Стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
Этот последний раздел спецкурса посвящен важной проблеме - преодолению ТЖС. Здесь вряд ли приемлем набор универсальных советов, т.к. сам человек вынужден прожить собственную жизнь и самостоятельно научиться “совладанию” с жизненными трудностями и кризисами. Практическая психология, основанная на психологии научной, в отличие от житейской психологии, нацелена не на формулирование универсальных рекомендаций, а опять-таки на поиск ряда закономерностей, облегчающих индивидуальный путь к свободе от внутриличностных проблем и конфликтов. Собственно, любая психотерапевтическая школа или любое направление психологической помощи, опираяясь на свойственный ей теоретический и эмпирический аппарат, по своему определяет круг методов и технологий преодоления ТЖС. Количество этих школ и направлений очень велико, и в задачу спецкурса не входит их подробное рассмотрение. Мы ограничимся изложением и анализом только одного, пожалуй, универсального тезиса: преодоление трудных жизненных ситуаций требует личностных изменений и личностного роста. На самом деле, изменить внешние обстоятельства и условия жизни очень трудно, а порой и невозможно. Поэтому на первый план выходит идея интра-психологической активности, направленной на приобретение таких качеств и отшений индивидуальности, которые позволили бы ей функционировать с большей эффективностью. Содержание этой главы составляет довольно трудный текст. В нем прямого определения того, что такое “изменения” или “личностный рост”, отсутствует и указание на то, что и как нужно изменять. Однако, этот текст - рефлексивен. Читая и стараясь понять его, следует соотносить написанное с собой, со своими личными пролемами и трудностями. Прежде всего, необходимо принять мысль о том, что имеющиеся у каждого человека трудности сами по себе не делают его психологическим инвалидом. Гораздо опаснее не знать о них и\или игнорировать их.
Выполните тест на знание основных положений предложенной теории ТЖС. 1. Из приведенных суждений выберите то, которое в наибольшей степени отражает специфику психологии как науки: а) психология помогает людям размышлять над своими поступками, переживаниями, определять то, что является их причиной б) психология - это наука о “душе”, следовательно она стоит в ряду наук о человеке в) в психологии трудно различить объект и субъект изучения, т.к. психолог - такой же человек как тот, которого он изучает 2. Определите, какой признак не относится к житейской психологии: а) психологические теории создаются для немедленного использования б) психологи прежде всего проявляют интерес к познанию универсальных закономерностей психической жизни в) психологические теории служат для организации индивидуального поведения и объяснения и предсказания поведения окружающих 3. Социальную (жизненную) ситуацию можно рассматривать с точки зрения символического интеракционизма. Какая из приведенных ниже точек зрения не соответствует этому взгляду: а) одну ситуацию от другой можно отличить, принимая во внимание характерные существенные признаки каждой из них б) поведение людей соответствует тому, как они понимают ту или иную ситуацию в) в той или иной ситуации люди ведут себя так, чтобы снизить вероятность возникновения дискомфорта 4. Социальную (жизненную) ситуацию можно рассматривать как объективно складывающиеся обстоятельства и условия жизни людей. Какое из перечисленных оснований для классификации ситуаций кажется вам неприемлемым: а) ситуации можно классифицировать в соответствии с типом отношений - формальные, интимные, конкурентные, сотрудничества и т.д. б) ситуации можно классифицировать в соответствии с теми переживаниями, которые они типично или чаще всего вызывают у разных людей - печали, страха, радости, равнодушия в) ситуации можно классифицировать в соответствии с частотой возникновения в жизни разных людей - работа, семья, отдых и т.д. 5. К источникам стресса на социальном уровне относятся: а) стиль управления организацией, в которой работает человек б) последствия экономического кризиса в) изменение норм поведения в референтной группе 6. К источникам стресса на индивидуальном уровне относятся: а) неблагоприятное протекание межличностного конфликта б) дисгармония семейных отношений в) ролевой конфликт 7. К эмоциональным последствиям стресса можно отнести: а) повышение кровяного давления б) снижение уровня внимания при решении мыслительных задач в) переживание тревоги или чувства вины 8. В соответствии с классификацией Ф.Е. Василюка “внешний жизненный мир” является “легким”, если: а) индивид не испытывает затруднений в удовлетворении своих актуальных потребностей б) человек уверен в позитивном отношении к себе окружающих и считает, что может рассчитывать на их поддержку в критической ситуации в) в жизни человека не происходит событий, способных вызвать стресс 9. В соответствии с классификацией Ф.Е. Василюка “внутренний жизненный мир” является “сложным” , если: а) индивид склонен к размышлениям о смысле жизни, своем предназначении в ней б) индивид обладает сложной системой потребностей и мотивов, которые вступают в противоречие друг с другом в) человек своеволен и своенравен, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим 10. Ценностные ориентации человека в ТЖС позволяют ему: а) терпеливо переносить неприятности и с надеждой ждать лучших времен б) согласовывать разнонаправленные жизненные отношения в) воплощать замысел жизни индивида в целом на материале конкретных ситуативных действий в условиях внешних затруднений и постоянно возобновляющихся внутренних рассогласований 11. В гуманистической психологической концепции личности под образом-Я понимается: а) комплекс знаний человека о самом себе, его самоотношения б) идеальное представление человека о самом себе в) самооценку личности 12. Неопределенные, дезорганизующие элементы среды являются объективным ситуативным фактором ТЖС т.к.: а) ведут к столкновению жизненных планов и целей людей, вызывая конкуренцию и соперничество во взаимоотношениях б) затрудняют постановку и осуществление человеком собственных жизненных целей и планов в) нарушают стройность и порядок повседневной жизни 13. Под дегуманизацией отношений понимается: а) атмосфера напряженности и даже враждебности в межличностных контактах б) барьеры в удовлетворении некоторых важных потребностей индивида, которые могут быть удовлетворены только в общении в) ограниченность во взаимодействии проявления эмоций, 14. Какой из перечисленных факторов ТЖС не относится к интра-психологическим: а) фрустрация мотивов получения признания и адекватной самооценки б) специфические приемы стимулирования поведения в) фрустрация мотивов принадлежности к значимым социальным структурам
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1157)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |