Возможности занятий по развитию математических представлений и самостоятельной математической деятельности в экологическом воспитании дошкольников
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект. Под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований педагогического опыта (А.М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.) убеждает в том, что «рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей». Рационально организованное – это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями. Под влиянием систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией: названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник; ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и т.п. Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения. Развитие математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях, в самостоятельной математической деятельности. Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. С помощью занятий удается вооружить детей знаниями повышенной трудности, лежащими в «зоне ближайшего развития». Самостоятельно приобрести их ребенок не в состоянии. На занятиях реализуются практически все программные требования; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе Занятия по развитию математических представлений или занятия по математике в детском саду, строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода, воспитывающего и развивающего характера обучения. На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т.е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Один из авторов программы «Детство» З.А. Михайлова считает, что «освоение детьми заданного математического содержания должно осуществляться не изолированно, а во взаимосвязи и в контексте других содержательных видов деятельности, таких как природоведческая, изобразительная, конструктивная и т.п.» В практике работы по развитию математических представлений сложились следующие типы занятий: 1) занятия в форме дидактических игр; 2) занятия в форме дидактических упражнений; 3) занятия в форме дидактических игр и упражнений; Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют: 1) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению; 2) занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач; 3) проверочные занятия; 4) комбинированные занятия. В последнее время широко распространены комплексные и интегрированные занятия. Е.Н. Щербакова пишет: «В последнее десятилетие вопросы развивающего обучения рассматриваются в тесной связи с интеграцией программных задач, интеграцией разных видов деятельности детей. Особенно это характерно для обучения дошкольников математике». Самостоятельная познавательная математическая деятельность детей имеет непосредственную связь с обучением на занятиях. В ней совершенствуются, углубляются и расширяются представления детей о числах, соотношениях размеров, разнообразии геометрических форм, различной длительности временных отрезков, пространственных отношениях. Признаками самостоятельной познавательной деятельности являются интерес к ней со стороны детей, проявление ими творческой инициативы, самостоятельно и в выборе игры и способа реализации задуманного. Это могут быть игры детей с дидактическими материалами, развивающие и обучающие игры, занимательные задачи и упражнения, игры-головоломки и др. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, исходя их развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Организуя уголок математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игры. Большие возможности для творчества имеются в играх «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», в развивающих играх Никитиных. Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не только из одного, но из 2-3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов. Вопросы математического развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в обучении детей счету, позволяли сформировать у ребенка понятия о числах, форме, величине, пространстве и времени. Но в то же самое время все эти жанры народной педагогики тесно связаны с природой, природными явлениями. Например, поговорка: Одна ласточка весны не делает. В ней есть числительное: одна, и в то же время поговорка сообщает детям о примете весны, о взаимосвязи сезонных изменений с перелетными птицами. Загадки – замечательные образы устного народного творчества. Загадки эколого-математического характера содержания оказывает неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение), развитии наблюдательности, закреплении знаний о природных объектах, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Эколого-математические загадки можно разделить на следующие группы: 1) Загадки, в которых встречаются различные числа; 2) Загадки, раскрывающие свойство природного объекта (длину,ширину, высоту, толщину, объем); 3) Загадки, в которых указывается форма предмета; 4) Загадки, характеризующие предмет или явление с пространственно временной точки зрения. Пример 1: У него четыре лапки. Лапки цап-царапки. Пара чутких ушей, Он гроза для мышей (кот) Вопросы: О ком эта загадка? Почему ты так думаешь? Это может быть серый кот? А белый? А маленький котенок? Сколько лапок у кота? А ушек? Отгадка: Это любой кот, потому что у всех котов четыре лапки и пара чутких ушек. Таким образом, загадка решает задачи математического развития и экологического воспитания. Пример 2: Горячо, как огонь, Кругло, как шар (солнце) Дети высказывают различные предположения. Воспитатель предлагает свою «отгадку»: показывают картинку с мячом. Некоторые дети сразу же соглашаются со взрослым, другие говорят: «Мяч круглый, но не горячий как огонь. Это солнышко». Включение загадок с эколого-математическим содержанием в занятия по развитию математических представлений способствует развитию мышления детей, умению доказывать правильность суждений, формированию экологических знаний. Дидактические игры прочно заняли свое место в системе воспитания детей. Н.К. Крупская указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, связи игр с жизнью. «Игра для них – учеба, игра для них труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Рассмотрим дидактическую игру как средство освоения детьми представлений о времени. Дети старшей группы знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Основным источником информации детей о времени года и формирования их представлений является, прежде всего, окружающая жизнь, явления природы. Дидактические игры помогают ненавязчиво, в игровой форме дать детям представления о времени. Огромную роль в ознакомлении детей со временем играет картинка. На картинках отражаются события во времени. Художник как бы задерживает внимание, «как бы останавливает время». Использование картинки позволяет вернуться к ее содержанию неоднократно. Например, нельзя в жизни вернуться к тому времени, которое прошло, а картинки с изображением времен года можно выстроить в последовательности их смены. Большое воспитательно-развивающее влияние на детей имеют дидактические игры, основу которых составляют поэтические произведения, Многие поэты посвятили свои стихотворения временам года, воспели картины природы. В формировании представлений детей о времени средствами дидактической игры необходима определенная система. В основе систематизации должно быть отражение взаимосвязи природных и социальных явлений в каждом временном отрезке. Основными в системе формирования представлений детей о времени года можно считать: изменения в природе в зависимости от длительности солнечного освещения, влаги и тепла; изменения в росте и развитии растений; изменения в образе жизни животных. Так прослеживается связь математического развития и экологического воспитания. Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты по образцу или замыслу. Современными исследованиями установлено, что они могут быть также эффективным средством умственного развития детей дошкольного возраста. Развивающее воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность смекалку, находчивость. Это игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», Вьетнамская игра» и др. В настоящее время они активно используются в математическом развитии детей, но мы считаем, что геометрические конструкторы – это средство получения экологических знаний, в частности знаний об особенностях внешнего вида насекомых, зверей, птиц, рыб, растений и др. Решению эколого-математических задач служат: 1) Занимательные вопросы: - На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2) - Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5) 2) Задачи в стихотворной форме: Ежик по лесу шел, На обед грибы нашел, Два – под березой, Один - у осины. Сколько их будет в плетеной корзине? (3) Семь гусей пустились в путь, Два решили отдохнуть. Сколько их под облаками? Сосчитайте дети сами? (5) 3) Считалки: Раз, два, три, четыре – Жили мушки на квартире. И повадился к ним друг – Крестовик, большой паук. 5, 6, 7, 8 – Паука мы вон попросим. К нам, обжора, не ходи… Ну-ка, Мишенька, води! Во многих сказках о природе присутствуют числа: «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Про козленка, который умел считать до 10», «Семь Симеонов» и др. существует большое количество загадок, задач-шуток, стишков, заданий, рассказов, которые могут быть использованы на занятиях по математике; в них наряду с математическими понятиями: число, цифра, даются разнообразные знания о неживой и живой природе. Таким образом, на занятиях по математике в самостоятельной математической деятельности осуществляется не только математическое развитие детей, но и решаются задачи экологического воспитания.
Иванова Ирина Евгеньевна. Заведующая МДОУ «Детский сад № 10» г. Губаха Пермского края Используемая литература: 1. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. «Обучение математике в детском саду» М.: Академия, 1998. 2. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» М.: Просвещение, 1982. 3. Смолянцева А.А., Михайлова З.А. «Математика до школы» СПб.: Детство-пресс, 2002. 4. Целищева И., Большакова М. «Математика - не отвлеченная наука» // Дошкольное воспитание. 2000. № 9. 5. Щербакова Е.И. «Методика обучения математике в детском саду» М.: Академия, 1998.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1011)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |