Тема 5. Индексный метод анализа
1. Сущность, значение, задачи индексов. 2. Классификация индексов. 3. Индивидуальные индексы. 4. Общие (агрегатные) индексы. 5. Средние (преобразованные) индексы. 6. Индексы переменного и постоянного состава, индексы структурных сдвигов. 7. Индексы с постоянными и переменными весами с постоянной и переменной базой сравнения. 8. Взаимосвязи индексов. 9. Территориальные индексы. 10. Биржевые индексы. 1. Сущность, значение, задачи индексов. Индексы относятся к важнейшим обобщающим показателям. С их помощью производится анализ развития социально-экономических явлений в пространстве и времени, выявляется роль отдельных факторов в формировании важнейших экономических показателей. Термин «индекс» имеет несколько значений: это показатель, указатель, опись, реестр, условное обозначение. В статистике индекс – это относительная величина, получаемая в результате: 1. сопоставления уровней социально-экономических явлений во времени (динамические индексы) или в пространстве (территориальные индексы); 2. сравнения фактических данных с эталонными (план, прогноз, норматив) Условные обозначения: – индивидуальный индекс – общий индекс – базисный период – отчетный период – цена единицы товара или продукта – количество товара или продукта в натуральном выражении – себестоимость выпуска единицы товара или продукта – затраты времени на производство единицы продукции – стоимость, оборот по данному товару – товарооборот, стоимость всей выпущенной продукции, стоимость оказанных услуг – себестоимость выпуска, издержки производства продукции данного вида – себестоимость всей выпущенной продукции, суммарные издержки производства – затраты времени на производство продукции данного вида – суммарные затраты времени на производство всей продукции Основой индексного метода при определении изменений в производстве и обращении товаров является переход от натуральной формы выражения к стоимостной. Задачи индекса: характеристика динамики сложных социально-экономических явлений; выявление роли факторов, оказывающих влияние на изучаемое явление; сравнение развития явлений на отдельных территориях; пересчет макроэкономических показателей (ВВП, ВТС и т.д.) из фактических цен в сопоставимые (т.е. неизменные). Динамические индексы – это коэффициенты роста 2. Классификация индексов. 1. по степени охвата явления: ¾ индивидуальные – характеризуют изменение отдельных элементов явления; ¾ общие (сводные) – характеризуют изменение всего явления; 2. по базе сравнения: ¾ динамические – строятся во времени: а) цепные б) базисные ¾ территориальные – строятся в пространстве и используются для межрегиональных и межстрановых сравнений; 1. по виду весов (коэффициентов соизмерения): ¾ индексы с постоянными весами; ¾ индексы с переменными весами; 2. по форме построения: ¾ агрегатные; ¾ средневзвешенные: а) арифметические; б) гармонические; 3. по характеру объекта исследования: ¾ индексы количественных (объемных показателей); ¾ индексы качественных показателей; 4. по объекту исследования: ¾ – цена ¾ – себестоимость ¾ – количество 5. по составу явления: ¾ постоянного (фиксированного) состава; ¾ переменного состава; 6. по периоду вычисления: ¾ неделя; ¾ месяц; ¾ квартал; ¾ полугодие; ¾ год. 3. Индивидуальные индексы. Индивидуальные индексы – получают в результате сравнения однотоварных явлений. Они вычисляются по конкретному товару отдельно. С их помощью можно охарактеризовать динамику отдельных элементов той или иной совокупности. Все индивидуальные индексы, являясь показателями роста, показывают во сколько раз (или на сколько %) произошло изменение изучаемого показателя, характеризующего данный вид продукта/товара в отчетный период по сравнению с базисным.
Таблица
1. индивидуальный индекс цен: ( на 14,3 %) 2. индивидуальный индекс физического объема: ( на 21,9 %) 3. индивидуальный индекс стоимости: ( на 10,7 %) – выручка
Аналогично вычисляются прочие индивидуальные показатели. Если имеется за 3 и более периодов, то вычисляются цепные и базисные индивидуальные индексы. Недостаток: не дает общего представления о динамике всего явления. 4. Общие (агрегатные) индексы. В отличие от индивидуальных индексов характеризуют динамику всего изучаемого явления, состоящего из разнородных единиц. В индексной теории изложены 2 концепции их построения: ¾ синтетическая – предполагает с помощью индексного метода соединение в целое разнородных единиц статистической совокупности и их последующую характеристику. Пример: предприятие выпускает разнородную продукцию, физический объем ее выпуска нельзя суммировать. Для определения общего объема выпуска методология индексов предусматривает, прежде всего, приведение разнотоварных явлений к соизмеримому виду; ¾ аналитическая – предполагает с помощью индексного метода выявление и измерение влияние факторов на изучаемое явление. Общий индекс может быть построен 2 способами: ¾ как агрегатный (основной); ¾ как средний из индивидуальных. Aggregatus (лат.) – складывающийся, суммируемый, присоединяемый. В числителе и знаменателе агрегатного индекса находится сумма произведений двух показателей, один из которых меняется, т.е. выступает в роли индексированной величины, а второй остается неизменным, т.е. выступает в роли соизмерителя (весы). Индексируемая величина – признак, изменение которого изучается (цена, количество, курс). Соизмеритель (вес) – величина, при которой производится соизмерение индексируемых величин. А 2 правила выбора весов при построении агрегатного индекса: 1. если строится индекс качественного показателя, весы берутся за отчетный период; 2. если строится индекс количественного показателя, весы берутся за базисный период. – цена реализации 4 товаров в базисном периоде – цена реализации 4 товаров в отчетном периоде – количество в базисном периоде – количество в отчетном периоде – товарооборот в базисном периоде – товарооборот в отчетном периоде – товарооборот в отчетном периоде по ценам базисного периода
Позволяет сопоставить изменение в объеме многих видов несоизмеримых между собой товаров. Для расчета необходимо преодолеть несуммируемость количества этих товаров. Для этого надо подобрать соизмеритель (вес), который позволит представить продукцию за каждый из периодов в сопоставимом виде. Таким соизмерителем является цена! Показывает во сколько раз (или на сколько %) изменилось количество продаваемых товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным. 2. Общий индекс цен:
Позволяет сопоставить изменения в ценах несоизмеримых между собой товаров. Показывает во сколько раз (или на сколько %) изменились цены реализации товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным. 3. Общий индекс товарооборота в фактических (действительных) ценах: В данном индексе цена и количество одновременно являются как индексируемыми величинами, так и соизмерителями. 4. – индекс покупательной способности денежной единицы. Индексная мультипликативная модель: Приростная аддитивная модель – сумма эффекта продавцов и покупателей Построение прочих агрегатных индексов аналогично.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |