Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комбинированные (или смешанные) способы образования



2015-11-27 1241 Обсуждений (0)
Комбинированные (или смешанные) способы образования 0.00 из 5.00 0 оценок




МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Суффиксальнымсчитается тот способ образования новых слов, при котором в качестве словообразовательного форманта выступает словообразовательный суффикс: рек(а)→ речка. Каждая часть речи имеет свой набор словообразовательных суффиксов: суффиксы имен существительных — -ник-, -чик-/-щик-, -ач-, -к-, -ость/-есть, -ев-, -ств-/еств- (пыль-ник, вертолет-чик, сил-ач, пионер-к(а), бледн-ость, син-ев(а), дежур-ств(о)); суффиксы имен прилагательных — -н-, -ан-, -ск-, -альн- (тезис-н(ый), кож-ан(ый), варвар-ск(ий), театр-альн(ый); суффиксы глаголов — -ну- (прыгать→прыгнуть), -и-(пудрапудрить), -ива-/-ыва-/-ва-(открытьоткрывать), -а-/-я- (хромойхромать).

В качестве производящей базы при суффиксации обычно используется производящая основа слова: бронз(а) бронз-ов(ый), способн(ый) способн-ость, стекл(о) стекл-и(ть). Довольно часто она видоизменяется: морфонологически приспосабливается к присоединяемому суффиксу — огурец огуреч-н(ый) (чередование фонемц//ч), ката(ть)ся кат-ок (усечение производящей основы), жи(ть) жи-л-(ец), супруга→супруж-е-ск(ий) (наращение производящей основы за счет интерфикса), пальто пальт-ов(ый) (наложение морфем, или диффузияпальто+ов(ый)пальтовый).

Особой разновидностью суффиксального способа словообразования является нулевая суффиксация(или безаффиксное словообразование). Многие производные слова не имеют в своей структуре какого-либо материально выраженного суффиксального морфа, и, тем не менее, считаются образованными суффиксальным способом — уходи(ть) уходØ, замени(ть) заменØ(а), ссо-ри(ть)ся ссорØ(а), сух(ой) сушьØ, син(ий) синьØ, золот(о) золотØ(ой), весн(а) вешнØ(ий), супруг супругØ(а).

Чаще всего она используется для образования имен существительных, реже – имен прилагательных.

Задание №1. Образуйте суффиксальным способом с помощью словообразовательного словаря дериваты (не менее 4).Например: сух(óй) суши(ть), сухо, сухость, сушьØ. Назовите лексическое значение этих слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Строить, пух, понять, конь

Префиксáльный спóсоб словообразования(или префиксация). В качестве основного словообразовательного средства используется префикс — просить у-просить, красить вы-красить, хрипеть за-хрипеть, бросать раз-бросать, порядок бес-порядок.

В роли производящей базы при префиксации выступает целое слово (чистить под-чистить, пахать рас-пахать). Обычно оно легко соединяется с нужным префиксом. В редких случаях при образовании слов префиксальным способом наблюдаются незначительные морфонологические явления (история пред-ыстория, дать раз-дать, но! брать разо-брать).

Своеобразие префиксов как словообразовательных средств состоит в том, что они, в отличие от суффиксов, не меняют новое слово как часть речи.. С их помощью от глаголов образуются глаголы, от имен – имена, от наречий – наречия: заголовок подзаголовок, научный ненаучный, сколько нисколько, всюду отовсюду, жарить дожарить.

Для префиксов не обязательна закрепленность за какой-либо частью речи: одни и те же префиксальные морфемы могут свободно участвовать в процессе образования слов разных частей речи: правда не-правда, веселый не-веселый, кто нéкто, куда не-куда; муд-рый пре-мудрый, успеть пре-успеть, позиция пре-позиция. Чаще всего префиксы участвуют в образовании глаголов.

Задание №2. С помощью «Указателя морфов» найдите слова (не меньше четырёх) разных частей речи, образованных с помощью префиксов анти-, до-, за-, из- . Назовите словообразовательное значение этих префиксов. Знать лексическое значение слов.

Постфиксальный способ словообразования (илипостфиксация): расширить расширить-ся, лишить лишить-ся, наполнять наполнять-ся, что что-либо, кто кто-нибудь. Постфиксы, подобно префиксам, всегда присоединяются к целому слову. Производное слово (деривáт), образованное постфиксальным способом, обычно относится к той же части речи, что и производящее.

Словообразовательных постфиксов в современном русском языке немного (-ся/-сь, -то, -либо, -нибудь).

Задание №3. Назовите все вопросительные местоимения русского языка. Образуйте от них неопределённые местоимения постфиксальным способом.

Задание №4. Образуйте возвратные глаголы в мужском и женском роде прош. времени. Не забудьте, что после гласного используется морф –СЬ, в остальных случаях - СЯ:умыть→умылась,умыл□ся. Составьте с ними предложения.

Одеть, целовать, кусать, держать.

Комбинированные (или смешанные) способы образования

а) префиксально-суффиксальныйветер без-ветр-иj(э), кашлять по-кашл-ива(ть);

б) префиксально-постфиксальный: играть до-играть-ся, бежать раз-бежать-ся;

в) суффиксально-постфиксальный: резв(ый) резв-и(ть)-ся;

г) префиксально-суффиксально-постфиксальный: гляде(ть) пере-гляд-ыва(ть)-ся, земл(я) при-земл-и(ть)-ся.

Часто лингвисты называют одновременное присоединение в производящей базе нескольких аффиксов конфиксом. Сам же способ словообразования, где конфикс выступает в качестве основного словообразовательного форманта, это конфиксация.

 

Задание №5. Образуйте разные части речи по предложенным словообразовательным моделям. Используйте Грамматику-80. Назовите способ словообразования.Набирать в Google так: Грамматика-80. Префиксально-суффиксальные существительные (прилагательные, наречия, глаголы). Или: Грамматика-80. Суффиксально-постфиксальные глаголы. Префиксально-постфиксальные глаголы. Пример выполнения задания: модель‑ конфикс БЕЗ-ИJ (J): без рыбы безрыбий□, безрыбь(j)э. Конфиксальный (префиксально-суффиксальный) способ образования.

Имя существительное: модели

1) без – иц: без смысла →бессмыслица, без работы →________; без вкуса → _________;

2) за – j (овj): за рекой →заречь(j)э, за Уралом →________, за Карпатами → ____________, за Днепром →_________.

3) на – ник: на колене → наколенник; наколенник

на конце →_______,

на морде →___________,

Имя прилагательное

1) ЗА‑Н; ПРИ‑Н, БЕС(З)‑Н, МЕЖДУ –Н, НА‑Н: за горóдом → зáгородный (дом), при гóроде (рядом с городом)→прúгородный (поезд, посёлок), между городами→междугорóдный (междугородное сообщение), без таланта →бесталáнный, столнастóльный (теннис):

между народами→

без детей→

при школе →

на стене→

за плечом, на плече→

2) ОТ‑Н: от глагола →отглагольный (отглагольное существительное), от имени→________, от наречия→______.

3) НЕ‑ОМ (ЕМ, ИМ): не выносить→невыносимый; не смолкать→____________, не утомить→_________;

4) БЕЗ-Ø (нулевой суффикс): без зуба→беззубØ(ый), без руки →________, без глаза→________, без крыла→__________.

 

Глагол

1) ПРИ‑СЯ: слушать→прислушаться, смотреть→

2) РАЗ-СЯ: бежать →разбежаться, лететь →_______, ехать→__________;

3) С‑СЯ: играть→сыграться (достигнуть согласованности в совместной игре) : работать →__________, спеть→_________;

4) ПЕРЕ‑ИВА‑СЯ: звонить→перезваниваться, стучать→_______, шептать→________.

5) О‑И: заглавие→ озаглавить, звук→________, стекло→________.

6) У–И: сын→усын(ов)ить, дочь→______.

Наречие

ПО-ЕМУ: прежний→по-прежнему, твой→________, старый→______;

ПО‑И: дружеский→по-дружески; туркменский→____, русский→________.



2015-11-27 1241 Обсуждений (0)
Комбинированные (или смешанные) способы образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комбинированные (или смешанные) способы образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)