Подготовка инновационных проектов
Подготовка инновационных проектов включает: 1. Определение проблемы и цели инновационного проекта 2. Разработка плана, этапов и сроков работы по проекту 3. Бизнес-план инновационного проекта
Анализ степени изученности проблемы необходим прежде всего для того, чтобы избежать повторения уже выполненных ранее исследований. Предварительное ознакомление с литературой по исследуемой проблеме позволит рассмотреть проблему в ее развитии, глубже узнать ее, уточнить тему и актуальность предстоящего исследования. Разработка плана, этапов и сроков работы по проекту
Планированием называется непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей. Логически оно связано с остальными основополагающими функциями менеджмента: организацией, мотивацией, регулированием, контролем, координацией, учетом и анализом. Главное в планировании работ по инновационному проекту — непрерывное поддержание стратегии проекта с учетом происходящих изменений на пути к достижению целей. В проекте планируется предметная область (результаты проекта, их характеристики и комплекс работ), стоимость, время выполнения всего проекта и его отдельных этапов, качество, затраты, риски, объем поставок. Наряду с общими принципами планирования в рассматриваемой области используются и принципы научной обоснованности работы, согласованности, доминирования стратегических аспектов, гибкости и эластичности. Принцип гибкости характеризует способность планов реагировать на проявления неучтенных факторов, отражать риски, свойственные рыночной экономике. Принцип эластичности проявляется в способности сохранять необходимые резервы даже при оптимальных решениях и предусматривать плановые варианты1. Планирование деятельности предприятий опирается на достигнутый уровень показателей в предыдущий отчетный период, производственную мощность и нормативы ее достижения. При составлении планов проектов отправными точками являются: ТЭО, научно-исследовательский и конструкторский потенциал, техническое задание (ТЗ) и договор на проведение НИОКР. ТЗ необходимы в обязательном порядке при выполнении проектов по заказу государственных органов, министерств и ведомств, учреждений Российской Академии наук, внебюджетных фондов и других крупных инвесторов. Различают разновидности ТЗ: на выполнение научно-исследовательских работ (НИР), на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) и технологических работ. ТЗ на выполнение НИР содержит следующие сведения: • наименование темы НИР; • исполнитель; • заказчик; • основание для разработки; • статус работы; • источник финансирования; • исходные данные; • состояние проблемы; • цель работы; • отличия, новизна, преимущества; • содержание работы; • конечный результат работы; • область применения; • внедрение результатов работы; • права сторон; • требования к представляемой продукции; • условия приемки работ; • стоимость работ; • сроки выполнения работ; • предмет нормирования; • перечень основных исполнителей; • требования к составу исполнителей; • перечень рецензентов; • особые условия. 4. Бизнес-план инновационного проекта В бизнес-плане обосновываются все будущие аспекты деятельности нового, анализируются возможные проблемы, которые могут возникнуть. Актуальность бизнес-плана зависит от особенностей инновационных проектов. Бизнес-планирование инновационных проектов предусматривает решение следующих задач: • диверсификация, перепрофилирование и реорганизация действующего производства; • . подготовка заявок действующих и вновь создаваемых предприятий с целью получения кредитов на создание новых, реконструкцию и расширение производств; • обоснование строительства новых предприятий; • обоснование предложений по приватизации государственных и муниципальных предприятий; • создание новых предприятий, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности; • выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций; • разработка предложений по государственной поддержке предприятий; • использование в качестве внутреннего документа, представляющего оценку деятельности фирмы, выявление ее сильных и слабых сторон, формирование целей ее деятельности, обоснование способов и тактики функционирования проекта, прогнозирование будущих финансовых результатов и других целей. Бизнес-план составляется не менее чем на 3 года. Для первого года деятельности основные показатели рекомендуется составлять с разбивкой по месяцам, для второго года — по кварталам, остальные расчетные показатели приводятся за каждый последующий год. Число лет, на которые составляется бизнес-план, может быть равным продолжительности действия проекта либо ограничено выходом на годы устойчивой стабильной работы предприятия, реализовавшего данный инновационный проект. Стоимостные показатели учитывают действие фактора времени, т.е. приводятся к сопоставимому виду на начало или конец планируемого периода. В России бизнес-планирование появилось сравнительно недавно, однако в настоящее время применяются типовые формы, из которых видно, что все структуры имеют общую основу. Бизнес-план обычно включает следующие разделы, интерпретируемые в зависимости от специфики инновационного проекта, отрасли, целевой направленности управленческого решения: 1) сущность инновационного проекта (возможности предприятия, резюме); 2) предприятие; 3) продукция; 4) рынки сбыта продукции; 5) конкуренция (сведения о конкурирующих проектах); 6) маркетинг (стратегия маркетинга); 7) производственный процесс; 8) организационный план; 9) оценка рисков и страхование; 10) финансовый план; 11) стратегия финансирования.
Бизнес-план инновационного проекта имеет следующее содержание: 1. Сущность инновационного проекта (возможности предприятия, резюме). Этот раздел в простой и лаконичной форме представляет наиболее важную информацию, содержащуюся в бизнес-плане. Он готовится после того, как проведена работа над всеми остальными разделами. Основная цель — дать обзор деловых предложений, способных привлечь внимание к документу. Содержание данного раздела отражает следующие моменты: • основные цели проекта (увеличение объемов продаж и расширение рынков сбыта продукции, модернизацию производственных процессов и т.д.); • предмет деятельности будущей фирмы; • состав конкретных мероприятий; • средства, необходимые для реализации проекта, где их предполагается получить; • ожидаемые расчетные показатели работы фирмы в результате применения проекта; • срок возврата заемных средств, в какой форме и каким способом; • специфические условия осуществления проекта; • данные о создании и регистрации фирмы, созданной на основе инновационного проекта. Предприятие. В разделе наряду с основными сведениями о предприятии показываются состояние и перспективы развития отрасли и факторы, влияющие на деятельность фирмы, а также основные показатели ее текущей деятельности. К основным сведениям о новом предприятии, включаемым в бизнес-план, относятся: • наименование, время и место регистрации, юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты; • организационно-правовая форма; • наиболее важные последние события, способные повлиять на результаты деятельности предприятия; • размер уставного капитала, а также для акционерных обществ виды, количество и номинальная стоимость выпускаемых акций; • сведения о вкладчиках, имеющих контрольный пакет акций; • принадлежность предприятия к другим ассоциациям или ФПГ; • юридические лица, владеющие более чем 5% собственности (уставного капитала); • наличие филиалов, представительств, дочерних фирм; • основные виды деятельности, в том числе отношение предприятия к НИОКР. Отдельным подразделом излагается специфика отрасли, к которой принадлежит новое предприятие, ее состояние и перспективы развития, технологическая изменчивость, цикличность, скорость роста, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, международные и государственные воздействия и т.д. Третья часть этого раздела предполагает анализ факторов, способных негативно или позитивно влиять на деятельность нового предприятия. К таковым можно отнести: • экономические (цикл деловой деятельности, инфляция, уровень безработицы, покупательная способность населения, величина процентной ставки за кредит и др.); • политические (нестабильность в регионах, нестабильность в законодательстве и т.д.); • демографические (снижение рождаемости, миграция, старение населения и т.д.); • природные; • научно-технические (состояние науки, рост или снижение инвестиций в НИОКР); • культурные и мировоззренческие (изменение жизненных ценностей, стремление к «легкой жизни» и др.). Раздел заканчивается составлением таблицы основных показателей деятельности предприятия (см. табл. 7.3), в которой за базовый год принимается последний год эксплуатации действующего предприятия, а последующие годы — показатели, которые будут достигнуты при реализации инвестиционного проекта. Состав показателей зависит от специфики и вида производства продукции. Все необходимые исходные данные, промежуточные показатели и расчеты определяются в приложении к бизнес-плану. Они служат для обоснования правильности полученных результатов. 3. Продукция. При описании инновационной продукции, товара (работы, услуги), как правило, делается акцент не на ее неповторимость или достоинства, которые видятся составителю бизнес-плана, хотя это и важно, а на заложенные в товаре преимущества, отвечающие запросам рынка, т.е. с точки зрения потребителя, поэтому здесь необходимо отразить следующие аспекты: • потребности, удовлетворяемые продукцией; • показатели качества; t • экономические показатели; • внешнее оформление; • сравнение с другими аналогичными товарами; • патентные права; • показатели экспорта; • основные направления совершенствования продукции. Описание нового товара начинается с соответствия требованиям «рыночной новизны», возможны следующие варианты: • открываются возможности удовлетворения совершенно новой потребности (пионерный товар); • удовлетворение обычной потребности; • удовлетворяется более широким кругом потребителей известная потребность. Здесь важно показать, какими уникальными свойствами обладает продукция, доказать, что она способна вызвать интерес потребителей. Сравнение свойств продукции с аналогичными имеющимися видами можно разместить в разделе «Стратегия маркетинга».
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |