Конфликт как особая форма взаимодействия
Конфликт (от лат. сonflictus – столкновение) – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов (Емельянов С.М., 2005). Наличие взаимодействия и противоположных мотивов – необходимое и достаточное условие возникновения конфликтов. Первая формула конфликта (конфликт типа А) 1-ый конфликтоген – 2-ой конфликтоген, ответный на 1-ый – 3-й конфликтоген, ответный на 2-ой = конфликт. Каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает. Вторая формула конфликта (конфликт типа Б) Предмет конфликта – то, из-за чего возникает конфликт. Спектр большинства проблем достаточно узок: пересмотр норм взаимодействия, деление полномочий (ответственности), ограничение ресурсов, власти, ограничение или расширение личной свободы. Причины конфликта – явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту. Участники конфликта – «конфликтоносители», т.е. те, чьи интересы в данной ситуации затронуты. Это могут быть: отдельные лица; группы людей; организации. Предмет конфликта + причины конфликта + участники конфликта = конфликтная ситуация Конфликтная ситуация – ситуация открытого или скрытого противоборства сторон участников. Однако конфликтная ситуация может существовать, но конфликта может не быть. Другими словами, конфликт может долго оставаться на потенциальном уровне. Инцидент – действия участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Инцидент – «последняя капля». Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт Конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга. Поэтому разрешить конфликт это значит: 1) устранить конфликтную ситуацию; 2) исчерпать инцидент. Первое сделать сложнее, но более важно. В практике встречается чаще второе – извинились друг перед другом за обидные слова, но конфликтная ситуация сохраняется. Третья формула конфликта (конфликт типа В) КС1 + КС2 + …+ КСn = конфликт, при этом n ≥2. Сумма конфликтных ситуаций приводит к конфликту. Виды конфликтов Классификация по направленности. – горизонтальные (лица, не подчиненные друг другу); – вертикальные (лица, которые находятся в отношениях подчиненности). 70-80% всех конфликтов. По источнику возникновения. – внутриличностные – возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у человека. Они часто провоцируют как межличностные, так и межгрупповые конфликты. Так как внутреннее напряжение, борьба противоречий требует разрядки. «Разряжаются» на окружающих; – межличностные – возникают при наличии проблемной ситуации, в которой личности преследуют несовместимые цели; придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом; одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели; – межгрупповые – в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели. По последствиям. – конструктивные – участники стремятся уладить конфликт, найти приемлемое решение, отличаются выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику. – деструктивные – участники постоянно стремятся к расширению и обострению конфликта; принижают партнера, негативно оценивают его личность, нарушает этику общения. По степени остроты. Недовольство, разногласие, противоречие, перебранка, стычка, ссора, скандал, война, убийство. Группы причин, вызывающих конфликты: 1) Группа причин, порожденных процессом деятельности – технологическая взаимозависимость и взаимосвязь работников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого; – перенос проблем, решаемых по вертикали, на горизонтальные отношения (нехватка оборудования иногда ведет к напряженности в отношениях по горизонтали); – невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель-подчиненный»; – несоответствие поступков человека принятым в данном коллективе нормам и жизненным ценностям. 2) Группа причин, порожденных психол. особенностями человеческих отношений. – взаимные симпатии и антипатии; – неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе; – плохая психологическая коммуникация; – нарушение принципа территориальности (нарушаются территории человека). 3) Группа причин, порожденных личностным своеобразием членов коллектива. – неумение контролировать себя; – низкий уровень самоуважения; – повышенная тревожность; – некоммуникабельность; – чрезмерная принципиальность в сочетании с догматизмом. Таблица 10 Этапы конфликта
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (981)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |