Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система практик при овладении образовательной программой



2015-11-27 368 Обсуждений (0)
Система практик при овладении образовательной программой 0.00 из 5.00 0 оценок




НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ

_______________________________

Направление: 050700

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: «Логопедия»

 

Челябинск 2014

 

Лист согласования

 

 

Разработчики:        
         
Ст. преп-ль кафедры СППиПМ ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»       И.Б. Пименова
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
Программа одобрена на заседании кафедры « » июня 2014 Протокол  
         
Заведующий кафедрой       Л.А. Дружинина
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
Одобрено представителем работодателя Н.В. Войниленко, директор МБС(К)ОУ школы-интерната № 11, к.п.н.
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)
Руководитель ОПОП       Е.В. Шереметьева
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
Декан факультета       Н.Г. Сошникова
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
                         

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«_27_» _июня_ 2014 г.

Протокол № _10

Зав. кафедрой _______.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ

Направление: 050700

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: бакалавриат

 

Профильная направленность: «Логопедия»

 

Челябинск 2014


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка
1.1. Общие сведения
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики
1.3. Место практики в структуре образовательной программы
1.4. Цель и задачи практики
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики
2. Содержание практики
3. Формы отчетности по практике
4. Фонд оценочных средств по практике
5. Учебно-методическое обеспечение практики
6. Перечень информационных технологий
7. Описание материально-технической базы
8. Методические указания
  Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Общие сведения

Таблица 1

Общие сведения о практике

Общие сведения Форма обучения
очная
Вид практики Учебная и производственная
Название практики Учебная практика Производственная практика на школьном логопункте
Место проведения практики Образовательная организация
Курс 3 курс
Семестр 6 семестр
Способ проведения Стационарная
Форма (формы) проведения Дискретно (концентрированная)
Объем практики в зачетных единицах 9 ЗЕТ
Продолжительность в неделях (часах) 6 недель; 324 часа
Календарный срок с 3 недели марта по 4 неделю апреля (включительно)

1.2.Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики. Программа практики предусматривает формирование профессиональных умений специалиста-логопеда в МСКОУ. В ходе прохождения обучающимися производственной практики в общеобразовательной школе реализуются такие виды профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая, диагностико-консультативная и исследовательская.

 

1.3. Место практики в структуре образовательной программы.

Практика на логопункте при общеобразовательной школе является обязательным видом учебной работы студента, входит в раздел «Учебная и производственная практики» (Б2.П.2) и является одним из видов педагогической практики студентов. Трудоемкость дисциплины составляет 9 ЗЕТ (324 часа). Продолжительность практики составляет 6 недель.

При выборе баз практики учитывались следующие критерии:

- укомплектованность образовательных учреждений педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- уровень оснащённости специальной научной и учебно-методической литературой;

- наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);

- наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.

Студенты выходят на практику на основе распоряжения о направлении на практику и договора о базе практики между ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» и образовательным учреждением.

 

1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик. Практика проводится второй в общей системе практик (табл. 2)

 

Таблица 2

Система практик при овладении образовательной программой

№ п/п Название практики Вид практики Место практики в учебном плане Формируемые компетенции
Курс Се- местр Сроки Кол-во недель Трудо-емкость в ЗЕТ
1. Производственная практика в ДОУ для детей с нарушениями речи производственная 1-я неделя апреля – 4-я неделя апреля ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7
2. Производственная практика на школьном логопункте ОУ производственная 3-я неделя марта – 4-я неделя апреля ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-8
3. Производственная практика в С(К)ОУ для детей с ТНР   производственная 3-я неделя ноября – 3-я неделя декабря ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4
4. Преддиплом-ная практика   производственная 4-я неделя мая – 1-я неделя июня ПК-10, ПК-11

 

Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры речевой недостаточности при различных речевых патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции речевых нарушений, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка, подростка, взрослого с речевыми нарушениями, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации лиц с нарушениями речи. В процессе теоретической подготовки и на основе предыдущих практик студенты должны овладеть умениями выводить логопедической заключение, как показатель глубокого понимание структуры дефекта, прогноза коррекционного воздействия и выбора программы коррекционного воспитания или обучения, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии лиц с нарушениями речи; умениями выбирать программу логопедической коррекции после тщательной логопедической диагностики; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты логопедических занятий; умениями составлять конспекты уроков для учащихся начальной школы, имеющих речевые нарушения; умениями консультировать семьи детей с речевым недоразвитием и педагогов, работающих с детьми, имеющих проблемы в речевом развитии. При подготовке к данному виду практики студенты должны овладеть приёмами и методами диагностики речевых нарушений, определения логопедического заключения, логопедической коррекции различных речевых нарушений, как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями ведения уроков и индивидуальных и подгрупповых занятий в начальной школе для детей с речевым недоразвитием; навыками и приёмами консультирования; проектирования собственной профессиональной деятельности.

Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин: «Анатомо-физиологические основы сопровождения лиц с нарушениями речи», «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи, зрения», «Современный русский язык с основами языкознания», «Специальная педагогика», «Введение в логопедическую специальность», «Воспитание и обучение лиц с нарушениями речи», «Специальная психология», «Дислалия», «Профессиональная деятельность учителя-логопеда», «Социализация детей с ОВЗ», «Невропатология», «Онтогенез речевой деятельности», «Основы дошкольной логопедии», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Дизартрия», «Алалия», «Основы нейропсихологии», «Логопедические технологии», «Логопсихология», «Коммуникативно-речевая деятельность лиц с нарушениями речи», «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения», «Социально-правовая защите лиц с ОВЗ», «Нарушения темпо-ритмической организации речи», «Афазия», «Нарушения письменной речи», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи», «Методика преподавания изобразительной деятельности», «Профилактика речевых нарушений», «Логопедическая ритмика», «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте», «Логопедический массаж», «Социализация детей с ОВЗ»; и прохождения практик в IV и VI семестрах - «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушениями речи», «Производственная практика в С(К)ОУ для детей с ТНР»

 

1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося. В период прохождения практики обучающиеся получают знания, умения и владения, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ», «Общее недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие», «Логопедические практикумы», «Психоконсультирование в системе логопедической помощи», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ», «Основы интегрированного обучения детей с ОВЗ», «Проектирование коррекционно-образовательного процесса», «Тьюторские технологии в логопедической практике», «Портфолио учителя-логопеда», «Итоговая государственная аттестация».

 

1.4. Цель и задачи практики.

Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-логопеда в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями речи.

Задачи практики:

-ознакомление с задачами и функциями учителя-логопеда в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями речи, со спецификой работы в данной конкретной организации;

- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с нарушениями речи с учетом их возрастных особенностей;

- овладение умениями анализировать занятия учителя-логопеда, методами и методиками обследования письменной и устной речи школьников, имеющих нарушения речи, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями речи, протоколы речевого обследования учащихся, речевые карты, умениями составления конспектов и проведения логопедических занятий на разных этапах (постановка звука, автоматизация, дифференциация, введение в самостоятельную речь), с учётом возрастных особенностей учащихся; навыком сбора информации для проведения консультаций с родителями.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения(таблица 3).

 


№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП) Планируемые результаты (конкретизированные цели)
Знать Уметь Владеть
  ПК-1 - способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ З.1. основы коррекционно-педагогической деятельности как в условиях специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений З.2 Основные программы логопедической коррекции при различных формах речевой патологии у детей школьного возраста, рекомендуемые ФГБНУ «ИКП РАО» и рекомендуемые Министерством образования и науки Российской Федерации. У.1. Определять структуру нарушенного развития устной и письменной речи детей школьного возраста, выводить логопедическое заключение, выбирать соответствующую программу логопедической коррекции. У.2. Проводить индивидуальные логопедические занятия по коррекции фонетической и фонематической сторон речи при различных вариантах речевых патологий В.1. технологиями коррекционно-педагогической работы в условиях реализации коррекционно-образовательной программы с учетом личностно-ориентированного и индивидуального подхода к школьникам с нарушениями речи В.2. Методами и приемами фронтальных и индивидуальных форм логопедической коррекции
  ПК-3 - готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ З.3. Теоретические основы проектирования и планирования фронтальных и индивидуальных форм логопедической коррекции, полагаясь на выявленную структуру речевого дефекта и существующие программы логопедической коррекции нарушений речи у детей школьного возраста У.3. Планировать собственную профессиональную деятельность, фронтальные и индивидуальные логопедические занятия и образовательный процесс детей с тяжёлыми нарушениями речи В.3. Технологиями проектирования и перспективного планирования по годичному циклу логопедической коррекции и образовательного процесса в начальной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
3. … ПК-6 - Способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы 3.4.Теоретические основы мониторинга и анализа процессов логопедической коррекции и образовательной деятельности с целью планирования собственной образовательно-коррекционной работы У. 4. мониторинг коррекционного и образовательного процессов, анализировать полученные результаты, исходя из структуры речевых нарушений у детей, и регулировать собственную образовательно-коррекционную деятельность В. 4. Технологиями анализа на основе комплексного мониторинга коррекции коммуникативного и речевого состояния детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях и образовательно-коррекционного процесса, технологиями самоанализа и совершенствования собственной профессиональной деятельности
4. ПК-8 – Способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности     З.5. Теоретические основы организации и осуществления коррекционно-педагогической деятельности на школьном логопункте при общеобразовательной школе в обучении детей младшего школьного возраста с нарушением речи.   У.5. осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях вариативных моделей образования     В.5. Технологиями проектирования собственной педагогической деятельности с учетом поставленных учебно – производственных задач


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

2.1. Содержание практики представлено в таблице 4.

Таблица 4

Содержание практики

№ п/п Виды работ, перечень заданий Трудоемкость (в часах) Учебно-методическое обеспечение Код компетен-ции
на базе практи-ки самостоя-тельная работа
Производственная практика в качестве учителя-логопеда Вводный этап (1 неделя)
1.1. Общее ознакомление обучающихся с образовательной организацией, педагогическим коллективом, учителем-логопедом, учителями начальных классов, руководителем от ОО. 3, 4, 21, 22, 23, 33, 40 ПК-3, ПК-6, ПК-8
1.2. Ознакомление с коррекционно-образовательным и учебно-воспитательным процессами образовательной организации 3, 4, 21, 22, 23, 33, 40 ПК-1 ПК- 8
  Посещение уроков учителей начальных классов в 1-4 классе по разным предметам и наблюдение за тем, как учащиеся с нарушениями речи усваивают материал урока. Выводы из наблюдений; наблюдение за процессом ведения урока (методы, приёмы, наглядно-дидактические пособия, особенности речи учителя, обращённой к детям); изучение нормативно-правового обеспечения Изучение форм взаимодействия учителя начальных классов, воспитателя и учителя-логопеда. 25, 26, 31 ПК-1  
1.3. Посещение не менее пяти занятий учителя-логопеда; наблюдение за процессом проведения (методы, приёмы, наглядно-дидактические пособия, особенности речи учителя-логопеда) логопедических занятий; изучение нормативно-правового обеспечения, регулирующего отношения участников коррекционно-образовательного процесса в образовательной организации для детей с тяжёлыми нарушениями речи 3, 4, 9, 11, 16, 17, 25, 26, 31, 33, 35. ПК-1
1.4. Ознакомление с различными видами консультационной работы учителя-логопеда (с родителями, педагогами, другими специалистами образовательной организации); наблюдение за работой ПМПк образовательной организации; оформление индивидуального плана работы на первый период практики 4, 11,13, 27, 28, 37. ПК-3, ПК-8,
Производственная практика в качестве учителя-логопеда Основной этап
 
1.5 Отчёт студента с элементами анализа по результатам наблюдения за проведением уроков учителя-логопеда начальных классов. Составление в виде таблицы учебно-методического обеспечения всего коррекционно-образовательного процесса. 29, 32, 34. ПК-8
1.6. Полное логопедическое обследование трех детей с нарушениями устной и письменной речи; заполнение протоколов обследования; оформление речевых карт 4, 6, 7, 8, 10, 12, 17, 24, 33, 37. ПК-6
1.7. Обсуждение индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов трёх обследованных детей   ПК-3,  
1.8. Составление конспектов логопедических занятий; согласование конспектов с учителем-логопедом; проведение логопедических занятий; оформление документации по практике; подготовка консультации для родителей 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 17, 27, 28, 29, 32, 34. ПК-3, ПК-8
1.9. Подготовка конспектов с полным наглядно-дидактическим обеспечением, согласование конспектов с учителем - логопедом; оформление документации по практике; подготовка родительского собрания. 1, 3, 4, 13, 18, 20, 25, 30, 38, 39, 40, 41 ПК-3
1.10 Составление конспектов логопедических занятий; согласование конспектов с учителем-логопедом; проведение логопедических занятий; оформление документации по практике. Осуществление индивидуальных форм работы с детьми 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 17, 27, 28, 29, 32, 34. ПК-3, ПК-8
1.11. Участие в работе школьных мероприятий; педагогического совета Подготовка консультаций для родителей ; согласование консультаций с учителем-логопедом; проведение 2 консультаций для родителей по результатам диагностики устной и письменной речи обследованных детей 12, 14, 16, 17, ПК-1
1.12. Составление конспектов зачётных логопедических занятий; согласование конспектов с учителем-логопедом; проведение логопедических занятий; оформление документации по практике; составление консультации для педагогов 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 17, 27, 28, 29, 32, 34. ПК-3 ПК-8
 
1.13. Составление конспектов зачётных логопедических занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных логопедических занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных логопедических занятий других практикантов (не менее пяти за неделю); согласование консультации для педагогов с учителем-логопедом; ведение дневника практики 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 17, 27, 28, 29, 32, 34. ПК-6, ПК-8
1.14 Составление конспектов зачётных логопедических занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных логопедических занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ пяти зачётных логопедических занятий других практикантов; проведение консультации для педагогов 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 17, 27, 28, 29, 32, 34. ПК-3, ПК-8
1.15 Составление конспектов зачётных логопедических занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных логопедических занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных логопедических занятий других практикантов (не менее пяти за неделю); проведение консультации для педагогов с учителем-логопедом 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 17, 27, 28, 29, 32, 34. ПК-3, ПК-8
1.16 Проведение и посещение зачётных уроков. Анализ и самоанализ проведённых зачётных мероприятий. Подготовка сообщений на заключительных конференциях по итогам педагогической практики в образовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями речи. Оформление отчётной документации по практике. 8, 9, 11, 12, 14, 16, 17, 27, 28, ПК-8
1.17 Участие в заключительных конференциях в школе и вузе. Подготовка отчетной документации по итогам педпрактики. 1, 3, 4, 33, 34, 35.   ПК-8
  Итого: 324 часа        

 

 



2015-11-27 368 Обсуждений (0)
Система практик при овладении образовательной программой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система практик при овладении образовательной программой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)