Понятие коммуникативной компетентности
Коммуникативная компетентность – совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения (Петровская, 1989). Коммуникативная компетентность – ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения (Емельянов, 1985). Е.В. Сидоренко выделяет компоненты коммуникативной компетентности:
Таким образом, коммуникативная компетентность – совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных знаний и коммуникативных умений, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для решения (Сидоренко, 2004). Коммуникативную способность можно трактовать двояко: как природную одаренность человека в общении («гении» общения) и как коммуникативную производительность (близко к понятию пропускной способности). Люди различаются по своей коммуникативной одаренности так же, как они различаются по своей лингвистической, музыкальной, математической и другим видам одаренности. Можно предположить, что современный человек достаточно одарен, чтобы развить в себе высокую коммуникативную производительность, даже если он не является врожденным «гением» общения. К числу коммуникативных способностей должна быть отнесена непроизвольная экспрессивность («способность спонтанного кодирования»). Она дает определенные преимущества в развитии умения преднамеренно создавать определенные сигналы (преднамеренное кодирование). Однако она оказывается не связанной с умением «читать» чужие сигналы. Коммуникативное знание – знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития; какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Коммуникативные умения. Систему коммуникативных умений можно было бы представить в виде двух подсистем:
Однако эта схема является упрощенной. Она применима только по отношению к совершению совершенно открытой, полностью «прозрачной» коммуникации, лишенной каких-либо подтекстов, намеков, двусмысленности, лжи. Но подобная коммуникация является такой же абстракцией, как «точка» или «прямая» в математике. Схема должна иметь следующий вид:
Коммуникативные умения нужны для того, чтобы преодолеть «драмы общения» (термин Е.В. Сидоренко): – драма слушания («Слушаю, но не слышу») – умение услышать другого человека; – драма понимания («Слышу, но не понимаю») – умение понять другого человека; – драма действия («Понимаю, но сделать не могу») – умение действовать своему пониманию; – драма самовыражения («Могу сделать сам, но сформулировать, как это сделать не могу») – умение выражать свои мысли и чувства.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 1. Как проявляется успешность общения? 2. Что относится к основным психологическим критериям успешности общения? 3. В чем отличие коммуникативности от коммуникабельности? 4. Какие положительные и отрицательные характеристики имеет контактность? 5. Какие личностные характеристики свойственны высокосовместимым людям? 6. Что такое коммуникативная компетентность? 7. В виде, какой схемы можно представить коммуникативные умения? 8. Назовите четыре «драмы общения» и раскройте их содержание. 9. Перечислите характеристики личности, способствующие успешности общения в деятельности психолога? 10. Как проявляется темперамент в общении?
Список литературы 1. Аргентова Т.Е. стиль общения как фактор эффективной совместной деятельности // Психологический журнал. 1984. № 6. С. 130-133. 2. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. М., 2006. 3. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Дис. … докт. психол. наук. СПб., 1991. 4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003.. 5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.,1989. 6. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб, 2004. ЛЕКЦИЯ 17. Техника общения: практическая ориентация В профессиональной подготовке психолога неотъемлемым элементом является развитие психологической компетентности в сфере межличностного общения. В этой связи представляется оправданным кратко обсудить один из самых распространенных в современной практической психологии подходов к технике эффективного общения, развитый в рамках гуманистической психологии (К. Роджерс), трансактном анализе и в психологии разрешения межличностных конфликтов (А. Филдей), Итак, что такое эффективное межличностное общение? Исследования межличностного общения и практические наблюдения позволяют все возможные приемы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте, условно объединить в две группы по параметру «эффективности – неэффективности» с точки зрения реализации целей общения: во-первых, какие приемы эффективны и когда их целесообразно использовать для развития личных контактов, положительных взаимоотношений и взаимопонимания с партнером; во-вторых, какие приемы и когда целесообразно использовать для оказания прямого психологического воздействия (опять же для полного достижения целей общения). Основными параметрами эффективности общения являются умение и навыки человека в использовании двух техник общения (Соснин, Лунин, 1993): – техники понимающего общения; – техники директивного общения. Параметрами неэффективности практического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные формы поведения, как неадекватные заместители понимающего и директивного общения. Таблица 17 Эффективные и неэффективные техники общения
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1734)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |