Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



2015-11-27 332 Обсуждений (0)
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации»

Крымский юридический институт (филиал)

Кафедра Прокурорского надзора участия в гражданском, арбитражном

и административном процессе .

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 

 

_________________Н.Н. Колюка

 

Рег. № _________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА ПРИ РАССМОТРЕНИИ И РАЗРЕШЕНИИ

В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕЛ

 

 

Код дисциплины: __________________ М2.В.ДВ2

 

Направление подготовки _____________юриспруденция 40.04.01

 

Профиль подготовки ________________ прокурорская деятельность

 

Квалификация ______________________магистр

 

 

Симферополь

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Магистр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере прокурорского надзора:

а) правотворческая;

б) правоприменительная;

в) правоохранительная;

г) экспертно-консультационная;

д) организационно-управленческая;

е) научно-исследовательская;

ж) педагогическая.

 

Целями освоения учебной дисциплины «Участие прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел» являются:

– систематизированное углубленное изучение дискуссионных вопросов, возникающих в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности прокурора по участию в гражданском судопроизводстве, в процессе осуществления прокурорского надзора за исполнением судебных решений, что способствует дальнейшей профессионализации магистрантов;

– формирование у магистрантов собственного мировоззрения по рассматриваемым вопросам;

– углубление выработанных у них навыков анализа и применения гражданского-процессуального законодательства;

– воспитание магистрантов в духе уважения законности и надлежащего профессионального правосознания.

 

Основным условием стабильности государственного и общественного устройства является неукоснительное соблюдение законов, т.е. «господство законности».

Статья 129 Конституции РФ определяет положение прокуратуры как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, осуществляющей от имени государства надзор за исполнением действующего законодательства.

До внесения изменений в ГПК РСФСР от 7 августа 2000 г. прокурор на основании ст. 12 ГПК РСФСР осуществлял надзор за состоянием законности в гражданском судопроизводстве, который показал свою нужность и эффективность.

В 2002 г. принят новый ГПК РФ. Законодатель ограничил участие прокурора в гражданском судопроизводстве, которое теперь может реализовываться путем предъявления исков (заявлений) в защиту частных и публичных интересов, непосредственного участия в судебном разбирательстве по строго обозначенному кругу дел, внесения представлений на незаконные судебные постановления. При этом за прокурором, участвующим в гражданском судопроизводстве, частично сохранено право на осуществление надзорных функций, которые должны реализовываться им при вступлении в судебный процесс и даче заключений по делу.

Прокурор изначально был и продолжает оставаться гарантом соблюдения Конституции РФ, провозглашенных прав и свобод человека и гражданина, принципов и основ законности и правопорядка. Поэтому любая дополнительная гарантия обеспечения законности, коей является, в частности, участие прокурора в судебном процессе, должна стать благом для правосудия, так как прокурор при этом защищает не свои личные интересы, а интересы физических лиц, не имеющих возможности отстаивать свои права в суде. В связи с этим отказ законодателя от такой возможности в настоящее время, на наш взгляд, может негативно сказаться на состоянии законности и правопорядка в стране. Давая правовое заключение в суде первой инстанции в гражданском судопроизводстве, прокурор выполняет обязанность реагирования на нарушения закона, от кого бы они ни исходили. Поэтому на настоящем этапе развития судебной системы, когда суд, соблюдая принципы состязательности и, особенно, диспозитивности, в основном стал выполнять лишь «наблюдательные» функции и судья, видя нарушения законности, лишен реальной возможности на них адекватно реагировать, было бы крайне необходимо сохранить статус прокурора в его прежнем виде.

Ведь что бы ни делал прокурор в гражданском процессе (инициировал ли возбуждение дела, давал ли правовое заключение, приносил ли представление на судебное постановление), необходимо иметь в виду, что цель участия прокурора в судопроизводстве одна – содействие осуществлению задач правосудия. Поэтому возражать против активного участия прокурора в судопроизводстве могут только те лица, которые не радеют за установление судебной истины по делу, восстановление нарушенных прав, за принятие законных и обоснованных судебных постановлений.

Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на Всероссийском совещании прокуроров 11 февраля 2002 г., справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры в судебном процессе».

Прокуратура как самостоятельный институт, как «око государево», изначально (12 января 1722 г.) создавалась в России императором Петром I как единственный орган надзора, обязанный принимать на всех стадиях процесса предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили, а строгое соблюдение законов, как известно, всегда является одним из признаков правового государства.

На конференции Российского союза юристов 22 декабря 2000 г. было правильно отмечено, что государство, образно говоря, должно «стоять с палкой», защищая общественные интересы и права человека.

Поэтому современные тенденции правового развития государства требуют не ослабления, а, напротив, усиления прокурорских надзорных функций, так как прокуратура как раз и является тем необходимым элементом, той самой «палкой», способной реально обеспечить законность в судопроизводстве. Участвуя в гражданском судопроизводстве, прокуратура выполняет важную роль в формировании правового государства, которое предполагает всеобщее, без каких-либо отступлений подчинение закону всех субъектов общественных отношений, равенство всех перед законом, борьбу с любыми правонарушениями.

В свое время известный русский юрист В.И. Веретенников справедливо отмечал, что прокурор является в точном и полном смысле глазами короля, посредничеством которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма. Если прибегнуть к сравнению, используя в данном случае медицинскую терминологию, то можно заметить следующее: как помутнение хрусталика глаза (катаракта) приводит к заметному ухудшению зрения, так и в случае ограничения или полного отстранения прокурора от его активного участия в гражданском судопроизводстве может наступить ослепление «ока государева».

Вместе с тем некоторые прокуроры до сих пор недооценивают важность этой работы и некачественно осуществляют подготовку материалов в суд, неправильно применяют нормы материального и процессуального права.

Однако в связи с часто меняющимся законодательством прокурору в своей профессиональной деятельности необходимо приобретать опыт эффективного, основанного на законе использования полномочий по подготовке и направлению в суд заявлений, активного участия в судебном разбирательстве, по апелляционному, кассационному обжалованию, внесению представлений на незаконные судебные постановления в гражданском судопроизводстве.

Актуальностью перечисленных проблем, спецификой современного правового регулирования порядка и способов судебной защиты нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций и государства в целом обусловлена необходимость подготовки данной рабочей программы по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция квалификация (степень) «магистр».

Комплексное изучение законодательства об участии прокурора в гражданском судопроизводстве по отдельным категориям дел, теории и практики деятельности прокуроров в суде, а также теоретических концепций, которые реализуются в законодательстве и на практике.

Задачи дисциплины:

1. Изучение законодательства об участии прокурора в гражданском судопроизводстве по отдельным категориям дел.

2. Анализ практики участия прокурора в гражданском судопроизводстве.

3. Исследование особенностей участия прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел.

Место дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Участие прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Для получения прочных знаний о формах и способах участия прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел на современном этапе необходима, прежде всего, предварительная (начальная) подготовка студентов, то есть их готовность воспринимать, понимать и усваивать программу курса. Участие прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел начинает изучаться на втором курсе, то есть после изучения таких основополагающих дисциплин, как конституционное право, уголовное право, гражданское право, административное право, а также уголовный процесс и гражданским процесс. Другими словами к началу изучения данного курса студенты уже должны обладать некоторой системой знаний и навыков, без которых овладение данной дисциплиной просто невозможно.

Начальные знаниятаковы: понятие права, представление о правовой системе и механизмах действия права, конституционные основания прокурорского надзора, участия прокурора в суде, понятие, виды и т.д.

Элементарные навыки должны включать: поиск необходимой информации, толкование закона, формулирование и обоснование правовых позиций и т.д. на основе изученного материала.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных:

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом

(ОК-5).

профессиональных:

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Изучение дисциплины «Участие прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел» позволяет сформировать у выпускников следующие профильные (дополнительные) профессиональные компетенции:

способность выполнять служебные обязанности прокурора, заместителя прокурора, старшего помощника прокурора (ППК-1);

готовность участвовать в судах по рассмотрению уголовных и гражданских дел (ППК-6);

В результате изучения дисциплины «Участие прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел» студенты:

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- задачи, связанные с укреплением законности и правопорядка;

- понятие законности как социального явления, ее влияние на совершенствование различных сторон деятельности государства;

- действующее законодательство о прокуратуре;

- законодательные акты, регламентирующие участие прокурора в гражданском судопроизводстве;

- задачи, стоящие перед прокурорами в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, охране социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан;

- содержание законодательства, а также нормативные правовые акты, действующие в сфере участия прокурора в гражданском судопроизводстве по отдельным категориям дел, а также иметь необходимее для решения правовых проблем представление о смежных отраслях права;

- взаимосвязь режима законности и правопорядка, механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина, направления внутренней и внешней политики по обеспечению целостности и безопасности государства;

- положенияо правомерном и противоправном поведении, основаниях гражданско-правовой ответственности, определение правонарушения, его признаки и категории, малозначительного деяния, его элементы и признаки;

 

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- чётко разграничивать направления прокурорской деятельности в суде и задачи, стоящие перед ними;

- составлять акты прокурорского реагирования;

- определять правовое положение субъектов и их права, обязанности и ответственность;

- выявлять правовые риски, связанные с принятием различного рода решений в правоохранительной сфере, управлении и экономике, т.е. предвидеть возможность наступления юридической ответственности при принятии противоправных или спорных в правовом отношении решений;

- оперировать закрепленными в законе и доктринальными понятиями и категориями, используемыми при квалификации правонарушений;

- сопоставлять свое поведение с требованиями режима законности;

- устанавливать фактическое основание юридической ответственности, т.е. наличие в действиях лица состава правонарушения и соответственно правильно квалифицировать деяние;

- осуществлять толкование норм права и смежных отраслей права с использованием различных способов.

ДОЛЖНЫ ВЛАДЕТЬ:

- формой и правовыми основаниями участия прокурора в гражданском судопроизводстве;

- навыками грамотного выявления нарушений законов;

- навыками определения причин и условий, способствующих нарушению законов;

- умением грамотно применять законодательство, правильно его толковать, навыками ведения правовой пропаганды с точки зрения предупреждения правонарушений;

- законодательной и доктринальной терминологией, навыками работы с гражданским и смежными с ним законодательством, связанным с квалификацией правонарушений;

- необходимыминавыками по соблюдению законности в сфере применения права и быть готовым к преодолению возможного сопротивления к принятию законных и обоснованных правовых решений;

- навыками в профессиональной и в непрофессиональной деятельности обеспечивать соблюдение действующего законодательства и тем самым правопорядка и безопасности в сфере своего влияния, в том числе навыками защиты прав и свобод человека и гражданина;

Как наука участие прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел тесно связан с такими отраслями юридической науки, как гражданский и арбитражный процесс, гражданское право и рядом других.

Для успешного изучения участие прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел студенту необходимо иметь определённый уровень начальной подготовки, а именно усвоить основные понятия конституционного права, гражданского права, гражданского процесса, арбитражного процесса, административного права и правоохранительных органов.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 



2015-11-27 332 Обсуждений (0)
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)