Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ



2015-11-27 542 Обсуждений (0)
Тема ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 0.00 из 5.00 0 оценок




Гос.кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений между государством с одной стороны и с физ. и юр. лицами – с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды – кредиторами. Кроме того государство может выступать гарантом по обязательствам физ. и юр. лиц.

В рамках рассматриваемых отношений государство может выступать и как кредитор, предоставляя кредиты иностранным государствам, юр. и физ. лицам. При этом государство может направлять кредиты на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость.

Основным отличием государственного кредита от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлеченных ресурсов, т.е. средства, взятые взаймы государством, не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Сущность гос.кредита заключается в перераспределении денежных средств между частным сектором и государством на условиях срочности, платности, возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину гос. долга. Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост гос.долга, является дефицит бюджета.

Гос.долг оказывает на экономику регулирующее влияние посредством воздействия на уровень инфляции, инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы.

Из содержания гос.кредита следует, что он совмещает в себе и функции финансов. и функции кредита. Основные функции гос.кредита:

- образование денежных фондов. (привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, платности, срочности)

- использование денежных фондов (функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, т.е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств, полученных от размещения новых обязательств)

- контроль (влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении).

Механизмы функционирования гос.кредита на практике реализуются посредством размещения гос.займов, которые приводят к появлению гос.долга.

Гос. или муниципальный займ (заимствование) – передача в собственность РФ, субъекта РФ или МО денежных средств, которые РФ, субъект РФ или МО обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. (БК РФ)

Гос. или мун. долг – обязательства, возникающие из гос. или мун.займов (заимствований), принятых на себя РФ, субъектом РФ или МО гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, субъектом РФ или МО обязательства третьих лиц.

Т.о., гос.долг – сумма всех займов, привлеченных государством выраженных в денежном эквиваленте с процентами, начисленными на сумму займов на определенный момент времени.

Выделяют три составных элемента гос. долга:

1) финансовый долг – представляет собой денежные обязательства гос.сектора, возникшие в результате одобренного гос. органами займа кредитных средств (в заранее установленной форме) и служащие привлечению средств для финансирования бюджетных расходов. В структуре фин. долга можно выделить две группы долговых обязательств, различающихся по критерию их оформления: денежные обязательства государства, возникшие в результате выпуска гос. долговых ценных бумаг, и денежные обязательства государства, возникшие в результате заключения правительством страны кредитных договоров.

2) условный долг – представляет собой совокупность гос. долговых обязательств, которые возникают при предоставлении гос. органами финансовых гарантий.

3) административный долг – представляет собой просроченные обязательства государства по осуществлению бюджетных расходов; он является следствием неисполнения (или несвоевременного исполнения) государством своих бюджетных обязательств.

Т.о., гос.долг представляет собой достаточно неоднородную финансовую категорию. Гос. долг – это вся совокупность обязательств, выражающих отношения между государством, выступающим в роли заемщика, и физ. и юр. лицами (резидентами и нерезидентами), выступающими в роли кредиторов, по поводу объема и условий использования и возврата денежных ресурсов, привлеченных как с использованием кредитного механизма, так и в результате неисполнения государством принятых на себя бюджетных обязательств.

Гос. займы, составляющие гос.долг, могут быть классифицированы по ряду признаков:

1) по месту размещения внутренние (обязательства государства перед резидентами) и внешние (обязательства перед нерезидентами).

2) по способу обращения рыночные (займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке) и нерыночные (займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему).

3) по сроку заимствования средств краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет до 30 лет)

4) по способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов: закладные (займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом, т.е. имуществом) и беззакладные (займы, оформленные в облигации и др. обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения).

5) по уровню эмитента – федеральные, региональные и муниципальные займы.

6) по форме выплаты дохода: процентные (доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть гос. долга во многих странах), дисконтные займы (доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику), выигрышные займы (доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша. Такие займы наименее привлекательны для инвестора, поскольку они не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени) и индексационные займы (доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг).

7) по обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа: обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

8) по способу погашения задолженности: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями.

9) по способу определения предлагаемого инвестору дохода: займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода.

10) по направленности использования заемных средств: целевые (средства которых должны быть использованы только на финансирование отдельных конкретных программ, для реализации которых они и размещаются) и нецелевые (средства которых могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на др. нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления).

 

Управление гос. долгом в широком смысле:

- формирование политики в отношении гос. долга, необходимых институтов и инструментов

- определение основных показателей и предельных значений гос. задолженности

- определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели

- определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

Определение политики отношении гос. долга и его верхний предел устанавливаются законодательными органами власти, а оперативное управление осуществляет исполнительная власть.

Управление гос. долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных гос. ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управления гос. долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного гос. долга при его неизменной величине.

Принципы управления гос. долгом:

1) безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий

2) единство учета – учет в процессе управления гос. долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами власти всех уровней

3) единство долговой политики – обеспечение единого подхода в политике управления гос. долгом со стороны федерального центра по отношению к публично-правовым образованиям нижестоящих уровней

4) согласованность – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика

5) снижение рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить риски как кредитора, так и инвестора

6) оптимальность – создание такой структуры гос. займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны

7) гласность – предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Методы управления гос. долгом:

- досрочное погашение – погашение гос.долга ранее срока, установленного кредитным договором или условиями выпуска ценных бумаг

- рефинансирование – погашение части гос. долга за счет вновь привлеченных средств

- конверсия – изменение доходности займа

- консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения

- новация – соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора

- унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов

- отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в ранее установленные сроки

- дефолт – отказ государства от уплаты гос. долга.

 

Количественные параметры долговой политики субъектов РФ и МО, установленные БК РФ

Параметр Субъекты РФ МО
обычные высокодотационные обычные высокодотационные
Предельный объем дефицита бюджета 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и /или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений 5% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и /или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений
Предельный срок заимствований 30 лет 10 лет
Предельный объем заимствований Сумма, направляемая текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и/ или погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.
Предельный объем гос. (муниципального) долга утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений 50% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и /или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений 50% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и /или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений
Предельный объем расходов на обслуживание гос. (муниципального) долга 15% объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов БС РФ.

 



2015-11-27 542 Обсуждений (0)
Тема ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)