Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ



2015-11-27 1061 Обсуждений (0)
А) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Е.В. Осетрова

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

СЕМИНАР 3.

Задание

1. Познакомьтесь с основными положениями семинарского занятия № 3, изложенными ниже.

2. Согласны ли вы с тезисом М. Маклюэна «The medium is the message» (Средство коммуникации есть сообщение)?

Приведите примеры и аргументы, подтверждающие и/или опровергающие эту идею.

 

 

А) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

 

Ниже приведены четыре ведущих положения теории коммуникации, которые кочуют из книги в книгу, мыслятся ее краеугольными камнями и принципиальны для теоретической базы курса.

Первая идея под авторством французского социолога Г. Тарда, развитая затем канадским философом и культурологом М. Маклюэном, состоит в следующем. Тип социального сообщества зависит от типа коммуникации, или содержание каждой культурной эпохи связано с доминированием конкретной коммуникативной технологии, или, по Ю.В. Рождественскому, «ведущим моментом смены эпох является изобретение фактуры речи». Так, дикость и варварство соотнесены с дописьменной устной речью, Новое время называют эпохой книгопечатания – «галактикой Гутенберга», новейшую историю ХХ века – эпохой телевидения, «электронной галактикой». Аудиовизуальное по природе телевидение способно передавать любые виды сообщений, охватывать миллионные аудитории [McLuhan 1962; о том же: Рождественский 2004: 368–371; Березин 2004: 34, 44].

Второй тезис того же М. Маклюэна, без преувеличения, стал лозунгом коммуникативистов: The medium is the message (Средство коммуникации есть сообщение). В общепринятом понимании он фиксирует резко возросшее влияние на социум каналов массовой коммуникации: телевидения, радио, печати, а теперь и Интернета. Первоначально СМИ были призваны играть техническую роль посредников, передающих значимую информацию, но очень скоро превратились в «самостоятельное содержание», меняющее исходное сообщение, а иногда ощутимо, даже кардинально его трансформирующее.

Последняя мысль звучит в унисон с очередным положением теории, сформулированным немецким социологом Н. Луманом в книге «Реальность массмедиа» [Луман 2005б], развитым затем в «Медиа коммуникациях» [Луман 2005а]. Современные средства массовой коммуникации конструируют вторую – «фоновую» – реальность, некую прочную когнитивно-ценностную модель. Она подчиняет восприятие, понимание и оценку мира массовым адресатом и поэтому замещает подлинное мировосприятие. Вместе с тем массовый адресат может испытывать устойчивое недоверие к масс-медиа [Луман 2005б: 8].

Как бы то ни было, модель оказывается основой селективной, избирательной «социальной памяти» сообщества, выстраивающего процесс коммуникации, а СМИ, принимая участие в устройстве социума, играют первостепенную роль в процессе усвоения коллективного знания.

Четвертый краеугольный камень коммуникативистики формируют наблюдения и выводы Е. Каца и П. Лазарсфельда. Эти ученые, занятые прикладными исследованиями общественного мнения, в середине прошлого столетия обратили внимание на особый механизм его порождения. Как оказалось, общественное мнение создается не только и не столько в момент первичного поглощения адресатом сообщений СМИ, сколько на последующем этапе диалога. Информация и, что принципиально, ее осмысление и оценка, транслируются вторичному широкому кругу субъектов по линиям межличностного общения и корректируются «лидерами мнения» – людьми с четкими общественно-политическими взглядами, активной жизненной позицией, потому имеющими авторитет у окружения. В жизни массовая информация доходит до адресата не в виде гигантской волны, а просачивается в несколько этапов между группами населения.

Так в мировой социологии и коммуникативистике утверждается положение о двухэтапном воздействии СМИ на аудиторию [Lazarsfeld, Berelson, Godet 1944; Katz, Lazarsfeld 1955; о том же: Почепцов 1995: 153; Бакулев 2005: 48–55].

Теория коммуникации как новое направление гуманитарного знания по преимуществу ведет изучение процессов массовой коммуникации. Она фактически сосредоточена на анализе различных компонентов модели взаимодействия, описанной в работах Г. Лассуэлла и Р. Якобсона. К примеру, позиция Автора (отправителя) и двухступенчатый механизм работы каналов масс-медиа признаны ведущими в «теории ограниченных эффектов» П. Лазарсфельда; неограниченные возможности Адресата – жителя «глобальной деревни» и потребителя продукции электронных медиа – первостепенны для М. Маклюэна [Маклюэн 2003]; новость выведена главной формой сообщения Р. Парком и его последователями [Park 1940; 1967]; обстоятельства общения, контекст социокультурной деятельности изучаются Т. Ван Дейком, обратившимся к текстам массовой коммуникации, прежде всего к дискурсу новостей [Dijk 1988; Дейк 1989].

Наблюдения за моделью коммуникации в действии ведутся на макроуровне, поскольку очевиден исходный интерес теории к масштабным процессам, происходящим в обществе. Упор делается на социальное прогнозирование последствий влияния масс-медиа на население, его отдельные группы и представителей. При этом авторы все более настойчиво ставят вопрос об исследовании не только массовой, но и групповой и межличностной коммуникации.

Данный разворот научного интереса не случаен и связан с появлением интерактивных информационных технологий. Межличностная коммуникация квалифицируется, с одной стороны, как необходимое звено передачи массовой информации, а с другой – как идеальный коммуникативный режим, к которому стремятся современные масс-медиа и который постепенно захватывает коммуникативную среду Интернета.

 

ЛИТЕРАТУРА

Бакулев 2005 – Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.П. Бакулев. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с.

Березин 2004 – Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. – М.: РИП-холдинг, 2004. – 174 с.

Дейк 1989 – Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Сост. В.В. Петрова; Т.А. ван Дейк. – М.: Прогресс, 1989. – 312 с.

Маклюэн 2003 – Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / М. Маклюэн. – М.; Жуковский, 2003. – 464 с.

Луман 2005а – Луман Н. Медиа коммуникации / Н. Луман. – М.: Логос, 2005а. – 280 с.

Луман 2005б – Луман Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. – М.: Праксис, 2005б. – 256 с.

Почепцов 1995 –

Рождественский 2004 – Рождественский Ю.В. Теория риторики: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Аннушкина; Ю.В. Рождественский. – 3-е изд. – М.: Флинта–Наука, 2004. – 512 с.

Dijk 1988 – Dijk T.A. van. News Analysis: Case Studies of International and National News in the Press. – Hillsdale: Erlbaum, 1988.

Katz, Lazarsfeld 1955 – Katz, E., Lazarsfeld, P. F. Personal Influence. The Part Played by People in the Flow of Communications. – Glencoe: Free Press, 1955. – 400 p.

Lazarsfeld, Berelson, Godet 1944 – Lazarsfeld, P. F., Berelson, B., Gaudet H. The People’s Choice. – New York: Free Press, 1944. – 187 p.

McLuhan 1962 – McLuhan, M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. – London: Routledge & Kegan Paul, 1962.

Park 1940 – Park, R.E. News as a Form of Knowledge // American Journal of Sociology. – 1940. – V. 45. – No 4. – P. 669–689.

Park 1967 – Park, R. News as a Form of Knowledge // On Social Control and Collective Behavior / Ed. by R.H. Turner. – Chicago, 1967 (Reprint of 1940 Article).

 



2015-11-27 1061 Обсуждений (0)
А) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1061)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)