________________ Издательский центр ДГТУ Адрес университета и полиграфического предприятия: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2754)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |