Комбинированные (или смешанные) способы образования
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Суффиксальнымсчитается тот способ образования новых слов, при котором в качестве словообразовательного форманта выступает словообразовательный суффикс: рек(а)→ речка. Каждая часть речи имеет свой набор словообразовательных суффиксов: суффиксы имен существительных — -ник-, -чик-/-щик-, -ач-, -к-, -ость/-есть, -ев-, -ств-/еств- (пыль-ник, вертолет-чик, сил-ач, пионер-к(а), бледн-ость, син-ев(а), дежур-ств(о)); суффиксы имен прилагательных — -н-, -ан-, -ск-, -альн- (тезис-н(ый), кож-ан(ый), варвар-ск(ий), театр-альн(ый); суффиксы глаголов — -ну- (прыгать→прыгнуть), -и-(пудра→пудрить), -ива-/-ыва-/-ва-(открыть→открывать), -а-/-я- (хромой→хромать). В качестве производящей базы при суффиксации обычно используется производящая основа слова: бронз(а) → бронз-ов(ый), способн(ый) → способн-ость, стекл(о) → стекл-и(ть). Довольно часто она видоизменяется: морфонологически приспосабливается к присоединяемому суффиксу — огурец → огуреч-н(ый) (чередование фонем – ц//ч), ката(ть)ся → кат-ок (усечение производящей основы), жи(ть) → жи-л-(ец), супруга→супруж-е-ск(ий) (наращение производящей основы за счет интерфикса), пальто → пальт-ов(ый) (наложение морфем, или диффузия — пальто+ов(ый) →пальтовый). Особой разновидностью суффиксального способа словообразования является нулевая суффиксация(или безаффиксное словообразование). Многие производные слова не имеют в своей структуре какого-либо материально выраженного суффиксального морфа, и, тем не менее, считаются образованными суффиксальным способом — уходи(ть) → уходØ, замени(ть) → заменØ(а), ссо-ри(ть)ся → ссорØ(а), сух(ой) → сушьØ, син(ий) → синьØ, золот(о) → золотØ(ой), весн(а) → вешнØ(ий), супруг → супругØ(а). Чаще всего она используется для образования имен существительных, реже – имен прилагательных. Задание №1. Образуйте суффиксальным способом с помощью словообразовательного словаря дериваты (не менее 4).Например: сух(óй) → суши(ть), сухо, сухость, сушьØ. Назовите лексическое значение этих слов. Составьте с ними словосочетания или предложения. Строить, пух, понять, конь Префиксáльный спóсоб словообразования(или префиксация). В качестве основного словообразовательного средства используется префикс — просить → у-просить, красить → вы-красить, хрипеть → за-хрипеть, бросать → раз-бросать, порядок → бес-порядок. В роли производящей базы при префиксации выступает целое слово (чистить → под-чистить, пахать → рас-пахать). Обычно оно легко соединяется с нужным префиксом. В редких случаях при образовании слов префиксальным способом наблюдаются незначительные морфонологические явления (история → пред-ыстория, дать → раз-дать, но! брать → разо-брать). Своеобразие префиксов как словообразовательных средств состоит в том, что они, в отличие от суффиксов, не меняют новое слово как часть речи.. С их помощью от глаголов образуются глаголы, от имен – имена, от наречий – наречия: заголовок → подзаголовок, научный → ненаучный, сколько → нисколько, всюду → отовсюду, жарить → дожарить. Для префиксов не обязательна закрепленность за какой-либо частью речи: одни и те же префиксальные морфемы могут свободно участвовать в процессе образования слов разных частей речи: правда → не-правда, веселый → не-веселый, кто → нéкто, куда → не-куда; муд-рый → пре-мудрый, успеть → пре-успеть, позиция → пре-позиция. Чаще всего префиксы участвуют в образовании глаголов. Задание №2. С помощью «Указателя морфов» найдите слова (не меньше четырёх) разных частей речи, образованных с помощью префиксов анти-, до-, за-, из- . Назовите словообразовательное значение этих префиксов. Знать лексическое значение слов.
Постфиксальный способ словообразования (илипостфиксация): расширить → расширить-ся, лишить → лишить-ся, наполнять → наполнять-ся, что → что-либо, кто → кто-нибудь. Постфиксы, подобно префиксам, всегда присоединяются к целому слову. Производное слово (деривáт), образованное постфиксальным способом, обычно относится к той же части речи, что и производящее. Словообразовательных постфиксов в современном русском языке немного (-ся/-сь, -то, -либо, -нибудь). Задание №3. Назовите все вопросительные местоимения русского языка. Образуйте от них неопределённые местоимения постфиксальным способом. Задание №4. Образуйте возвратные глаголы в мужском и женском роде прош. времени. Не забудьте, что после гласного используется морф –СЬ, в остальных случаях - СЯ:умыть→умылась,умыл□ся. Составьте с ними предложения. Одеть, целовать, кусать, держать. Комбинированные (или смешанные) способы образования а) префиксально-суффиксальный – ветер → без-ветр-иj(э), кашлять → по-кашл-ива(ть); б) префиксально-постфиксальный: играть → до-играть-ся, бежать → раз-бежать-ся; в) суффиксально-постфиксальный: резв(ый) → резв-и(ть)-ся; г) префиксально-суффиксально-постфиксальный: гляде(ть) → пере-гляд-ыва(ть)-ся, земл(я) → при-земл-и(ть)-ся. Часто лингвисты называют одновременное присоединение в производящей базе нескольких аффиксов конфиксом. Сам же способ словообразования, где конфикс выступает в качестве основного словообразовательного форманта, это конфиксация.
Задание №5. Образуйте разные части речи по предложенным словообразовательным моделям. Используйте Грамматику-80. Назовите способ словообразования.Набирать в Google так: Грамматика-80. Префиксально-суффиксальные существительные (прилагательные, наречия, глаголы). Или: Грамматика-80. Суффиксально-постфиксальные глаголы. Префиксально-постфиксальные глаголы. Пример выполнения задания: модель‑ конфикс БЕЗ-ИJ (J): без рыбы →безрыбий□, безрыбь(j)э. Конфиксальный (префиксально-суффиксальный) способ образования. Имя существительное: модели 1) без – иц: без смысла →бессмыслица, без работы →________; без вкуса → _________; 2) за – j (овj): за рекой →заречь(j)э, за Уралом →________, за Карпатами → ____________, за Днепром →_________. 3) на – ник: на колене → наколенник; наколенник на конце →_______, на морде →___________, Имя прилагательное 1) ЗА‑Н; ПРИ‑Н, БЕС(З)‑Н, МЕЖДУ –Н, НА‑Н: за горóдом → зáгородный (дом), при гóроде (рядом с городом)→прúгородный (поезд, посёлок), между городами→междугорóдный (междугородное сообщение), без таланта →бесталáнный, стол→настóльный (теннис): между народами→ без детей→ при школе → на стене→ за плечом, на плече→ 2) ОТ‑Н: от глагола →отглагольный (отглагольное существительное), от имени→________, от наречия→______. 3) НЕ‑ОМ (ЕМ, ИМ): не выносить→невыносимый; не смолкать→____________, не утомить→_________; 4) БЕЗ-Ø (нулевой суффикс): без зуба→беззубØ(ый), без руки →________, без глаза→________, без крыла→__________.
Глагол 1) ПРИ‑СЯ: слушать→прислушаться, смотреть→ 2) РАЗ-СЯ: бежать →разбежаться, лететь →_______, ехать→__________; 3) С‑СЯ: играть→сыграться (достигнуть согласованности в совместной игре) : работать →__________, спеть→_________; 4) ПЕРЕ‑ИВА‑СЯ: звонить→перезваниваться, стучать→_______, шептать→________. 5) О‑И: заглавие→ озаглавить, звук→________, стекло→________. 6) У–И: сын→усын(ов)ить, дочь→______. Наречие ПО-ЕМУ: прежний→по-прежнему, твой→________, старый→______; ПО‑И: дружеский→по-дружески; туркменский→____, русский→________.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |