Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА: «МОСКОВСКАЯ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ. СОСТАВ ФОНЕМ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ»



2015-11-27 3368 Обсуждений (0)
ТЕМА: «МОСКОВСКАЯ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ. СОСТАВ ФОНЕМ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ» 5.00 из 5.00 4 оценки




План:

1. Понятие о фонемах и фонологии.

2. Фонетика и фонология в их исторической взаимосвязи.

3. Учение И.А Бодуэна де Куртене о фонеме.

4. Московская и Ленинградская фонологические школы.

 

В фонетической науке широко применяется термин «фонема». Под фонемой подразумевают звуковой тип, объединяющий основной звук определенного акустико-артикуляционного качества и его различные разновидности, позиционные варианты. Вместе с тем, термин «фонема» употребляется и в другом значении – «основной звук из числа всех разновидностей данного звука». Выделение и классификация фонем производится в первую очередь по функциональному принципу, с точки зрения функций звуков в речи и в языке.. артикуляционные и акустические признаки звуков учитываются при этом во вторую очередь. Изучение звуков в речи в функциональном аспекте называются фонологией.

Чтобы язык существовал и действовал, необходимо чтобы все его знаки (слова, морфемы) различались по звучанию. Функция звуков – различать материальную оболочку слов и вследствие этого вести к различению лексического и грамматического значения слов и словоформ. Например: бак, как, лак, мак, рак, сак, так. Различные по форме и вместе с тем по смыслу их делают первые звуки [б], [к], [л], [м], [р], [с], [i] и ничто другое: при замене одного звука другим один знак разрушается и создается другой.

Следовательно, по теории фонологии эти звуки выполняют в русском языке различную функцию по сравнению друг с другом и поэтому считаются принадлежащими к разным фонемам. Пользуясь подобной техникой противопоставления, устанавливают для русского языка и другие фонемы и принадлежащие к ним звуки (6 гласных и 34 согласных), не считая трех спорных согласных фонем ([г`], [к`], [х`]).

С другой стороны, если какие-то звуки не способствуют различению смысла слов (или их невозможно поставить в одну позицию в слово, как, например, звуки [г] и [х]: гарь- [х]арь, наган – на[х]ан, то они относятся не к разным фонемам, а к одной и той же фонеме как её разновидности.

При определении и выделении фонем учитываются лишь те артикуляционно-акустические признаки звуков, благодаря которым фонема в целом может быть противопоставлена той или иной другой фонеме и по совокупности которых отличается от всех других фонем. Такие признаки называют дифференциальными. Одна фонема может отличаться от другой несколькими дифференциальными признаками (так, [г] отличается от [т] по глухости / звонкости и по месту образования) или одним дифференциальным признаком ([г] и [к]) отличаются друг от друга только по глухости / звонкости.

Следовательно, фонемой называется кратчайшая звуковая единица, независимая по своему качеству и потому служащая для различения звуковых оболочек слов и их форм

Качеств гласных звуков [а], [о], [у] в словах бак, бок, бук фонетически не обусловлено, не зависит от позиции, а употребление этих звуков тождественно (между одинаковыми согласными, под ударением). В данных словах звуки – фонемы [а], [о], [у] различают звуковые оболочки этих слов и вступают как фонемы.

Фонетика как раздел лингвистически существует более 150 лет. В 19 веке ученые специалисты изучали физические, акустические свойства звуков: был подробно описан речевой аппарат, определено, как образуются звуки гласные и согласные, в чем сходство и разница между ними, описаны артикуляционные признаки гласных и согласных. Таким образом, фонетика 19 века подходила к описанию звуков с точки зрения их физических свойств. Но уже во 2-ой половине 19 века возникла необходимость обобщить все накопленные знания о звуках, решить вопрос о том, какова роль назначения звуков в языке. Эти задачи в 70-е годы 19 века решил крупнейший русский лингвист глава Казанской лингвистической школы Иван Александрович Бодуэн де Куртене. Он ввел в научное пользование термин фонема. Он же считается создателем нового раздела фонетики – фонологии.

Бодуэн дал определение фонемы. Звук в его социальной роли он назвал фонемой. Он сравнил фонему с другими фонетическими единицами, как с морфемой, лексемой и определил характерные признаки ф

Фонема– это кратчайшая (минимальная) единица языка. В отличие от морфемы и слова фонема значения не имеет. Мельчайшая незначимая единица языка, которая рассматривается с точки зрения функций звуков речи и была названа Бодуэном фонемой. Идеи Бодуэна быстро развивались в 20 веке. (19 век – век фонетики, 20 век - век развития фонологии.

Хорошо известны две фонологические школы, называемые ленинградской и московской.

Ленинградская фонологическая школа.Ее основателем был Лев Владимирович Щерба.

Представители ленинградской фонологической школы трактуют фонему как звуковой тип, объединяя в каждую из них звуки, которые представляются сходными в акустико – артикуляционном отношении и вместе с тем не противостоящими по различительной и, далее, по смыслоразличительной функции. В разное время эту школу представляли разные ученые: Гвоздев, ученый Зиндер, Матусевич. Теперь эту школу возглавляет женщина Бондарко. Эта школа сложилась как эксперимент – лаборатория при Л.Ф.Ш.

Л.Ф.Ш. большое внимание уделяет материальной физической природе звука. Ученые Л.Ф.Ш. стали использовать специальную аппаратуру: асцилографы, спектрометры, кинорентген. Ученые Л.Ф.Ш. считают фонемами смыслоразличительные звуки, которые произносятся изолированно, то есть отдельно. Реально в изолированном положении произносятся 6 гласных: [а], [о], [у], [и], [э] [ы] и 6 гласных фонем: < а>, <о >, <у >, <и >, <э >, < ы>.

Реально в изолированном положении возможно произношение как твердых, так и мягких заднеязычных согласных [г`, к`,х]. Следовательно, [г`, к`, х`] тоже являются фонемами. Ленинградцы полагают, что в современном русском языке 6 гласных и 37 согласных, а всего 43 фонем.

Л.В. Щерба писал: «Мы видим, что в живой речи произносится значительно больше чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков,, которые в разном языке объединяются в сравнительно небольшое количество разнообразных звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, т.е. служить целям человеческого общения…

Московская фонологическая школа.Её представители: Реформатский, Аванесов, Кузнецов, Панов. Они больше склонны теоретическому описанию фонемы как единицы языка. Они подходят к фонеме только как к компоненту морфемы, подразумевая под фонемой звуковой ряд, выделяемый из фонетических вариантов одной и той же морфемы, в частности идентичный в акустико- артикуляционном отношении ряду звуков, выделяемому из вариантов других морфем. Например:дом- домой, домовой; год – года, годовой; - в корнях выделяют одну фонему, называемую [о], [L], [ъ]. В случаях нога – ноге –ног; рога – роге – рок выделяют фонему [г], состоящую из звукового ряда [г], [г`], [к]. согласно этому в фонеме имеется основной вариант, наблюдаемый в сильной позиции, и другие варианты, а так же вариации, наблюдаемые в позициях, в которых основной вариант невозможен и заменяется звуками с другими оттенками.

Одни и те же звуки по МФШ, могут быть вариантами то одной, то другой фонемы. Например: в слове шапка звук [п] - вариант фонемы [п], а в слове ю[п]ка звук [п ] - вариант фонемы [б], т.к. в слабой позиции этот звук выполняет ту же функцию, что и [б] в сильной позиции, - формирует один и тот же корень. Звуки [L] и [ъ] являются вариантами фонемы [а], если в сильной позиции в соответствующей морфеме имеется звук [а] (как в случае пар – п[L]ры – п[ъ]ровой), или вариантами фонемы [о], если в сильной позиции в морфеме имеется звук [о] (как в случае водный – в[L]да – в[ъ]дяной).

Если какой-то звук морфемы не имеет варианта в сильной позиции, то он расценивается как принадлежащий к отдельной фонеме. Например: в словах собака, сарай звук [L], имеющийся в первом слоге этих слов, принадлежит к отдельной фонеме, а не входит в звуковой ряд фонемы [о] или фонемы [а], ибо данные слоги данных слов нельзя поставить в ударную позицию.

МФШ описывает не фонему саму по себе отдельно, а в слове, т.е. в зависимости от ее позиций: [а] -< а>, [о] - < о>, [э] - < э>, [и] < и>, [у] - < у>.

1. В абсолютном начале слова под ударением в русском языке произносятся только 5 гласных звуков и 5 гласных фонем. [ы] не является фонемой.

2. В абсолютном конце слова, т.е. в сильной позиции по твердости / мягкости заднеязычные согласные [г, к, х] не встречаются. Следовательно, мягкие заднеязычные согласные[г`,к`,х`,] не являются фонемами. Таким образом, получается 5 гласных и 34 согласных.

Существуют и другие фонологические тории. Теория фонем в целом, имеет существенно чисто практические достоинства.. она позволяет кратко и однозначно описывать те звуки, которые носители русского языка сближают или даже не различают в процессе общения и при изучении родного языка. Теория фонем отчасти облегчает объяснение усвоение правописания. Повышенное внимание к смыслоразличительной функции звуков приносит пользу при изучении и неродных языков, в частности русский язык не русскими. В теоретическом плане фонология внесла в научный обиход ряд принципиально важных понятий и представлений, своими методами серьёзно повлияла на теорию семантики и грамматическую теорию.

Понятие сильной и слабой фонемы.Степень различной функции фонем выражается в понятиях сильная фонема и слабая фонема.

Сильные фонемы выступают в том фонетическом положении, в котором различается наибольшее количество звуковых единиц, например, гласные в положении под ударением. Такое фонетическое положение называется сильной позицией;ударные гласные являются сильными фонемами, а их фонетическое положение – сильной позицией.

Слабые фонемы выступают в тех позициях, в которых различается меньшее количество звуковых единиц. Такое фонетическое положение называется слабой позицией. Так, в безударном положении гласные выступают в меньшем количестве звуковых единиц (ср.: совпадение в первом предударном слоге звуков [о] и [а]: вал - [вLлы], вол - [вLлы]). Безударные гласные являются слабыми фонемами, а их фонетическое положение – слабой позицией.

Сильны и слабые фонемы обладают разной различительной способностью: различительная функция фонем в сильных позициях имеет наибольшую степень, в слабых позициях – меньшую.

Основной вид сильных гласных фонем.Основным видом сильной гласной фонемы является разновидность данной фонемы, наименее зависимая от фонетических условий, т.е. находящаяся под ударением в начале слова перед твердым согласным звуком (арка, оспа, ехать, издали, урна).

Разновидности сильных слабых фонем. Сильные гласные фонемы, различаясь под ударением, изменяют свое качество в зависимости от положения перед согласными и после согласного того или иного качества, в абсолютном начале, в абсолютном конце слова и выступают в разных своих разновидностях – более передних или задних, которые представлены в следующей таблице.

В начале слова После твердых согласных После мягких согласных
I не перед мягкими II перед мягкими III не перед мягкими IV перед мягкими V не перед мягкими VI перед мягкими
[а] ах [а`] ай [а] та, так [а`] мать [`а] хотя, хотят [`a`] мять
[о] ох [о`] ось [о] то, ток [о`] соль [`о] всё, при всём [`o`] тётя
[е] ер [е] ерь - - [е] не, нет [е] мель
[и] их [и] имя [ы] мы, мыл [ы`] пыль [и] спи, спит [и] мили
[у] ух [у`] улей [у] ту, тут [у`] путь [`у] пью, пьют [у] брюки

 

Сравнение вариантов сильных гласных фонем (см. таблицу) показывает, что они различаются лишь по месту образования и что место образования гласных фонем (ряд гласных) не является определяющим признаком гласной фонемы.

Приведенную схему вариантов сильных гласных фонем следует дополнить указанием на произношение ударных сильных фонем после заднеязычных и твердых шипящих.

1. После заднеязычных (г,к,х,), не перед мягкими согласными, произносятся т же гласные, что в позиции I, причем, перед [е] и [и] заднеязычные выступают в своих мягких вариантах: [как], [ком], [кум], [к`ем], [к`ит].

2. После заднеязычных, перед мягкими согласными, произносятся те же гласные, что и в позиции II, а заднеязычные перед [е] и [и] выступают в своих мягких вариантах: [ка м`ьм`], [ко с`т`], [ку с` т` ик], [к` еп ` и], [к`и с`т`].

3. После твердых шипящих (ж, ш), перед твердыми и мягкими согласными, все гласные фонемы, кроме [е] изменяются так же как в позициях Ш и 1У, а фонема [е] выступает в варианте [э].

Слабые гласные фонемы (редуцированные гласные) первого предударного слога. Качество слабых гласных фонем оказывается зависимым, с одной стороны, от качества соседних согласных. При определении фонетических позиций для гласных фонем первого предударного слога практически учитывается лишь качество предшествующего согласного и, таким образом, различаются следующие фонетические позиции: I – в начале слова, II – после парного твердого согласного, III – после мягкого согласного, IV – после твердого шипящего.

Система слабых гласных фонем первого предударного слога (разновидности слабых фонем) в сопоставлении с системой сильных гласных фонем показана в следующей таблице:

 

  В начале слова После парного твердого согласного После мягкого согласного После твердого шипящего
[а] [L] [Lрба] [L] [брLла] [и ] [п`и так] [L] [жLра]
[о] [L] [Lкно] [L] [дLбро] [и ] [м`и док] [L] [шLф`ор]
[е] - - [и ] [л`и сок] [ы ] [шы сток]
[и] [и] [итак] [ы ] [пы л`ит`] [и] [п`ил`ит`] [ы] [жырок]
[у] [у] [урок] [у] [туда] [у ] [с` уда] [у ] [шу м` ет`]

 

Данная таблица дает возможность сделать следующие выводы:

А) Слабые гласные фонемы [L], [и], [у] являются основным видом слабых гласных фонем, так как они выступают в позиции I, наименее обусловленной фонетически (начало слова, отсутствие предшествующего согласного).

Б) Слабые гласные фонемы [и], [ы], [у], [у] являются разновидностями (вариантами) слабых гласных фонем: [и] для слабой фонемы [L]; [ы] - для [и]; [ у], [у ] - ля [у].

В) Слабая гласная фонема [и ] выступает в качестве заменителя (эквивалента) сильных гласных фонем [а], [о], [е] после мягких согласных).

Г) Слабые гласные фонемы [и], [у] совпадают с сильными гласными фонемами [и], [у].

Слабые гласные фонемы второго предударного слога. Во всех предударных слогах, кроме первого, слабые гласные фонемы оказываются в слабой позиции второй степени. Эта позиция имеет три разновидности: I - в начале слова, II – после парного твердого согласного и твердого шипящего, III – после мягкого согласного. Основным видом слабых фонем в рассматриваемой позиции являются [L]. [и], [у], выступающие в начале слова при отсутствии предшествующего согласного: [LнLнас], [LгLрот], [инд`ив`ит], [уругваj]. В качестве разновидностей основной слабой фонемы [L] выступают: [ъ] - [бърLбан], [кълъъкLла], [ь] - [п`ьтLч`ок].

В слабой позиции второй степени различительная функция слабых гласных наиболее слаба. В этом положении гласных различение звуковых оболочек словоформ осуществляется не гласными, а согласными.



2015-11-27 3368 Обсуждений (0)
ТЕМА: «МОСКОВСКАЯ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ. СОСТАВ ФОНЕМ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ» 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: ТЕМА: «МОСКОВСКАЯ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ. СОСТАВ ФОНЕМ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)