Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса
Понятие спроса и предложения. Саморегулирование рынка происходит за счет взаимодействия рыночных механизмов: спрос и предложение. Поэтому для адаптации в современных условиях необходимы знания по формированию спроса, предложения и рыночных цен. Цена в рыночной экономике – это сигнал, на который ориентируются производители товаров и услуг, которые принимают решения о том, сколько производить продукции. На цену ориентируются и потребители, когда принимают решение, какие товары и в каком количестве им можно купить. Ценовой ориентир играет важную роль в развитии экономики на микро- и макроуровне. Понятие спроса. Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести товар по определённой цене. Определять спрос только на основе желаний покупателя невозможно и ошибочно. Далеко не все желания покупателей осуществимы. Кроме желания нужно располагать возможностью их купить, т.е. обладать покупательской способностью. Количественно спрос можно измерять показателем “величина спроса”. Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте. Закономерность изменения величины спроса определяется шкалой спроса и графическим изображением в виде кривой спроса. Пример: Функция спроса на товар задана формулой Qd = 30-Р, где Qd – величина спроса (кг), Р – цена (р.). На основании этого можно сформулировать закон спроса: “ При прочих равных условиях изменение величины спроса находится в обратной зависимости от изменения цены товара. Чем выше цена, тем меньше количество проданного товара”. Следствия закона спроса. Обоснование закона спроса может подтверждаться следующими явлениями в экономике: 1. Ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным. Чем выше цена, тем более непреодолимым становится ценовой барьер. Для его снижения широко практикуются распродажи. 2. Эффект дохода: снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя. Доход в этом случае не меняется, а экономия денег даёт возможность приобрести новый товар. 3. Эффект замещения: если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешёвому товару. 4. Принцип убывания предельной полезности: полезность каждой последующей покупки снижается по сравнению с первой; например: бутылка “Фанты” в жаркий полдень. Покупатель согласится купить менее полезный товар только по низкой цене. 5. Эффект Гиффена: английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837-1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведёт к повышению спроса.В семьях с низким достатком увеличиваются расходы на основные продукты питания, несмотря на их удорожание. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса. 1. Качество и ассортимент данного товара. 2. Уровень дохода населения. 3. Цены на дополняющие товары. 4. Цены на товары – заменители. 5. Мода, вкусы и предпочтения. 6. Климатические и сезонные условия. 7. Ожидание изменений доходов и цен.
Эластичность спроса по цене – мера чувствительности спроса к динамике цены товара, измеряемая как отношение изменения величины спроса к величине изменения цены. Эластичность спроса по цене , где Δ Q =Q1 – Q0 / Qс Qс = Q1 + Q0 / 2 Δ Р =Р1 – Р0 / Рс Р с = Р1 + Р0 / 2 Q0 - величина спроса до изменения цены Q1 – величина спроса после изменения цены Р0 – начальная цена товара Р1 - измененная цена товара Коэффициент эластичности – его можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой. Ценовая эластичность спроса характеризует реакцию величины покупательского спроса на изменение цены товара. K>1 (эластичный спрос) При снижении цены резко возрастает количество продаж и общая выручка увеличивается.
K=1 (единичная эластичность) Снижение цены компенсируется ростом продаж, и общая выручка остается неизменной.
K<1 (неэластичный спрос) Снижение цены незначительно меняет объем продаж, общая выручка снижается.
Абсолютно неэластичный спрос – потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен. Абсолютно эластичный спрос – потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса. В этом случае спрос очень чутко реагирует на цену и при изменении последней либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля. К товарам с эластичным спросом относят: 1. предметы роскоши; 2. товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета; 3. легкозаменяемые товары. К товарам с неэластичным спросом относят: 1. предметы первой необходимости; 2. труднозаменяемые товары; 3. престижные, уникальные и очень дорогие товары; 4. товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета
Задание:
1. Выучить теоретическую часть. 2. Решить задачу на эластичность до конца, проанализировать коэффициент эластичности.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (845)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |