ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации» Крымский юридический институт (филиал) Кафедра Прокурорского надзора участия в гражданском, арбитражном и административном процессе .
УТВЕРЖДАЮ Директор
_________________Н.Н. Колюка
Рег. № _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА ПРИ РАССМОТРЕНИИ И РАЗРЕШЕНИИ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕЛ
Код дисциплины: __________________ М2.В.ДВ2
Направление подготовки _____________юриспруденция 40.04.01
Профиль подготовки ________________ прокурорская деятельность
Квалификация ______________________магистр
Симферополь ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Магистр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере прокурорского надзора: а) правотворческая; б) правоприменительная; в) правоохранительная; г) экспертно-консультационная; д) организационно-управленческая; е) научно-исследовательская; ж) педагогическая.
Целями освоения учебной дисциплины «Участие прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел» являются: – систематизированное углубленное изучение дискуссионных вопросов, возникающих в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности прокурора по участию в гражданском судопроизводстве, в процессе осуществления прокурорского надзора за исполнением судебных решений, что способствует дальнейшей профессионализации магистрантов; – формирование у магистрантов собственного мировоззрения по рассматриваемым вопросам; – углубление выработанных у них навыков анализа и применения гражданского-процессуального законодательства; – воспитание магистрантов в духе уважения законности и надлежащего профессионального правосознания.
Основным условием стабильности государственного и общественного устройства является неукоснительное соблюдение законов, т.е. «господство законности». Статья 129 Конституции РФ определяет положение прокуратуры как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, осуществляющей от имени государства надзор за исполнением действующего законодательства. До внесения изменений в ГПК РСФСР от 7 августа 2000 г. прокурор на основании ст. 12 ГПК РСФСР осуществлял надзор за состоянием законности в гражданском судопроизводстве, который показал свою нужность и эффективность. В 2002 г. принят новый ГПК РФ. Законодатель ограничил участие прокурора в гражданском судопроизводстве, которое теперь может реализовываться путем предъявления исков (заявлений) в защиту частных и публичных интересов, непосредственного участия в судебном разбирательстве по строго обозначенному кругу дел, внесения представлений на незаконные судебные постановления. При этом за прокурором, участвующим в гражданском судопроизводстве, частично сохранено право на осуществление надзорных функций, которые должны реализовываться им при вступлении в судебный процесс и даче заключений по делу. Прокурор изначально был и продолжает оставаться гарантом соблюдения Конституции РФ, провозглашенных прав и свобод человека и гражданина, принципов и основ законности и правопорядка. Поэтому любая дополнительная гарантия обеспечения законности, коей является, в частности, участие прокурора в судебном процессе, должна стать благом для правосудия, так как прокурор при этом защищает не свои личные интересы, а интересы физических лиц, не имеющих возможности отстаивать свои права в суде. В связи с этим отказ законодателя от такой возможности в настоящее время, на наш взгляд, может негативно сказаться на состоянии законности и правопорядка в стране. Давая правовое заключение в суде первой инстанции в гражданском судопроизводстве, прокурор выполняет обязанность реагирования на нарушения закона, от кого бы они ни исходили. Поэтому на настоящем этапе развития судебной системы, когда суд, соблюдая принципы состязательности и, особенно, диспозитивности, в основном стал выполнять лишь «наблюдательные» функции и судья, видя нарушения законности, лишен реальной возможности на них адекватно реагировать, было бы крайне необходимо сохранить статус прокурора в его прежнем виде. Ведь что бы ни делал прокурор в гражданском процессе (инициировал ли возбуждение дела, давал ли правовое заключение, приносил ли представление на судебное постановление), необходимо иметь в виду, что цель участия прокурора в судопроизводстве одна – содействие осуществлению задач правосудия. Поэтому возражать против активного участия прокурора в судопроизводстве могут только те лица, которые не радеют за установление судебной истины по делу, восстановление нарушенных прав, за принятие законных и обоснованных судебных постановлений. Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на Всероссийском совещании прокуроров 11 февраля 2002 г., справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры в судебном процессе». Прокуратура как самостоятельный институт, как «око государево», изначально (12 января 1722 г.) создавалась в России императором Петром I как единственный орган надзора, обязанный принимать на всех стадиях процесса предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили, а строгое соблюдение законов, как известно, всегда является одним из признаков правового государства. На конференции Российского союза юристов 22 декабря 2000 г. было правильно отмечено, что государство, образно говоря, должно «стоять с палкой», защищая общественные интересы и права человека. Поэтому современные тенденции правового развития государства требуют не ослабления, а, напротив, усиления прокурорских надзорных функций, так как прокуратура как раз и является тем необходимым элементом, той самой «палкой», способной реально обеспечить законность в судопроизводстве. Участвуя в гражданском судопроизводстве, прокуратура выполняет важную роль в формировании правового государства, которое предполагает всеобщее, без каких-либо отступлений подчинение закону всех субъектов общественных отношений, равенство всех перед законом, борьбу с любыми правонарушениями. В свое время известный русский юрист В.И. Веретенников справедливо отмечал, что прокурор является в точном и полном смысле глазами короля, посредничеством которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма. Если прибегнуть к сравнению, используя в данном случае медицинскую терминологию, то можно заметить следующее: как помутнение хрусталика глаза (катаракта) приводит к заметному ухудшению зрения, так и в случае ограничения или полного отстранения прокурора от его активного участия в гражданском судопроизводстве может наступить ослепление «ока государева». Вместе с тем некоторые прокуроры до сих пор недооценивают важность этой работы и некачественно осуществляют подготовку материалов в суд, неправильно применяют нормы материального и процессуального права. Однако в связи с часто меняющимся законодательством прокурору в своей профессиональной деятельности необходимо приобретать опыт эффективного, основанного на законе использования полномочий по подготовке и направлению в суд заявлений, активного участия в судебном разбирательстве, по апелляционному, кассационному обжалованию, внесению представлений на незаконные судебные постановления в гражданском судопроизводстве. Актуальностью перечисленных проблем, спецификой современного правового регулирования порядка и способов судебной защиты нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций и государства в целом обусловлена необходимость подготовки данной рабочей программы по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция квалификация (степень) «магистр». Комплексное изучение законодательства об участии прокурора в гражданском судопроизводстве по отдельным категориям дел, теории и практики деятельности прокуроров в суде, а также теоретических концепций, которые реализуются в законодательстве и на практике. Задачи дисциплины: 1. Изучение законодательства об участии прокурора в гражданском судопроизводстве по отдельным категориям дел. 2. Анализ практики участия прокурора в гражданском судопроизводстве. 