Классификация предпринимательских рисков
В процессе своей деятельности предприниматель может столкнуться с различными видами рисков: производственным, коммерческим, финансовым, рыночным и т.д. Для удобства анализа риски принято классифицировать. Так, в зависимости от фактора возникновения риски делятся на три большие группы:
Природно-климатические риски связаны с проявлением стихийных сил природы, таких как землетрясение, наводнение, буря, эпидемия и т.п. Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. К ним относятся:
Хозяйственные риски связаны с деятельностью отдельного предприятия. К ним относятся:
Риск случайной гибели имущества связан с возможной потерей имущества предприятия (зданий, сооружений, оборудования, запасов товаров и др.) в результате аварии, пожара, кражи, несоблюдения условий хранения, диверсии. Как правило, перечисленные причины приводят к значительным потерям, что указывает на высокую значимость этого вида риска в общем перечне возможных хозяйственных рисков. Риск невыполнения договорных обязательств обусловлен недобросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими взятых на себя обязательств или их неплатежеспособностью. В современных условиях практически каждое коммерческое предприятие сталкивается с проявлением этого вида риска. Экономический риск возникает в результате нарушения процесса экономической деятельности предприятия и недостижения запланированных экономических показателей (например, объема реализации товаров или прибыли). Он может быть связан с изменением ситуации на рынке, а также с экономическими просчетами менеджеров самого предприятия. Этот вид риска является наиболее распространенным в деятельности предприятия. Ценовой риск - один из наиболее опасных видов риска, так как непосредственно и в значительной степени связан с опасностью потери доходов и прибыли коммерческого предприятия. Он проявляется в повышении уровня отпускных цен производителей товаров, оптовых цен посреднических организаций, повышении цен и тарифов на услуги других организаций (например, на энергоносители, транспортные тарифы, арендная плата и т.п.), увеличении стоимости оборудования. Ценовой риск постоянно сопровождает хозяйственную деятельность предприятия. Маркетинговый риск представляет собой опасность выбора ошибочной стратегии поведения на рынке. Это могут быть неправильная ориентация на потребителя товаров, ошибки в выборе ассортимента, неправильная оценка конкурентов и т.д. Валютный риск присущ коммерческим операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной валюты по отношению к другой. Импортируя товар, предприятие проигрывает при повышении обменного курса соответствующей иностранной валюты но отношению к национальной. Наоборот, снижение этого курса ведет к потерям при экспорте товаров. Процентный риск состоит в непредвиденном изменении процентной ставки по банковским вкладам и процентов, выплачиваемых предприятием за предоставленный кредит. Инфляционный риск - это опасность того, что денежные доходы, получаемые при росте инфляции, будут быстрее обесцениваться, чем расти. При этом обесцениваться будет и реальная стоимость капитала предприятия. Инвестиционный риск представляет собой опасность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия (т.е. вложения капитала в создание других предприятий, расширение или псрсоснащснис собственного предприятия или в покупку ценных бумаг). Выделяют два вида инвестиционного риска: риск реального инвестирования и риск финансового инвестирования. Первый может возникнуть в результате нарушения календарного плана и низкого качества работ, несоблюдения проектной документации, превышения размеров запланированного бюджета. Второй вид инвестиционного риска обусловлен снижением курсовой стоимости акций, банкротством или неплатежеспособностью организаций, чьи акции или другие ценные бумаги имеются у коммерсанта. Эти риски связаны с опасностью потери части капитала, поэтому они также входят в группу наиболее опасных рисков. Риск неплатежеспособности выражается в том, что предприятие окажется в такой ситуации, что будет не в состоянии расплачиваться по своим обязательствам. Причиной его возникновения может стать неправильное планирование сроков и величины поступления и расходования денежных средств. Финансовыми последствиями такого риска может стать возбуждение дела о банкротстве, поэтому его также относят к наиболее опасным. Транспортный риск - это опасность потери или порчи товаров во время их транспортировки. Кроме перечисленных, существуют и другие виды хозяйственных рисков, но их последствия не так опасны для деятельности предприятия. К ним относятся: риск потери товаров в магазинах, связанный с хищениями со стороны покупателей; риск потери товаров в результате нарушения сроков и условий хранения; финансовых потерь из-за несвоевременного осуществления расчетных операций в связи с неудачным выбором коммерческого банка; риск подделки финансовых документов сотрудниками и др. Исходя из иных оснований классификации, риски подразделяют: по длительности воздействия:
по природе возникновения:
по сфере возникновения:
по возможности страхования:
по масштабам:
по ожидаемым результатам:
по степени допустимости:
по степени обоснованности:
В зависимости от возможного результата все риски можно разделить на две большие группы: чистые и спекулятивные. Чистые риски - это риски получения только отрицательного или нулевого результата. К ним относятся природно-климатические, политические и часть хозяйственных рисков. Спекулятивные риски - это риски получения как отрицательного, так и положительного результата. К таким рискам относится большинство хозяйственных рисков. Так, инфляционный риск может привести не только к потерям, но и к увеличению реального дохода (например, если цена, по которой предприятие закупает товар, растет медленнее темпов инфляции). В зависимости от источников возникновения все хозяйственные риски также могут быть разделены на две группы:
Риски, не зависящие от деятельности предприятия, называются систематическими, илирыночными. Они связаны с такими факторами, действие которых невозможно изменить или ограничить (природно-климатические условия, общественные отношения, социальные условия, законодательство и др.). Этим рискам подвержены все участники рынка. Они могут быть обусловлены сменой отдельных стадий экономического развития страны, принятием политических решений по отдельным вопросам экономики, изменением конъюнктуры рынка и т.п. К рискам данной группы относятся валютный, процентный, инфляционный и (частично) инвестиционный риски. Риски, зависящие от деятельности предприятия, принято называтьнесистематическими (специфическими). Они зависят от принимаемых управленческих решений, от практического опыта и квалификации менеджеров предприятия, их приверженности к рисковым хозяйственным операциям, которые имеют высокую норму прибыли, но и большую вероятность потерь. Негативные последствия подобных рисков можно предотвратить за счет эффективного управления. В зависимости от этапа решения проблемы различают риски:
Риск бывает согласно возможности страхования: - Страхуемый – вероятное событие или совокупность событий, при наступлении которых страхование целесообразно и страховая компания берет на себя этот риск и выплачивает по нему возмещение. В зависимости от источника опасности страхуемые риски делятся на: - Риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия); - Риски, связанные с целенаправленными действиями человека. - Не страхуемый – вероятность такого риска трудно рассчитать и его не берутся страховать страховые компании, но при этом взятие данного типа риска на себя является потенциальным источником прибыли предпринимателя. Потери в результате не страхуемого риска возмещаются из собственных средств предприятия. Источниками покрытия риска являются: собственный капитал фирмы, резервные фонды. По возможности диверсификации риск подразделяется на: - Систематический – он характерен как для всей системы, так и для отдельных рынков и не поддается диверсификации. Возникает в случае различных изменений в стране: политической, экономической обстановки, также в случае инфляции или изменении банковских процентов. Данный тип риска определяется факторами, влияющими на все отрасли и предприятия: возможные политические изменения в стране и мире, уровень инфляции, экономические колебания. - Несистематический (специфический) – он обусловлен действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого предприятия. Поэтому на случай поступления неблагоприятных событий должны быть предусмотрены возможности уменьшения негативных последствий. Он может быть предопределен посредством диверсификации. Для предпринимателя наиболее сложной проблемой является оценка недиверсификационного риска, так как трудно предсказать возможность возникновения данного типа риска и его последствий. В зависимости от этапа решения в предпринимательской деятельности выделяют риск в сфере принятия решений и в сфере их реализации. На этапах разработки и принятия решений в них можно внести необходимые коррективы. В процессе реализации сделать это значительно сложнее. Для смягчения последствий риска на разных периодах деятельности предпринимателя (фирмы) в разное время важно различать риски по природе их возникновения. Поэтому, в частности, различают: - Хозяйственный – опасность потерь, убытков в условиях, когда коммерческая, производственная деятельность происходит в ситуации неопределенности из-за недостатка информации; предприниматель в условиях хозяйственного риска должен уметь выбирать надежный из набора альтернативных вариантов, оценивая их с позиций приемлемого оправданного уровня риска. - Связанный с личностью предпринимателя – определяется тем, что все предприниматели обладают различными знаниями в области предпринимательства, навыками и опытом. - Связанный с недостатком информации – недостаточность информации о партнерах. Недостаток информации о налогообложении в России или в стране зарубежного партнера – это источник потерь в результате взыскания штрафных санкций с предпринимательской фирмы со стороны государственных органов. По масштабам выделяют: - Локальный риск – он сопряжен с осуществлением частных задач на отраслевом уровне. До середины 80-х годов в России основная доля риска приходилась на глобальный уровень – уровень государства. С появлением самостоятельности хозяйствующих субъектов основную часть риска стали нести предпринимательские организации. - Глобальный риск – это отражение экономической ситуации в стране. Он связан с разработкой и реализацией стратегических задач в рамках всего государства. Его субъектами являются государственные организации. По источнику возникновения риски делят на: - Внешние – риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране деятельности и о других ситуациях. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблений. - Внутренние – связаны с технико-организационной сферой деятельности фирмы. Эти риски не обусловлены чисто денежными факторами и имеют персональное, а также вещественно-техническое значение. Они могут вызываться и различными преступными действиями. Выделяются три вида внутренних рисков: персональные, материально-технические и структурно-процессуальные. По длительности воздействия выделяют следующие виды предпринимательских рисков: - Кратковременные – те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени. - Долговременные – непрерывно угрожают предпринимательской деятельности. К примеру, риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой. По степени допустимости существуют: - Допустимый риск – это угроза частичной потери прибыли от реализации того или иного проекта. Размер потерь меньше ожидаемой предпринимательской прибыли, т.е. вид деятельности, сохраняет экономическую целесообразность. - Критический риск – связан с опасностью потерь в размере всей ожидаемой прибыли предприятия и части произведенных затрат на осуществление данного вида деятельности. Критический риск I степени связан с угрозой получения нулевого дохода, II степени – с возможностью потерь в размере полных издержек в результате осуществления деятельности. - Катастрофический риск – риск, характеризующийся опасностью, угрозой потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предпринимателя. По ожидаемым результатам риски бывают: - Спекулятивный – вариант получения прибыли или убытка, например, от продажи ценных бумаг. - Обычный – рассчитан только на проигрыш и может быть классифицирован в свою очередь на: личный риск, имущественный и связанный с обстоятельствами. - Предпринимательские риски можно также классифицировать по сфере деятельности. Выделяют: - Производственный – связан с процессом производства продукции, при котором могут возникнуть: неэффективное использование ресурсов, рост затрат; - Технический – вызывается внедрением в производство новой техники и технологии, что приводит к опасности техногенных катастроф; - Коммерческий – возникает в процессе реализации товаров и услуг; - Внешнеэкономический – вызывается различиями, существующими между отдельными странами в политическом устройстве; - Финансовый – возникают при осуществлении финансовых сделок. Причина – высокая величина соотношения собственных и заемных средств, зависимость от кредиторов. К рискам, связанным с покупательской способностью денег относят следующие риски: - Инфляционный – риск того, что при росте инфляции, намечаемые денежные доходы обесцениваются быстрее, чем растут; - Дефляционный – риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен; - Валютный – опасность валютных потерь; - Риск ликвидности – опасность валютных потерь, связанных с изменением курса иностранной валюты; - Инвестиционный риск: - Риск упущенной выгоды; - Риск снижения доходности; - Риск прямых финансовых потерь.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4697)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |