Эмпирические методы познания
Познание мира Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры. Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания).
Познание бывает чувственное и рациональное: I) Чувственное познание: ФОРМЫ 1) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов. 2) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета. 3) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия. ОСОБЕННОСТИ: · непосредственность; · наглядность и предметность; · воспроизведение внешних свойств и сторон.
II) Рациональное познание:/От лат. ratio – разум/ ФОРМЫ 1) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках. 2) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение 3) Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. ОСОБЕННОСТИ: · опора на результаты чувственного познания; · абстрактность и обобщенность; · воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. ВИДЫ ЗНАНИЙ · Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию) · Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира · Художественное – строится на образе. Целостное отображение мира в образах. Научное– строится на понятиях . Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают абстрактные формы · Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении · Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки. · Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
§ Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Критерии истины: 1. соответствие законам логики; 2. соответствие ранее открытым законам науки; 3. соответствие фундаментальным законам; 4. простота, экономичность формулы; 5. парадоксальность идеи; 6. практика – ведущий критерий истины!!!
Роль практики в процессе познания -Практика как основа познания -Практика как цель познания -Практика как критерий истины
Абсолютная истина – исчерпывающее, достоверное знание о природе, человеке, обществе. Знание, которое никогда не может быть опровергнуто. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины. Относительная истина – неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития обществе, знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. И абсолютная и относительная истина содержат объективное знание о предмете !!!!! Объективная истина – знание, не зависящее от субъекта познания НАУКА Наука – форма духовной деятельности людей, особая система знаний, направленная на производство знаний о природе, общество и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Научное познание – особ. Вид познавательной дея-ти, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. !! включает в себя законы, принципы, понятия, концепции !!!! в его основе лежит логическое мышление. Особенности: 1. Объективность 2. Наличие понятийного апаррата 3. Методология 4. Доказательность 5. Системность 6. Универстальность 7. Признанность научным сообществом § Уровни научного познания: Эмпирический – выявление объективных фактов со стороны их очевидных взаимосвязей Формы научного познания 1. Научный факт 2. Эмпирический закон Теоретический – выявление фундоментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений. Формы научного познания 1. Проблема 2. Гипотеза 3. Теория Эмпирические методы познания Основойэмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся: § наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; § эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; § измерение - определение отношения измеряемой величины к § эталону (например, метру); § сравнение / описание предметов и явлений — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |