Методики изучения детско-родительских отношений
В диагностике приняло участие 5 семьей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, ниже представлены результаты по каждой методике. 1. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ). Результатом являются выраженные типы воспитания: Гиперпротекция (Г+), Потворствование (У+), Чрезмерность требований-запретов (З+), Минимальность санкций (С-), Неустойчивость стиля воспитания (Н), Воспитательная неуверенность родителя (ВН), Фобия утраты ребенка (ФУ), Неразвитость родительских чувств (НРЧ). 2. «Опросник "Мера заботы"». В семьях, набравших высокий балл главный мотив поведения – интересы ребенка. Такая позиция достойна одобрения, однако несколько заострена. Это может повлечь за собой чрезмерную опеку. В таких семьях взрослые выполняют за ребенка все, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям. В результате у ребенка может сформироваться пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления будет препятствовать личностному росту. 3. Методика идентификации детей с родителями, опросник А. И. Зарова. В процессе обследования четко выделился приоритет мамы, по сравнению с отцом. Несмотря на то, что выборка состоит из 5 человек из которых 3 мальчика большей компетентностью и престижностью пользуется все же мама. Обратим внимание на наиболее тревожные результаты. Мы можем констатировать, что 40% детей ощущают со стороны папы неприятие, отсутствие любви и уважения, эмоциональное отвержение, враждебность отцов, их отрицательное отношение к себе испытывают и воспринимают воспитательную тактику отцов как непоследовательную, дисгармоничную. 4. Методика PARI. Автор – американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. По результатам видно, что отношение к семейной роли у всех 5 родителей максимально высокое. Показатели эмоционального контакта и излишней эмоциональной дистанции находятся в норме. А вот показатели концентрации на ребенке занимают максимальные значения. Что может свидетельствовать о несамостоятельности ребенка и чрезмерной опеки родителей. 5. Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы А.Я. Варга, В.В. Столин. По данным опросника родительского отношения шкала «социальная желательности», «симбиоз» и «гиперсоциализация» по результатам методики получили максимальные значения. Что может свидетельствовать о том, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Однако родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. При высоком балле по шкале «гиперсоциализации» в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Выявлено, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии отличаются качественным своеобразием, которое заключается в следующем: в высоком уровне авторитарности родителей; в склонности родителей этих групп инфантилизировать своих детей; в эмоциональном отвержении родителями детей с проблемами в развитии; в восприятии детьми с проблемами в развитии своего положения в семье как отчуждённого; в повышенном уровне тревожности детей с проблемами в развитии при взаимодействии с родителями. На основе результатов диагностического исследования был выявлен ряд негативных показателей, свидетельствующий о нарушении позиции родителей в вопросах воспитания детей: гиперопека, гиперпротекция, инвалидизация, неустойчивость стиля воспитания. Список литературы 1. Мишина, Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы дефектолога с семьёй, воспитывающей ребёнка раннего возраста с нарушением психофизического развития – методические рекомендации [Текст]: Г. А. Мишина. // Дефектология. – 2001. – №1. – С.7 – 14. 2. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003. – 240с. 3. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Н. Ю. Синягина. – М., 2001. – 118с.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3497)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |