Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуальные и общие индексы



2015-12-04 485 Обсуждений (0)
Индивидуальные и общие индексы 0.00 из 5.00 0 оценок




9.2.1.

Индивидуальные индексы

В зависимости от экономического назначения индивидуальные индексы бывают физического объема продукции, себестоимости, цен, трудоемкости и т.п.

Индивидуальный индекс физического объема продукции показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) выпуск какого-либо одного товара в отчетный период по сравнению с базисным или сколько процентов составляет рост (снижение) выпуска товара:

. (9.1)

Если из значения индекса, выраженного в процентах, вычесть 100%, то полученная величина покажет, на сколько возрос (уменьшился) выпуск продукции.

Индивидуальный индекс цен характеризует изменение цены одного определенного товара в текущий период по сравнению с базисным:

. (9.2)

Индивидуальный индекс себестоимости единицы продукции показывает изменение себестоимости одного определенного вида продукции в текущий период по сравнению с базисным:

. (9.3)

Производительность труда может быть измерена количеством продукции, производимой в единицу времени (v), или затратами рабочего времени на производство единицы продукции (t). Поэтому можно построить:

индекс количества продукции, произведенной в единицу времени

; (9.4)

индекс производительности труда по трудовым затратам

. (9.5)

Индивидуальный индекс стоимости продукции (товарооборота) отражает, во сколько раз изменилась стоимость какого-либо товара в текущий период по сравнению с базисным или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости товара, и определяется по формуле:

. (9.6)

Примеры расчета индексов приведены в таблице 9.1.

Таблица 9.1.

Цена и количество продукции

Товар Единица измерения Цена, руб. Количество проданных товаров Стоимость проданной продукции Индивидуальный индекс, % Стоимость продукции, проданной в мае, в ценах апреля, тыс. рублей, р 0q1 iq×p 0q0 Стоимость продукции, проданной в апреле, в ценах мая, тыс. рублей, р1q0
Апрель, p0 Май, p1 Апрель, q0 Май, p1 Апрель, p0q0 Май, p1q1 Цена, Физический объем продукции, Стоимость,
А Б 7 = 2 : 1 8 = 4 : 3 9 = 6 : 5 10 = 1 × 4 11 = 8 × 5 12 = 6 : 7 13 = 2 × 3
Чай Пачка 104,03
Кофе Банка 105,99 17312,5 17312,5 17312,5
Сыр Кг 103,97
Всего                 28022,5 28022,5 28022,5

В экономических расчетах чаще всего используются общие индексы . В зависимости от цели исследования и наличия исходных данных используют различные формы построения общих индексов — агрегатную или средневзвешенную.

9.2.2.

Общие индексы

Агрегатный индекс — сложный относительный показатель, который характеризует среднее изменение социально-экономического явления, состоящего из несоизмеримых элементов.

Числитель и знаменатель агрегатного индекса представляют собой сумму произведений двух величин, одна из которых меняется (индексируемая величина), а другая остается неизменной в числителе и знаменателе (вес) индекса.

Индексируемой величиной называется признак, изменение которого изучается. Вес индекса — это величина, служащая для целей сравнения индексируемых величин.

К агрегатным индексам относятся следующие.

Индекс физического объема продукции — это индекс количественного показателя. В этом индексе индексируемой величиной будет количество продукции в натуральном выражении, а весом — цена.

Формула для расчета индекса имеет вид:

. (9.7)

В числителе дроби — условная стоимость произведенных в текущий период товаров в ценах базисного периода, а в знаменателе — фактическая стоимость товаров, произведенных в базисном периоде.

Данный индекс показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за роста (снижения) объема ее производства или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции в результате изменения физического объема ее производства.

Если из значения индекса физического объема продукции вычесть 100%, то разность покажет, на сколько процентов возросла (уменьшилась) стоимость продукции в текущий период по сравнению с базисным из-за роста (снижения) объема ее производства.

Разность числителя и знаменателя (Σp0q1 - Σ p0 q 0) показывает, на сколько рублей изменилась стоимость продукции в результате роста (уменьшения) ее объема.

Пример расчета индекса физического объема продукции по данным табл. 9.1.

.

Следовательно, стоимость продукции в мае по сравнению с апрелем возросла почти в 1,6 раза (рост составил 160%) за счет увеличения объема производства. Стоимость продукции увеличилась на (160 - 100%)= 60%, или на 10 518,5 тыс. рублей.

Индекс цен показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за изменения цен или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции в результате изменения цен.

Формула для определения индекса цен имеет вид:

. (9.8)

Пример расчета индекса цен по данным табл. 9.1:

.

Следовательно, в среднем по трем товарам цены возросли в 1,0523 раза (или рост цен составил 105,23%). В результате за счет увеличения цен на 5,23% (105,12 - 100) покупатели заплатили на 1467,5 тыс. рублей больше в мае, чем в апреле (29490 - 28022,5 = 1467,5).

Индекс стоимости продукции , или товарооборота (Ipq), представляет собой отношение стоимости продукции текущего периода (Σp1q1) к стоимости продукции в базисный период (Σp0q0) и определяется по формуле:

. (9.9)

Данный индекс показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции (товарооборота) отчетного периода по сравнению с базисным или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции. Если из значения индекса стоимости вычесть 100%, то разность покажет, на сколько процентов возросла (уменьшилась) стоимость продукции в текущий период по сравнению с базисным.

Разность числителя и знаменателя (Σp1q1 - Σp0q0) показывает, на сколько рублей увеличилась (уменьшилась) стоимость продукции в текущий период по сравнению с базисным.

Пример расчета индекса стоимости (товарооборота) по данным табл. 9.1.

.

Следовательно, стоимость продукции (товарооборота) в мае по сравнению с апрелем возросла почти в 1,7 раза (рост составил 168,5%). Стоимость продукции увеличилась на 168,5 - 100 = 68,5%, или на 11986 тыс. рублей (29940 - 17504).

Как отмечалось ранее, стоимость продукции можно представить как произведение количества товара на его цену. Такая же зависимость существует и между индексами стоимости, физического объема и цен:

. (9.10)

Выполним проверку правильности вычисления ранее определенных индексов:

1,685 = 1,0523×1,6009.

Аналогично рассмотренным выше строятся индексы для показателей, которые являются произведением двух сомножителей:

§ издержек производства (произведение себестоимости единицы продукции на количество продукции);

§ затрат времени на производство всей продукции (произведение затрат времени на производство единицы продукции на количество выработанной продукции).

Помимо агрегатных, в статистике используются и средневзвешенные индексы .

К их исчислению прибегают тогда, когда имеющаяся в распоряжении информация не позволяет рассчитать общий агрегатный индекс. Например, если отсутствуют данные о ценах, но имеется информация о стоимости продукции в текущий период и известны индивидуальные индексы цен по каждому товару, то нельзя определить общий индекс цен как агрегатный, но можно вычислить его как средний из индивидуальных индексов.

9.3.



2015-12-04 485 Обсуждений (0)
Индивидуальные и общие индексы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индивидуальные и общие индексы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)