Задачи для самостоятельного решения. Статистика трудовых ресурсов
Статистика трудовых ресурсов Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, которая фактически занята в экономике или не занята, но способна к труду по возрасту и состоянию здоровья. Статистическое исследование рынка труда позволяет изучить уровень и состояние процессов занятости, безработицы, оценить и спрогнозировать процессы трудоустройства, измерить взаимосвязи между занятостью, доходом и другими категориями уровня жизни, изучить динамику производительности труда. Рынок труда изучается по регионам, секторам и отраслям экономики, формам собственности, видам и формам деятельности. Выделяются следующие аспекты изучения трудовых ресурсов и рынка труда: – показатели состава и численности трудовых ресурсов; – абсолютные показатели, характеризующие рынок труда; – относительные показатели, характеризующие рынок труда (табл. 4.1). Таблица 4.1 Основные понятия и показатели статистики трудовых ресурсов
Продолжение табл. 4.1
Окончание табл. 4.1
Примеры Пример 1.Имеются данные, характеризующие трудовые ресурсы в Российской Федерации, млн. чел. (табл. 4.2).
Таблица 4.2 Исходные данные
* По данным Федеральной службы по труду и занятости.
Определить: 1) численность безработных; 2) уровень экономически активного населения; 3) уровень производительности общественного труда; 4) показатели структуры занятого населения.
Решение 1. Численность безработных определим по формуле . В 2003 г. = 72,8 – 65,6 = 7,2 млн. чел. в 2005 г. = 73,4 – 67,2 = 6,2 млн. чел. 2. Уровень экономически активного населения определим по формуле . В 2003 г. . В 2005 г. . 3. Вычислим уровень производительности общественного труда по формуле ПТ = . В 2003 г. ПТ2003 = = 355,4 тыс. руб./чел. в 2005 г. ПТ2005 = = 434,6 тыс. руб./чел. 4. Показатели структуры занятого населения рассчитаем по формуле
В 2003 г.: В 2004 г.: ; ; ; ; ; ; ; ; ; В 2005 г. по сравнению с 2003 г. снизилась численность безработных на 1 млн. чел. Уровень экономически активного населения в 2005 г. увеличился и составил 51,04 % от среднегодовой численности населения. В структуре занятости по формам собственности за исследуемый период наблюдаются изменения. Сравнительная оценка структуры занятого населения показала, что наибольшее число работающих занято на предприятиях и в организациях частного сектора (50,1 и 51,2 % соответственно). Значительный удельный вес занимает также государственная форма собственности за два года (36,4 и 35,1 %). Наименьшее число работающих занято в общественных и религиозных организациях.
Пример 2.На начало 2006 г. в регионе численность трудоспособного населения трудоспособного возраста составила 1021 тыс. чел., численность работающих за пределами трудоспособного возраста – 240,2 тыс. чел. В течение года вступило в трудоспособный возраст трудоспособного населения 18,4 тыс. чел., вовлечено для работы в отраслях экономики лиц пенсионного возраста 13,2 тыс. чел., прибыло из других областей трудоспособного населения трудоспособного возраста 7,6 тыс. чел., выбыло из состава трудовых ресурсов (в связи с переходом в пенсионный возраст) 81,4 тыс. чел., выбыло из состава трудовых ресурсов по разным причинам подростков (по причине инвалидности, смерти и т. д.) 5 тыс. чел., выбыло трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в другие области 8,2 тыс. чел. Определить: 1) численность трудовых ресурсов на начало года; 2) численность трудоспособного населения трудоспособного возраста на конец года; 3) численность работающих лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста, на конец года; 4) численность трудовых ресурсов на конец года; 5) среднегодовую численность трудовых ресурсов; 6) коэффициент естественного прироста; 7) коэффициент механического прироста; 8) коэффициент общего прироста трудовых ресурсов.
Решение 1. Численность трудовых ресурсов на начало года Sтр.н/г = 1021 + 240,2 = 1261,2 тыс. чел. 2. Численность трудоспособного населения трудоспособного возраста на конец года Sтр.к/г = 1021 + 18,4 + 7,6 – 81,4 – 8,2 = 957,4 тыс. чел. (численность трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте). 3. Численность работающих лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста, на конец года Sнетр = 81,4 + 13,2 – 5 = 89,6 тыс. чел. (численность трудовых ресурсов вне трудового возраста). 4. Численность трудовых ресурсов на конец года Sтр.к/г = 1261,2 + 18,4 + 13,2 + 7,6 – 81,4 – 5 – 8,2 = 1205,8 тыс. чел. 5. Среднегодовая численность трудовых ресурсов определяется по формуле тыс. чел. 6. Коэффициент естественного прироста
7. Коэффициент механического прироста:
8. Коэффициент общего прироста трудовых ресурсов
Таким образом, естественная убыль трудовых ресурсов опережает механическую убыль трудоспособного населения.
Пример 3.По состоянию на начало года в области общая численность лиц, которые не имели работу, но активно ее искали и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные, составила Определить: 1) уровень общей безработицы в соответствии с методологией МОТ в расчете на экономически активное и занятое население; 2) уровень безработицы, зарегистрированный службами занятости в расчете на экономически активное и занятое население. Решение 1. Уровень общей безработицы в соответствии с методологией МОТ в расчете: – на экономически активное население
– занятое население . 2. Уровень безработицы, зарегистрированный службами занятости, в расчете: – на экономически активное население
– на занятое население . Таким образом, уровень безработицы, зарегистрированный службами занятости в расчете на экономически активное население, составляет 1,45 %, а уровень общей безработицы в соответствии с методологией МОТ – 5,93 ‰. Уровень безработицы, зарегистрированный службами занятости в расчете на занятое население, составляет 1,47 %, в соответствии с методологией МОТ – 6,3 ‰. Разница между этими показателями обусловлена различиями в классификациях официальной безработицы, а также тем, что в численности безработных, имеющих официальный статус таковых, не учтена численность лиц, проходящих переподготовку, временно занятых на общественных работах, а также вынужденно занятых неполное рабочее время. Пример 4.По Российской Федерации за 1995 и 2005 гг. имеются следующие данные (табл. 4.3).
Таблица 4.3 Исходные данные
Определить: 1) численность безработных в 1995 и 2005 гг.; 2) прирост (снижение) численности безработных в 2005 г. по сравнению с 1995 г.; 3) прирост (снижение) среднего времени поиска работы в 2005 г. по сравнению с 1995 г.; 4) в каком году вариация продолжительности трудоустройства была больше.
Решение 1. Численность безработных в 1995 и в 2005 гг. определим, исходя из формулы коэффициента безработных
В 1995 г. млн. чел. в 2005 г. млн. чел. 2. Снижение численности безработных: – в относительном выражении
– в абсолютном выражении млн. чел., т. е. численность безработных в 2005 г. по сравнению с 1995 г. снизилась на 49,0 %, или на 3,31 млн. чел. 3. Определим, на сколько процентов среднее время поиска работы в 2005 г. отличалось от этого показателя 1995 г. Для этого рассчитаем середину интервалов:
Среднее время поиска работы составило: – в 1995 г. – в 2004 г. Относительное изменение , т. е. среднее время поиска работы увеличилось в 2005 г. по сравнению с 1995 г. на 4,2 %. 4. Вычислим, в каком году вариация продолжительности трудоустройства была больше, по формуле среднего квадратического отклонения
В 1995 г.
в 2005 г.
Следовательно, вариация продолжительности трудоустройства была выше в 2005 г. Прирост составляет 5,45 – 4,6 = 0,85 мес.
Задачи для самостоятельного решения Задача 1.Данные по структуре безработных и по продолжительности поиска работы в Российской Федерации в 1992, 1997, 2005 гг. приведены в табл. 4.4. Таблица 4.4 Исходные данные
Определите: 1) на сколько процентов изменилась численность безработных в 2005 г. по сравнению с 1997 и 1992 гг.; 2) на сколько процентов среднее время поиска работы в 2005 г. отличалось от данного показателя 1997 и 1992 гг.; 3) в каком году вариация продолжительности трудоустройства была больше. Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы. Задача 2.Данные, характеризующие трудовые ресурсы в Российской Федерации, млн. чел., приведены в табл. 4.5.
Таблица 4.5 Исходные данные
Определите: 1) численность безработных; 2) уровень экономически активного населения; 3) уровень производительности общественного труда; 4) показатели структуры занятого населения. Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы.
Задача 3.В 2005 г. численность трудовых ресурсов в Российской Федерации составляла 70,3 млн. чел., в том числе численность трудоспособного населения трудоспособного возраста – 84,2 млн. чел., занято в экономике подростков 1270 тыс. чел., работающих пенсионеров – 4449 тыс. чел. Составьте баланс трудовых ресурсов и сделайте выводы.
Задача 4.По данным выборочной совокупности регионов Российской Федерации составлена группировка по уровню безработицы (табл. 4.6).
Таблица 4.6 Исходные данные
Рассчитайте: 1) среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации; 2) долю вариации среднедушевых доходов, обусловленную уровнем безработицы. Сделайте выводы. Задача 5.На 01.11.2005 г. в Российской Федерации численность занятых в экономике составила 67 134 тыс. чел., безработных – 8058 тыс. чел., служителей культов – 1560 тыс. чел., военнослужащих – 1920 тыс. чел. Определите: 1) численность экономически активного населения; 2) численность экономически неактивного населения. Сделайте выводы.
Задача 6.Данные о распределении занятых по полу и уровню образования в Российской Федерации в 2005 г. (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, %) приведены в табл. 4.7.
Таблица 4.7 Исходные данные
С использованием критерия χ2 оцените значимость связи между уровнем образования и полом. Сделайте выводы.
Задача 7.Данные о структуре среднегодовой численности занятых в экономике Российской Федерации по отраслям в 1998 и 2005 гг., %, приведены в табл. 4.3.
Таблица 4.8 Исходные данные
Определите существенность структурных сдвигов в распределении занятых по отраслям, используя индексы Салаи и К. Гатева.
Задача 8.В 2005 г., по данным 5%-го выборочного (случайная бесповторная выборка) обследования распределения численности занятых в неформальном секторе экономики согласно типам занятости (основная, единственная, дополнительная работа), установлено, что на дополнительной работе заняты 17,6 % экономически активного населения, которое составляет 10 586,8 тыс. чел. С вероятностью 0,954 определите пределы уровня дополнительной занятости.
Задача 9.В 2005 г., по данным 0,5%-й случайной бесповторной выборки безработных в возрасте от 50 до 59 лет, средний срок поиска работы составляет 8,5 мес. Общая численность генеральной совокупности безработных в этой возрастной группе составляет 1639 тыс. чел. С вероятностью 0,954 и 0,997 определите пределы времени поиска работы, если среднее квадратическое отклонение не будет превышать 0,5 мес.
Задача 10.По данным 2%-й случайной бесповторной выборки, в 2005 г. в Российской Федерации продолжительность поиска работы у 17,0 % безработных составляла от 6 до 12 мес. С вероятностью 0,95 определите необходимую численность выборки, чтобы предельная ошибка выборки не превышала 1 %. Общая численность безработных, по данным Росстата, составляла 6116 тыс. чел.
Задача 11.На 01.01.2005 г. численность трудоспособного населения трудоспособного возраста в Российской Федерации составляла Определите: 1) численность трудоспособного населения нетрудоспособного возраста; 2) общую численность трудовых ресурсов. Сделайте выводы.
Задача 12.На 01.01.2005 г. численность трудоспособного населения трудоспособного возраста в Российской Федерации составляла Определите общую численность трудовых ресурсов.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7105)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |