Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы обучения и их оценка



2015-11-27 586 Обсуждений (0)
Методы обучения и их оценка 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод Описание Преимущества Недостатки
Лекция Выступление преподавателя при очень ограниченном обсуждении Четкие и ясные методы изложения. Слушателям можно заранее раздать материалы. Сравнительно низкая стоимость Легко забывается, поскольку нет обсуждения. Необходим высокий уровень лекторского искусства; требуется быстрое восприятие информации слушателями
Семинар Преподаватель организует обсуждение вопросов при активном участии слушателей. При этом происходит свободный обмен мнениями; преподаватель лишь комментирует выступления и направляет обсуждение в русло рассматриваемой темы Семинар удобен, если слушатели хорошо подготовлены и способны участвовать в дискуссии. У каждого слушателя есть возможность выска­зать свои идеи. В процессе семинара могут появиться новые идеи Слушатели не всегда подготовлены к семинару. Иногда слушатели отвлекаются от обсуждаемой темы. Некоторые преподаватели не умеют направлять дискуссию. Одна сильная личность может доминировать над остальными
Инсценировка ситуаций Описание реальной ситуации и распределение между слушателями конкретных ролей. Акцент при этом делается как правило не на решении проблемы, а на приобретении определенных навыков Эффективна, если ситуация схожа с реальной производственной ситуацией. Слушатели видят реакцию на свои действия, что развивает их уверенность в себе. Способствует развитию навыков межличностного общения. Учит, как действовать в реальных ситуациях Слушатели — не актеры: иногда они не воспринимают происходящее всерьез. Некоторые ситуации нельзя инсценировать. С другой стороны, если инсценировки очень схожи с реальной жизнью, это может вызвать негативные реакции
Лабораторное обучение Инсценируются ситуации и исследуются реакции слушателей, они обмениваются мыслями и ощущениями в произвольной форме   Помогает человеку определить причины его поведения и оценить воздействие его поведения на других людей. Развивает взаимодействие внутри группы Обучаемым может не понравиться информация об их поведении, особенно если она отрицательна. Кроме того, возможны конфликты внутри группы
Ситуационный анализ Письменное описание реальной ситуации или вопроса, с которыми менеджеру при­шлось столкнуться в конкретной организации. Слушатели предлагают выход из ситуации или принимают необходимое решение Ситуации обычно интересны; группа активно обсуждает возможные варианты решений. Вырабатывается умение слушателей эффективно общаться, оценивать различные факторы, влияющие на принятие ими решений, принимать правильные решения на практике Необходимы значительные затраты времени. Часто трудно отобрать подходящий случай для конкретной группы слушателей; это может вызывать раздражение слушателей, особенно если они не могут прийти к конкретному решению
Управленческие игры Слушателям обычно представляется исходная информация об условной организации и выдается задание. При этом они, как правило, разбиваются на группы, и каждая группа должна принять оперативное решение и оценить его Развивает практические навыки. Как правило, позволяет существенно сократить операционный цикл и наглядно продемонстрировать слушателям, к каким конечным результатам приведет принятое решение. Помогает в передаче знаний и закреплению навыков. Помогает оценивать насколько усвоен слушателями теоретический материал Часто трудно предвидеть все последствия решений, принятых каждой группой. Некоторые группы могут не воспринимать игру всерьез. Игра, как правило, требует больших затрат времени
Моделирование Аналогично управленческим играм, но для ввода информации и анализа решений обычно используется компьютер. Затем результаты действий слушателей оцениваются и обсуждаются Аналогично управленческим играм Аналогично управленческим играм. Очень дорогостоящий метод. Сложную систему трудно моделировать
Обучение «в фойе» Помещение для обучения оформляется так, чтобы оборудование и обстановка напоминали реальное производственное помещение, но были изолированы от последнего, чтобы слушатели могли заниматься, не мешая производственному процессу Быстрый способ подготовки. Слушатели могут извлечь максимум из такого метода обучения Очень дорогостоящий способ
Подготовка стажеров Слушатели работают под руководством опытного преподавателя, имеющего лицензию, и получают более низкую заработную плату, чем рабочие Развивает специализированные навыки, например, в механике, электронике. Широкомасштабная подготовка Длительный процесс
Обучение с использованием видеофильмов Определенные события или ситуации снимаются на пленку и сопровождаются четкими описаниями. Клипы можно показывать несколько раз и подробно обсуждать Обеспечивается хорошее понимание вследствие наглядности показа. На одну кассету можно записать большое число сюжетов. Поскольку известна продолжительность показа, можно запланировать презентацию и обсуждение Съемками и режиссурой должны заниматься профессионалы, чтобы обеспечить высокое качество. Дорогостоящий способ

На пятом этапеосуществляется само профессиональное обучение, которое может проходить как на рабочем месте, так и в учебном заведении.

Основными методами обучения на рабочем месте являются инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте.

Ротация — метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник перемещается на другую должность с целью приобретения новых знаний и навыков

Ученичество и наставничество являются наиболее традиционными методами профессионального обучения, когда молодые рабочие изучают профессию, работая рядом с высококвалифицированными рабочими, заимствуют их мастерство.

Современная литература по управлению персоналом выделяет понятие коучинга.

Коучинг – это процесс, способствующий реализации обучения и развития через раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности.

Для организации выделяют следующие виды коучинга:

• индивидуальный, проводимый сторонними консультантами, его используют для менеджеров и руководящих лиц;

• управленческий (руководящий) для управления сотрудниками;

• групповой, направленный на группу лиц без формальных функциональных взаимосвязей;

• коучинг для отдельного проекта, например, формирование группы исполнителей;

• системный, аналогичен групповому, но проводится с лицами, между которыми существуют прочные системные связи.

Коучинг можно рассматривать как разновидность наставничества, хотя между ними есть различие в целях и предназначении.

Наряду с перечисленными видами обучения существует и самостоятельное обучение. Оно может быть организовано как экстернат, как заочное или дистанционное обучение.

Экстернат предполагает самостоятельную подготовку и сдачу экзаменов.

Заочное обучение осуществляется обычно высшим или средним специальным учебным заведением, которое организует проведение установочных занятий и оценку знаний слушателей. При этом основную работу по обучению слушатели выполняют самостоятельно.

Дистанционное обучение можно рассматривать как разновидность заочного образования. При дистанционном обучении используются современные информационные технологии. В последние годы оно получило в России широкое распространение. Дистанционное обучение руководителей и специалистов применяется для организации образования параллельно с основной деятельностью. Оно осуществляется с помощью комплекта дистанционного обучения («кейса») и заключается в самостоятельном теоретическом и практическом освоении определенного объема учебного материала по предложенному курсу и программе с заданной информационной технологией.

На шестом, заключительном, этапеполученные в результате обучения новые знания и навыки сопоставляются с потребностью в развитии, определенной на первом этапе, и оценивается эффективность обучения.

Критерии результативности труда различны. Так, у рабочих эффективность обучения определяется повышением выработки и ростом производительности труда. Гораздо сложнее оценить эффективность обучения специалистов и менеджеров. Например, эффективность обучения специалистов службы управления персоналом могут косвенно характеризовать такие показатели, как количество вакантных должностей в организации, количество претендентов на одно вакантное место, коэффициенты текучести по категориям персонала и подразделениям.

Полученные в результате обучения знания и навыки устаревают и нуждаются в систематическом обновлении, так что постоянно существует необходимость в переподготовке и повышении квалификации кадров.



2015-11-27 586 Обсуждений (0)
Методы обучения и их оценка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы обучения и их оценка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)