ТЕМА: ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Вопросы: 1 Содержание и виды управленческих решений. 2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям. 3 Процесс принятия решений. 4 Методы принятия решений. -1- В процессе управления менеджер постоянно сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия для разрешения какой-либо проблемы. Результат этого выбора и является управленческим решением. Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный менеджером; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации и достижение определенной цели. Принятие решений для менеджера - это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все сферы деятельности руководителей любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и персонала и всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления. Управленческие решения делятся по ряду признаков. По предмету: · концептуальные – относятся к деятельности высшего менеджмента, охватывают практически все функции менеджмента; · исполнительские – направлены на выполнение отдельных позиций концептуальных решений. По роли в достижении цели организации: · стратегические - рассчитанные на достижение дальних целей; · тактические - предполагающие конкретные действия в текущем времени. В зависимости от продолжительности периода реализации: · долгосрочные (свыше 5 лет); · среднесрочные (от 1 до 5 лет); · краткосрочные (до года). По определенности результата: · детерминированные (однозначные), принимаемые в условиях определенности; · вероятностные, которые принимаются в условиях неопределенности, на основе неполной информации. По степени обязательности исполнения: · директивные - разрабатываются высшими органа ми управления в стабильных условиях по поводу наиболее важных текущих и перспективных проблем организации и предназначены для обязательного исполнения на ее низших уровнях; · рекомендательные - готовятся совещательными органами. Их исполнение желательно, но не обязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, не подчиняются тем, кто их принимает; · ориентирующие – это прогнозные решения, предназначенные для низших уровней управления и являющиеся основой для плановых решений. По функциональному назначению: · организующие (решение о распределении служебных обязанностей); · координирующие - предписывают способ осуществления в определенных ситуациях тех или иных действий и выражаются и различного рода правилах, распорядках, графиках, нормах, нормативах; · активизирующие решения имеют стимулирующий характер, · регулирующие; · контролирующие решения. По широте охвата: · общие касаются одинаковых проблем, относящихся к самым различным подразделениям организации (времени начала и окончания рабочего дня, обеденных перерывов); · специальныерешения относятся к узким проблемам, присущим только одному подразделению или группе работающих в нем людей. По сфере реализации: · производственные; · сбытовые или снабженческие; · финансовые; · технические; · экономические; · социальные. По способу принятия: · единоличные – решение принимается руководителем без обсуждения с другими лицами; · коллегиальные – проблему обсуждают специалисты, но решение формулируется руководителем, он же несёт ответственность за принятое решение; · коллективные. По принципам выработки решения (предопределенности): · запрограммированные (алгоритмические) - обоснование производится по определённым правилам – алгоритмам; · незапрограммированные (эвристические) – возникают в случаях изменения обстановки, условий или в экстремальных ситуациях. По способу выработки: · интуитивные основываются на предположении руководителя, что его выбор правилен; · адаптационные основываются на общих знаниях, здравом смысле и имеющемся у руководителя позитивном (или негативном) опыте; · аналитические (рациональные) решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса и отличаются тем, что не зависит от прошлого опыта. По способу фиксации: · документированные (оформленные в виде какого-либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п.); · недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). -2- Требования к управленческим решениям: - ясная цель; - обоснованность, т.е. должно содержать количественную, расчетную основу, объясняющую мотив выбора именно данного решения из ряда других возможных; - наличие адресата и сроки исполнения (т.е. иметь ориентация на определенных исполнителей и конкретные даты исполнения решений); - непротиворечивость, т.е. всесторонняя согласованность, как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями; - правомочность (соответствие требованиям правовых актов, нормативных документов, указаний и распоряжений руководителей, а также учитывать обязанности и права руководства и подчиненных); - эффективность, т.е. наилучший из возможных итогов к затратам; - конкретность, т.е. отвечать на вопросы: как, когда и где действовать; - своевременность, должны приниматься тогда, когда реализация итого решения может привести к поставленной цели; - обладать достаточной полнотой, краткостью, четкостью, быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений. Эти требования необходимо в полной мере учитывать в процессе подготовки, принятия и организации выполнения принятых решений.
-3- Процесс принятия решений- это циклическая последовательность действий менеджеров, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, собственно в принятии решения и организации его выполнения. Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Деление на этапы процесса подготовки и принятия решения принято для удобства рассмотрения этого процесса и является условным, так как реальные процессы принятия решений вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, как правило, отличаются от данной схемы, т.е. фактически структура процесса принятия решений во многом определяется конкретной ситуацией и решаемой проблемой. Этапы процесса принятия управленческих решений: Анализ ситуации. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Поэтому одним из важнейших условий принятия правильного решения является анализ ситуации и выявление проблемы. Выявление проблемы - это осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включают в себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение, мнение других менеджеров и подчиненных. Как принято говорить, «верно сформулировать проблему - значит наполовину решить ее». Проблему можно характеризовать как расхождение между тем, что реально есть по анализируемому вопросу в организации, и тем, что необходимо или желательно иметь. Оценка проблемы. Оценка проблемы - это определение размера средств для решения проблемы и степени ее серьезности, установление ее природы (тогда, когда проблема обнаружена). Оценка проблемы завершается постановкой основных задач и определением содержания работ, направленных на ее решение.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (677)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |