Тема: Теория спроса или потребительский выбор
План:
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на различные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынках [1]. Рациональное потребительское поведение – потребитель, опираясь на свой доход, стремиться приобрести различные товары, которые принесли бы ему максимальное удовлетворение [2].
Исходя из этого потребительское поведение зависит от: 1. дохода покупателей, т.к. бюджет каждого индивида ограничен; 2. цены на товары и услуги; 3. наличие или отсутствие товаров заменителей; отказ от одного из товаров компенсируется потребителем путем замещения другим товаром в большом количестве. 4. собственных представлений о полезности благ и предпочтения потребителей при выборе (вкус, мода).
Приобретая какой-либо товар, потребитель удовлетворяет свою потребность тем самым, принося пользу. Полезность также определяет поведение потребителей, так чем больше пользы от товара, тем больше спрос на него.
Полезность - степень удовлетворения, получаемая человеком [3]. Полезность не имеет математического выражения, она абстрактна, не ощутима. Каждая дополнительная единица блага увеличивает полезность. Величина, этой новой полезности (увеличенной на единицу блага) называется предельной полезностью. Предельная полезность - дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага, или это приращение общей полезности при увеличении объема потребляемого блага на одну единицу. Предельная полезность рассчитывается по формуле:
Где: MU (1 руб.) – предельная полезность на 1 рубль. MU (тов.) – предельная полезность отдельных товаров. P – цена отдельных товаров. Теория предельной полезности опирается на следующие основные положения: 1. Закон убывающей предельной полезности - полезность, приносимая каждой последующей единицей данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара. Например, человек приобретает телевизор, если оценивать предельную полезность в баллах, то полезность первого телевизора можно оценить в 10 баллов. Если купить второй телевизор, то его можно будет поставить на кухне (предельная полезность 8 баллов). Третий телевизор можно поставить в спальне (предельная полезность 5 баллов). Четвертый телевизор в принципе не нужен (предельная полезность 0 баллов). Пятый имеет «отрицательную полезность», т.к. его уже некуда ставить (предельная полезность -3 балла). Таким образом, максимальный уровень удовлетворенности в этом случае достигается при наличии трех телевизоров: 10 + 8 + 5 = 23 балла. После приобретения четвертого и пятого телевизоров, удовлетворенность от обладания дополнительными телевизорами падает: 23 + 0 - 3 = 20 баллов.
2. Потребительское равновесие(максимизация полезности) - это точка где достигается максимизация полезности всех товаров из набора, приобретаемого за счет личного бюджета, т.е. когда общая полезность не может быть увеличена и потребитель перестает создавать новые комбинации в своем потреблении. Это происходит тогда, когда предельная полезность на 1 рубль одного блага равна предельной полезности, получаемой потребителем на каждый рубль другого блага. Это можно выразить через уравнение:
Если вспомнить пример, то она составляет при покупке: 2-х телевизоров – 18 баллов (10+8); 3-х телевизоров – 4-х телевизоров – 5-ти телевизоров –
Полезность не стоит путать с пользой. Например, курение опасно для здоровья, следовательно, нельзя говорить о пользе сигарет. Но с точки зрения потребителя, сигареты обладают «полезностью» – способностью удовлетворить потребность курильщика в никотине.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |