Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Орфоэпия: русские произносительные нормы. Русская акцентология. Ударение: его характеристики и функции. Особенности постановки ударения в русском языке



2015-11-27 747 Обсуждений (0)
Орфоэпия: русские произносительные нормы. Русская акцентология. Ударение: его характеристики и функции. Особенности постановки ударения в русском языке 0.00 из 5.00 0 оценок




Орфоэпия – раздел языкознания, в котором изучаются правила и нормы литературного произношения, а также постановка ударений в словах. По тому, как человек говорит, как ставит ударения, можно определить, например, место его рождения, проживания. Различают такие диа-лектныые особенности, как «аканье» или «оканье» и т. п. В любом случае правильность произношения слов является показателем уровня образованности говорящего. Нормы произношения могут варьироваться, например: тоннель и туннель, маневр и маневр (доп.), творОг и твОрог (доп.). Неправильным принято считать произношение: 1) диалектное: [чо] вместо что, [ус?о] вместо все; 2) профессиональное: шприцЫ, бухгалтерА; 3) просторечное: свеклА. Надо отметить, что нормы произношения могут изменяться из-за различных социальных изменений. Информацию о том, как правильно произносить то или иное слово, можно найти в словарях, например «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова, «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р. И. Аванесова, «Словарь трудностей русского языка» Д. Э. Ро-зенталя и М. П. Теленковой. Основные черты русского литературного произношения сформировались в XVIII в., в основу которых лег разговорный язык жителей Москвы. В распространении произносительных норм важную роль сыграли театры, университеты, а в дальнейшем – радио и телевидение. Согласно темпу речи различают полный и неполный стили произношения. Полный стиль характеризуется медленным темпом, правильной артикуляцией. Звуки произносятся четко и ясно, например: «Здравствуйте!». Для неполного стиля характерным является быстрый темп, допускается нечеткое произношение звуков, например: «Здрасьти!» Неполный стиль уместен для повседневного, межличностного общения. Согласно другой классификации стилей различают высокий, нейтральный и разговорный стили. Выбор произносительного стиля зависит от уместности его использования в конкретной ситуации. В разговорной речи можно произносить слова «только» как [токо], слова «что» [чо] и т. д. Очевидно, что на публичном выступлении или официальном общении подобные вольности недопустимы. Следует обратить внимание и на постановку ударения. Ударение в русском языке не является фиксированным, оно подвижно: в разных грамматических формах одного и то же слова, ударение может быть разным: конЕц – конЕчный – закОнчить.
Правильная постановка ударения в словах — необходимый признак культурной, грамотной речи.   Раздел науки о языке, изучающий природу, особенности и функции ударения, называется акцентологией.   Ударение — своеобразный фонетический «паспорт» слова. Часто достаточно изменить ударение в хорошо известном слове, чтобы оно стало неузнаваемым.   Сложность и прихотливость русского ударения известны всем. Пожалуй, ни одна область русского языка не вызывает столько споров, недоумений и колебаний. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом:
  • оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове, ср.: ку''хонный, экспе''ртный, проходно''й);
  • подвижностью (может менять свое место в разных формах одного слова, ср.: нача''ть, на''чал, начала'', на''чало);
  • кроме того, ударение может меняться с течением времени. Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Такие варианты редко бывают равноценными. Хотя одинаково правильным считается произношение таких вариантов, как тво''рог и творо''г, ба''ржа и баржа'' и др;
  • Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение,условно обозначаемое знаком гравис (‘ ). Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова): клятвопреступле''ние, околозе''мный, вице-президе''нт.
Обычно существует несколько вариантов произношенияв зависимости от сферы употребления:
  • литературный и нелитературный (то есть просторечный, жаргонный, диалектный);
  • основной (используемый в официальной обстановке) и дополнительный (допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке).
Например, глагол заня''ться в прошедшем времени фиксируется в речи в трех вариантах: занялся'' — основной вариант, заня''лся — дополнительный литературный вариант (допустим в неофициальном общении), за''нялся — встречается в просторечии, не рекомендуется для использования в литературном языке.   Постановка ударения может зависеть от значения слова:   заброни''ровать место в гостинице — забронирова''ть новое орудие; приво''д в милицию — при''вод в механизме; осенняя сырость и мокрота''— кашель с мокро''той; языково''й барьер — языко''вая колбаса; занято''й человек — за''нятое место; ша''баш ведьм — шаба''ш работе.   Наибольшие трудности обычно вызывают иноязычные, книжные, устаревшие или, наоборот, только вошедшие в язык слова. Колебания наблюдаются также и в некоторых широкоупотребительных словах.   Однако в языке существуют определенные модели постановки ударения в целых группах слов, хотя большинство из них действует лишь как тенденция, т.е. возможны различные отклонения, колебания внутри этой модели. Для облегчения запоминания постановки ударения приводятся группы слов с общими акцентологическими признаками. Так, запомнив одно из кратких страдательных причастий женского рода, например, занята'' вы будете знать, как произносить более двадцати идентичных форм: заснята'', отнята'', поднята'', начата'' и т.д.   Есть немало слов, произношение которых служит «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Неправильная постановка ударения не только затрудняет понимание, отвлекает слушателей, но и подрывает доверие к говорящему, заставляет сомневаться в его компетентности не только в области речевой культуры, но и в профессиональной деятельности. 10. Морфологические нормы. Категориальное значение и грамматические категории имени существительного. Род несклоняемых одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Морфологические нормы — это правила, согласно которым происходит образование грамматических форм слов различных частей речи (форм числа, рода, кратких форм, степеней сравнения прилагательных и других).

Морфология (так же, как область произношения и синтаксис) содержит слабые и сильные нормы. Сильные морфологические нормы соблюдают все, для кого русский язык является родным. Слабые нормы часто искажаются, плохо поддаются усвоению, на них легко воздействовать со стороны. Их наличие зависит от многих причин, в частности, от особенностей развития грамматической и фонетической систем русского языка.

Типичное нарушение морфологических норм состоит в употреблении слова в несоответствующей контексту или несуществующей форме. Например: импортная шампунь, железнодорожная рельса, лакированный туфель, заказной бандероль, лангуста — лангуст, мангуста — мангуст, шпрота — шпрот. Много затруднений и колебаний в плане морфологии возникает при образовании и употреблении различных грамматических форм и категорий имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и глагольных форм.

Категориальное значение - обобщенное значение, накладывающееся на конкретное лексическое значение слова. Категориальное значение существительного - значение предметности, которое модифицируется по-разному:

1) названия конкретных предметов живого и неживого мира: ручка, студент, гора;

2) наименования растений: роза, ива, тополь;

3) названия веществ: масло, кислород;

4) географические названия: Магас, Грозный;

5) качества в отвлечении от носителей: синева, зелень;

6) действия, процессы в отвлечении от производителей действия: мышление, прыжок.

Русскому существительному присущи словоизменительные категории числа и падежа и классифицирующие категории рода, одушевлённости/неодушевлённости.

В зависимости от лексико-грамматических признаков существительные делятся на нарицательные (наименования однородных предметов, действий или состояний): дом, кровать; собственные (названия единичных предметов, выделенных из ряда однородных: имена, фамилии, географические названия и т.д.): Ваня Петров, Плутон, Москва; конкретные (называют конкретные предметы и явления из реальной действительности): мальчик, вокзал; отвлечённые (абстрактные) (называют предмет или признак отвлеченно от действователя или носителя признака): ненависть, любовь, забота; собирательные (обозначают совокупность одинаковых или подобных руг другу отдельных предметов как одно целое): студенчество, лист.

Одушевленные существительные обозначают живые существа (людей и животных), а неодушевлённые существительные – предмет в собственном смысле слова, в отличие от живых существ. Эта категория проявляется при склонении существительных, а именно в винительном падеже множественного числа: форма винительного падежа множественного числа одушевленных существительных совпадает с формой родительного падежа, а неодушевленных – с формой именительного падежа. У существительных мужского рода (кроме на -а, -я) то же самое происходит и в единственном числе.

Категория рода. Все существительные (не считая те, которые всегда употребляются во множественном числе: ножницы, ворота и т.д.) относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему.

Мужской род - это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением, а у одушевлённых существительных- принадлежностью к ней существ мужского рода (отец, кот, стол, дом).

Женский род- это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением, а у одушевленных существительных - принадлежностью к ней существ женского рода (мать, кошка, скамейка, терраса).

Существуют существительные общего рода, которые могут быть соотнесены как с лицами мужского, так и женского рода: неряха, сирота, инкогнито, протеже.

Средний род - это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением (частично совпадает с формоизменением мужского рода) и значением неодушевленности (окно, небо, солнце);

Категория числа. В русском языке есть форма единственного числа (обозначает один предмет в ряду однородных предметов): стул, носок, мальчик, и множественного числа (обозначает неопределенное множество однородных предметов): стулья, носки, мальчики.

Единственное и множественное число различаются различными окончаниями, разной сочетаемостью с другими частями речи.

Есть существительные, которые имеют только форму единственного числа (singularia tantum): а) некоторые отвлечённые существительные (любовь, забота), б) собирательные существительные (листва, студенчество), в) имена собственные (Москва, Сибирь), г) некоторые существительные, обозначающие вещество (молоко, золото).

Есть существительные, которые, наоборот, имеют форму только множественного числа (pluralia tantum): а) некоторые отвлечённые существительные (каникулы, сумерки), б) некоторые существительные, обозначающие вещество (щи, сливки), в) названия некоторых игр (шахматы, прятки), г) некоторые конкретные существительные, которые состоят из нескольких составных частей (ножницы, брюки).

Некоторые существительные данной группы могут иметь значения и единственного, и множественного числа, не меняя своей формы; эти значения выражаются синтаксически, в контексте: одни ворота, двое ворот и др.

В различных стилях речи формы одного числа могут употребляться в значении другого числа.

Формы единственного числа существительных могут употребляться в обобщенном, собирательном значении. Например: Зритель у нас замечательный. Сосна – хвойное дерево.

Формы множественного числа в значении единственного употребляются преимущественно в экспрессивной речи, выражая оттенки неодобрительного безразличия: В наше время, сами знаете, и для военной службы требуют все грамматики, арифметики (Герцен).

Катеория падежа

Падеж в русском языке выражает отношение имен существительных к другим словам в словосочетании и предложении. Словоизменительная морфологическая категория падежа строится как противопоставление шести основных рядов форм и пяти дополнительных, различающихся флексиями, причём флексии существительных выражают одновременно падежное значение и значение числа. У несклоняемых существительных падежные значения выражаются только формами согласуемых или координируемых слов (в предложении являющихся определением либо именным сказуемым).

Шесть основных падежей:

  • именительный,
  • родительный,
  • дательный,
  • винительный,
  • творительный,
  • предложный.

Кроме них, в русском языке существует:

  • партитив («2-й родительный»),
  • локатив («2-й предложный»),
  • вокатив (звательный падеж),
  • «второй винительный»
  • и особая «счётная форма».

В системе шести падежей именительный падеж противопоставлен как прямой падеж остальным пяти — косвенным падежам. Он является исходной формой парадигмы, выступая в наиболее независимых синтаксических позициях; косвенные же падежи выражают, как правило, зависимость существительного от управляющего им слова. Будучи управляемыми формами, косвенные падежи выступают в сочетании с предлогами (предложно-падежные формы) и без них (беспредложные формы): видеть дом и направляться к дому; управлять машиной и сидеть в машине. Из шести падежей один (именительный) является всегда беспредложным; один употребляется только с предлогами, а потому и называется предложным; остальные четыре падежа (средние в парадигме) выступают как с предлогами, так и без них. Для косвенных падежей существенно также, какой части речи они синтаксически подчиняются; различаются приглагольное и приименное употребление падежных форм.

Род несклоняемых существительных может определяться семантически (значением) или синтаксически — формами согласуемого (координированного) слова.

 



2015-11-27 747 Обсуждений (0)
Орфоэпия: русские произносительные нормы. Русская акцентология. Ударение: его характеристики и функции. Особенности постановки ударения в русском языке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Орфоэпия: русские произносительные нормы. Русская акцентология. Ударение: его характеристики и функции. Особенности постановки ударения в русском языке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (747)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)