Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Индексный метод анализа



2015-12-04 359 Обсуждений (0)
Тема 5. Индексный метод анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Сущность, значение, задачи индексов.

2. Классификация индексов.

3. Индивидуальные индексы.

4. Общие (агрегатные) индексы.

5. Средние (преобразованные) индексы.

6. Индексы переменного и постоянного состава, индексы структурных сдвигов.

7. Индексы с постоянными и переменными весами с постоянной и переменной базой сравнения.

8. Взаимосвязи индексов.

9. Территориальные индексы.

10. Биржевые индексы.

1. Сущность, значение, задачи индексов.

Индексы относятся к важнейшим обобщающим показателям. С их помощью производится анализ развития социально-экономических явлений в пространстве и времени, выявляется роль отдельных факторов в формировании важнейших экономических показателей.

Термин «индекс» имеет несколько значений: это показатель, указатель, опись, реестр, условное обозначение. В статистике индекс – это относительная величина, получаемая в результате:

1. сопоставления уровней социально-экономических явлений во времени (динамические индексы) или в пространстве (территориальные индексы);

2. сравнения фактических данных с эталонными (план, прогноз, норматив)

Условные обозначения:

– индивидуальный индекс

– общий индекс

– базисный период

– отчетный период

– цена единицы товара или продукта

– количество товара или продукта в натуральном выражении

– себестоимость выпуска единицы товара или продукта

– затраты времени на производство единицы продукции

– стоимость, оборот по данному товару

– товарооборот, стоимость всей выпущенной продукции, стоимость оказанных услуг

– себестоимость выпуска, издержки производства продукции данного вида

– себестоимость всей выпущенной продукции, суммарные издержки производства

– затраты времени на производство продукции данного вида

– суммарные затраты времени на производство всей продукции

Основой индексного метода при определении изменений в производстве и обращении товаров является переход от натуральной формы выражения к стоимостной.

Задачи индекса:

характеристика динамики сложных социально-экономических явлений;

выявление роли факторов, оказывающих влияние на изучаемое явление;

сравнение развития явлений на отдельных территориях;

пересчет макроэкономических показателей (ВВП, ВТС и т.д.) из фактических цен в сопоставимые (т.е. неизменные).

Динамические индексы – это коэффициенты роста

2. Классификация индексов.

1. по степени охвата явления:

¾ индивидуальные – характеризуют изменение отдельных элементов явления;

¾ общие (сводные) – характеризуют изменение всего явления;

2. по базе сравнения:

¾ динамические – строятся во времени:

а) цепные

б) базисные

¾ территориальные – строятся в пространстве и используются для межрегиональных и межстрановых сравнений;

1. по виду весов (коэффициентов соизмерения):

¾ индексы с постоянными весами;

¾ индексы с переменными весами;

2. по форме построения:

¾ агрегатные;

¾ средневзвешенные:

а) арифметические;

б) гармонические;

3. по характеру объекта исследования:

¾ индексы количественных (объемных показателей);

¾ индексы качественных показателей;

4. по объекту исследования:

¾ – цена

¾ – себестоимость

¾ – количество

5. по составу явления:

¾ постоянного (фиксированного) состава;

¾ переменного состава;

6. по периоду вычисления:

¾ неделя;

¾ месяц;

¾ квартал;

¾ полугодие;

¾ год.

3. Индивидуальные индексы.

Индивидуальные индексы – получают в результате сравнения однотоварных явлений. Они вычисляются по конкретному товару отдельно. С их помощью можно охарактеризовать динамику отдельных элементов той или иной совокупности.

Все индивидуальные индексы, являясь показателями роста, показывают во сколько раз (или на сколько %) произошло изменение изучаемого показателя, характеризующего данный вид продукта/товара в отчетный период по сравнению с базисным.

 

Таблица

Месяц Цена, руб./кг. Количество, т.
Сентябрь Октябрь 7,0 8,0 3,2 2,5

 

1. индивидуальный индекс цен:

( на 14,3 %)

2. индивидуальный индекс физического объема:

( на 21,9 %)

3. индивидуальный индекс стоимости:

( на 10,7 %) – выручка

 

Аналогично вычисляются прочие индивидуальные показатели.

Если имеется за 3 и более периодов, то вычисляются цепные и базисные индивидуальные индексы.

Недостаток: не дает общего представления о динамике всего явления.

4. Общие (агрегатные) индексы.

В отличие от индивидуальных индексов характеризуют динамику всего изучаемого явления, состоящего из разнородных единиц.

В индексной теории изложены 2 концепции их построения:

¾ синтетическая – предполагает с помощью индексного метода соединение в целое разнородных единиц статистической совокупности и их последующую характеристику. Пример: предприятие выпускает разнородную продукцию, физический объем ее выпуска нельзя суммировать. Для определения общего объема выпуска методология индексов предусматривает, прежде всего, приведение разнотоварных явлений к соизмеримому виду;

¾ аналитическая – предполагает с помощью индексного метода выявление и измерение влияние факторов на изучаемое явление.

Общий индекс может быть построен 2 способами:

¾ как агрегатный (основной);

¾ как средний из индивидуальных.

Aggregatus (лат.) – складывающийся, суммируемый, присоединяемый.

В числителе и знаменателе агрегатного индекса находится сумма произведений двух показателей, один из которых меняется, т.е. выступает в роли индексированной величины, а второй остается неизменным, т.е. выступает в роли соизмерителя (весы).

Индексируемая величина – признак, изменение которого изучается (цена, количество, курс).

Соизмеритель (вес) – величина, при которой производится соизмерение индексируемых величин.

А 2 правила выбора весов при построении агрегатного индекса:

1. если строится индекс качественного показателя, весы берутся за отчетный период;

2. если строится индекс количественного показателя, весы берутся за базисный период.

– цена реализации 4 товаров в базисном периоде

– цена реализации 4 товаров в отчетном периоде

– количество в базисном периоде

– количество в отчетном периоде

– товарооборот в базисном периоде

– товарооборот в отчетном периоде

– товарооборот в отчетном периоде по ценам базисного периода

(общий индекс товарооборота в сопоставимых (неизменных) ценах)
1. Общий индекс физического объема (товарооборота):

Позволяет сопоставить изменение в объеме многих видов несоизмеримых между собой товаров.

Для расчета необходимо преодолеть несуммируемость количества этих товаров. Для этого надо подобрать соизмеритель (вес), который позволит представить продукцию за каждый из периодов в сопоставимом виде. Таким соизмерителем является цена!

Показывает во сколько раз (или на сколько %) изменилось количество продаваемых товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным.

2. Общий индекс цен:

((вес) соизмеритель – количество товаров)

Позволяет сопоставить изменения в ценах несоизмеримых между собой товаров.

Показывает во сколько раз (или на сколько %) изменились цены реализации товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным.

3. Общий индекс товарооборота в фактических (действительных) ценах:

В данном индексе цена и количество одновременно являются как индексируемыми величинами, так и соизмерителями.

4. – индекс покупательной способности денежной единицы.

Индексная мультипликативная модель:

Приростная аддитивная модель

– сумма эффекта продавцов и покупателей

Построение прочих агрегатных индексов аналогично.

 



2015-12-04 359 Обсуждений (0)
Тема 5. Индексный метод анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Индексный метод анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)