3. Исследование особенностей участия прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел. Место дисциплины в структуре ООП: Учебная дисциплина «Участие прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»). Для получения прочных знаний о формах и способах участия прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел на современном этапе необходима, прежде всего, предварительная (начальная) подготовка студентов, то есть их готовность воспринимать, понимать и усваивать программу курса. Участие прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел начинает изучаться на втором курсе, то есть после изучения таких основополагающих дисциплин, как конституционное право, уголовное право, гражданское право, административное право, а также уголовный процесс и гражданским процесс. Другими словами к началу изучения данного курса студенты уже должны обладать некоторой системой знаний и навыков, без которых овладение данной дисциплиной просто невозможно. Начальные знаниятаковы: понятие права, представление о правовой системе и механизмах действия права, конституционные основания прокурорского надзора, участия прокурора в суде, понятие, виды и т.д. Элементарные навыки должны включать: поиск необходимой информации, толкование закона, формулирование и обоснование правовых позиций и т.д. на основе изученного материала. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных: осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). профессиональных: в правоприменительной деятельности: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); в правоохранительной деятельности: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4); способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5); способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6); в экспертно-консультационной деятельности: способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7); способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8); в научно-исследовательской деятельности: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); в педагогической деятельности: способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15). Изучение дисциплины «Участие прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел» позволяет сформировать у выпускников следующие профильные (дополнительные) профессиональные компетенции: способность выполнять служебные обязанности прокурора, заместителя прокурора, старшего помощника прокурора (ППК-1); готовность участвовать в судах по рассмотрению уголовных и гражданских дел (ППК-6); В результате изучения дисциплины «Участие прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел» студенты: ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: - задачи, связанные с укреплением законности и правопорядка; - понятие законности как социального явления, ее влияние на совершенствование различных сторон деятельности государства; - действующее законодательство о прокуратуре; - законодательные акты, регламентирующие участие прокурора в гражданском судопроизводстве; - задачи, стоящие перед прокурорами в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, охране социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан; - содержание законодательства, а также нормативные правовые акты, действующие в сфере участия прокурора в гражданском судопроизводстве по отдельным категориям дел, а также иметь необходимее для решения правовых проблем представление о смежных отраслях права; - взаимосвязь режима законности и правопорядка, механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина, направления внутренней и внешней политики по обеспечению целостности и безопасности государства; - положенияо правомерном и противоправном поведении, основаниях гражданско-правовой ответственности, определение правонарушения, его признаки и категории, малозначительного деяния, его элементы и признаки;
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: - чётко разграничивать направления прокурорской деятельности в суде и задачи, стоящие перед ними; - составлять акты прокурорского реагирования; - определять правовое положение субъектов и их права, обязанности и ответственность; - выявлять правовые риски, связанные с принятием различного рода решений в правоохранительной сфере, управлении и экономике, т.е. предвидеть возможность наступления юридической ответственности при принятии противоправных или спорных в правовом отношении решений; - оперировать закрепленными в законе и доктринальными понятиями и категориями, используемыми при квалификации правонарушений; - сопоставлять свое поведение с требованиями режима законности; - устанавливать фактическое основание юридической ответственности, т.е. наличие в действиях лица состава правонарушения и соответственно правильно квалифицировать деяние; - осуществлять толкование норм права и смежных отраслей права с использованием различных способов. ДОЛЖНЫ ВЛАДЕТЬ: - формой и правовыми основаниями участия прокурора в гражданском судопроизводстве; - навыками грамотного выявления нарушений законов; - навыками определения причин и условий, способствующих нарушению законов; - умением грамотно применять законодательство, правильно его толковать, навыками ведения правовой пропаганды с точки зрения предупреждения правонарушений; - законодательной и доктринальной терминологией, навыками работы с гражданским и смежными с ним законодательством, связанным с квалификацией правонарушений; - необходимыминавыками по соблюдению законности в сфере применения права и быть готовым к преодолению возможного сопротивления к принятию законных и обоснованных правовых решений; - навыками в профессиональной и в непрофессиональной деятельности обеспечивать соблюдение действующего законодательства и тем самым правопорядка и безопасности в сфере своего влияния, в том числе навыками защиты прав и свобод человека и гражданина; Как наука участие прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел тесно связан с такими отраслями юридической науки, как гражданский и арбитражный процесс, гражданское право и рядом других. Для успешного изучения участие прокурора при рассмотрении и разрешении в гражданском судопроизводстве отдельных категорий дел студенту необходимо иметь определённый уровень начальной подготовки, а именно усвоить основные понятия конституционного права, гражданского права, гражданского процесса, арбитражного процесса, административного права и правоохранительных органов. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |