Социальные институты, их происхождение, структура, функции
Семинар 7. Общество как особая часть мира. Разные подходы к понятию «общество». Системное строение общества, признаки общества. Общество и природа. Системное строение общества. Социальные институты, их происхождение, структура, функции. 1)Социология должна дать четкое определение, ибо общество является объектом ее исследования. Следует отметить, что в социологии термин «общество» обычно используется в двух значениях. Первое значение — это понимание общества исторически, географически, экономически и политически конкретного социального образования. Согласно даже простым бытовым представлениям, общество — нечто большее, чем просто общность или группа. Обычно, пользуясь понятием «общество», мы имеем в виду либо исторически конкретный тип общества — первобытное общество, феодальное, современное и т.п., либо большую устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством, например современное российское общество, либо совокупность таких общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни (современное западное общество). Все эти варианты можно объединить следующим образом: общество — целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает таким признакам, как (по Э. Шилзу): § объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества); § браки заключаются между представителями данного объединения; § пополнение общества происходит преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; § объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; § у объединения есть собственное название и своя история; § оно обладает собственной системой управления; § объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; § его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой. По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие: § наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; § универсальность (всеобъемлющий характер); § автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; § интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни. Итак, второе значение, чисто социологическое и социально-философское понятия «общество» сводится к понятию «социальная реальность». Это как бы «общество вообще», «социальное», то в коллективной жизнедеятельности людей, что не сводится к простой равнодействующей их индивидуальностей. Социология, основываясь на строгих эмпирических фактах, изучает группы и общности (семью, род, классы, нации и т.п.) как коллективные сущности, имеющие свой облик, черты единства, и то, каким образом такие общности иерархически подчиняются обществу. Изучение отношений, структурных уровней, групп — всех социологических объектов раскрывает существование конкретного единства, к которому каждый индивид ощущает себя причастным. Описывать общество удобнее всего с помощью типологий, которые обеспечивают и приемлемый уровень обобщения, и приемлемую степень конкретности. Существует очень много таких типологий. За терминологические рамки социально-философского понятия выходитидеологическое понимание общества, наделенное символическим смыслом. Любая идеологическая парадигма дает как бы мифологизированный взгляд на данное общество «изнутри», и на понимание общества накладываются мифологические смыслы, идеологические образы-клише. Рассматриваемое «изнутри» представление о «нашем обществе» аналогично представлению о «мироздании», и история возникновения и развития общества напоминает имеющиеся у всех народов «мифы о начале» — повествования о «первособытии», с которого начался мир. Но если мифы о начале в первобытных обществах действительно повествуют об абсолютном начале, то в легендах и эпопеях «исторических» обществ речь идет об относительном начале, о «начале заново» после разрыва. Например, такова история американского общества, начинающаяся с отцов-основателей, или советского — берущая начало с первого года Октябрьской революции 1917 г. Наконец, с точки зренияэмпирии общество — это просто самая большая социальная группа, включающая в себя все прочие. Из-за разнообразия ракурсов рассмотрения общества представляется оптимальным его системное определение, предложенное Р. Кёнигом. Под обществом понимается: § конкретный тип образа жизни; § образованные народами конкретные социальные единства; § основанные на договорах экономические и идейные объединения; § целостное общество, т.е. совокупность индивидов и групп; § исторически конкретный тип общества; § социальная реальность — взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (786)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |