Разговор не завязывался. Илья поерзал, покосился на мешки, но потрошить их при пассажирах, видимо, постеснялся
«Мерзко. Все понимаю: семью содержать надо, здоровьем Бог обидел, судьба предопределена и из колеи не вывернешься, но… мерзко. И мужик‑то Илья вроде бы неплохой, не дурак и дело свое знает, но… на определенное место в иерархической структуре впаян намертво и вариантов что‑то принципиально изменить не имеет. Может, оттого и пьет? Сколько рукастых и неглупых мужиков вот так спились от безысходности и бесперспективности за тысячу с лишним лет существования Руси? Все войны, вместе взятые, наверно, таких потерь нам не нанесли. А закинул бы меня Максим Леонидович вот в такую семью? Что бы делал? Вслед за отцом под начало урода Бурея пошел бы? Мародерствовал бы, тихо спивался, рожал бы таких же слабых и больных детей. Неужели не нашел бы выхода? Это даже интересно… поставим мысленный эксперимент. Допустим…» – Михайла, слышь? – А? Чего, Илья? – Волокушу с сеном позади нас видишь? Ты ее запомни, а как приедешь в Ратное, под сено загляни или попроси кого‑нибудь. Там пес твой лежит, ты, наверно, похоронить захочешь… – Илья!.. Илья, спасибо тебе! – Не на чем. Это вон ратники такими вещами пренебрегают, а мы – люди простые, обозники. – Но‑но! Мы убитых товарищей не бросаем! – возмутился Афоня. – Своих – да. А чужих? Пес вас всех спас, сам говорил, а так и бросили бы на дороге! Не крути носом, бросили бы! А Илья что ж? Илья и покойника оберет, и собачку на волокушу пристроит. Ты увидел бы, так решил бы, что шкуру на шапку взять хочу, обозник же! – Ничего бы я… – Да ладно! – Илья, я совет тебе дать хотел, да отвлеклись… – вспомнил Мишка. – Ага! На покойников. – Будет тебе, Илья. Отвлеклись, и все. Ты послушай: когда в Кунье городище вернетесь, ты по домам не шарься, а иди прямо в жилище волхва. – Да там уже смотрели! – И много чего ценного нашли? – Нет, я бы слыхал… – Вот и я о том же. Простучи каждое бревно в стенах, можно еще и стропила, ищи по звуку пустоту. Волхву все время подношения делают, должно что‑то быть. Потом потыкай чем‑нибудь острым пол, особенно у стен и в углах. Но и середину не забудь, по‑всякому бывает. Если найдешь тайник, сразу руками не хватайся, палочкой зацепи или… – Это я знаю! – перебил Мишку Илья. – Если бы я все подряд руками хватал, меня бы и в живых уже не было! – Тем лучше… – Что лучше? – Не бери в голову, присказка такая. Потом иди на капище и потыкай землю возле идолов… – Не, не пойду – боязно. – Ты же христианин? – Христианин, но все равно… как‑то… того… – Илья поежился, хотя было совсем не холодно, мартовское солнышко пригревало вполне ощутимо. – Понятно, – кивнул Мишка. – Есть надежное средство: выпростай крест из‑под одежды, чтобы снаружи висел, и читай молитвы не переставая. Как молитва кончится, трижды осеняешь себя крестным знамением и начинаешь новую молитву. Ни одна нечисть и близко не подойдет, а идолы тебя вообще не заметят. Средство проверенное, помнишь, летом я колдунье попался? – Болтали что‑то… – Вот, только тем и спасся, отец Михаил научил. – Верно, Илья, – подтвердил Афоня. – Я тоже слышал: крестом и молитвой любую нечисть отогнать можно! «Наивные вы, ребята, как избиратели на думских выборах, даже неудобно как‑то. А что делать? Должен же я тебя хоть как‑то за Чифа отблагодарить? Чиф, мальчик мой… Господи, если бы его оживить можно было! Никогда больше его на привязи не оставил бы, куда б ни собрался. Каждый день с ним разговаривал бы, он это любит…» – Ты… Михайла, а креста‑то у меня и нет, – признался вдруг Илья. – Веревочка сопрела, оборвалась, а новую завести… все никак руки не доходили… – Возьми мой. Он сильный, кипарисовый, с горы Афон, что в Святой Земле. Бери, бери, у меня дома другой есть, который во время крещения надели. Афоня схватил Мишку за руку: – Михайла! Ты что делаешь? Он же твоим крестным братом станет! Ты – внук сотника, а он… – Пошел ты на хрен, Афоня, Илья тело моего товарища с поля боя вынес… Илья смущенно поддержал Афоню: – Михайла, ты и правда, того… – Слово сказано. – Мишка надел цепочку на шею Илье. – И дело сделано. Я – Лисовин! «Что‑то я часто это повторять начал, не доиграться бы». – Спаси тебя Христос, Михайла Фролыч, чем и отдариваться‑то… – Ничем, ты уже все сделал. – Только я… это… – Что? – Я ни одной молитвы до конца не знаю. – Илья смущенно потупился. – Я вообще к наукам неспособный, даже грамоте… Отец, покойник, порол, порол, а потом и говорит: «А на кой обознику грамота?» – и отступился. – Ну это просто! – ободряюще заявил Мишка. – Повторяй за мной: «Отче наш, суший на небесах! да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя…» Проезжающие мимо всадники с удивлением таращились на троих, ни с того ни с сего затеявших молебен посреди дороги. С девятого или с десятого раза Илья смог почти без запинки повторить несложный текст, и Мишка решил сделать перерыв. – Все, пускай теперь в голове уляжется, а потом еще повторим, и будет от зубов отскакивать. Когда молишься, думать не нужно, молитва не от ума, а от души идти должна! Я устал чего‑то, полежу. – Полежи, полежи. Давай‑ка я тебя поудобнее устрою. Афоня! Да подвинься ты, расселся тут, задница шире саней! Лежи, парень, отдыхай. «А правда, перевели бы Писание в стихотворной форме, насколько легче запоминалось бы. О чем‑то я таком важном думал… Хорошие мужики спиваются. Нет, не то. Ага! Клан. Дед создает многочисленную группу, повязанную родственными связями. Каждому человеку в ней есть свое место, и люди, имеющие хоть какие‑то таланты или способности, получают возможность их развивать. Этому способствует весь клан, потому что успех одного члена клана – успех всех. В то же время почти исключено предательство, дурные наклонности пресекаются, а любая внешняя опасность встречает дружный и организованный отпор. Если кто‑то из членов клана попадает в беду, он всегда может рассчитывать на помощь всех остальных. Интересно было бы рассмотреть клан как структуру, стремящуюся к какой‑то цели, решающую для этого какие‑то задачи. Цель в общем‑то проста – выживание, самосохранение. Задачи: расширение ресурсной базы, подконтрольной территории, увеличение численности. Хотя тут, похоже, имеется некий предел. Рюриковичи поначалу тоже были кланом, но сейчас их уже единой семьей не назовешь: слишком разрослись, проблема выживания утратила остроту… Да, все тот же закон: цель достигнута – Русь подмята, внешних врагов, достаточно сильных и опасных, нет. Результат – пошли внутренние разборки. Когда из степи придет серьезная сила, оказать сопротивление ей уже не смогут. А новые, региональные кланы сформироваться еще не успеют, а то навтыкали бы степнякам по самое некуда». – Опять уснул? – вполголоса спросил Афоня. – Дите еще, ночью не выспался, рана открылась. – Ну и как тебе родичем сотника стать? – Помолчал бы ты, Афоня, парень мне крест по простоте детской дал, грех его глупостью пользоваться, да и Корней… нужны ему такие родичи, как же! – По простоте детской? А кто говорил: «Бешеный Лис родился?» – А я и сейчас скажу. Лисовины ни в чем удержу не знают: ни в добре, ни во зле, ни в любви, ни в ненависти. Только такие сотню в узде держать и могут. Вот смотри: сани в том лесу с кровавым месивом, мужик изуродованный и умирать брошенный… – Наши его добили, чтоб не мучился. – Ну и зря, может, заслужил он ту муку. Я о другом толкую. Там да здесь, на дороге, лесовик изодранный, кажется – зверь лютый. А глянь по‑иному: от засады он нас спас, от лазутчиков тоже, с тобой наукой вчера поделился, со мной – сегодня. Так какой он? – Если друг – лучше не сразу и найдешь, а если враг – не дай бог. – Вот! Потому‑то народ за ними и идет. Понятны они, с ними всегда ясно: что хорошо, что плохо. А что удержу не знают… Знаешь, откуда слово «боярин» происходит? Я грамоте не разумею, но думаю, что так: «Бо ярый» – потому что яростный. «Вот тебе и неграмотный! Как там мне отец Михаил читал? „Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих“. То же самое! Нет, умен Илюха, хоть и неграмотный, даже обидно, что такой в обозе сопьется. А может, то, о чем он говорит, и есть пассионарность? Но Юлька! Почему даже махнуть на прощание не захотела? Только в самом конце, так это и мать могла велеть. Приедем в Ратное, попробую новым методом полечиться. Интересно, как это будет? Рана прямо на глазах зарастет или просто вылечусь в рекордные сроки – скажем, за пару дней? Юлька не удержится, согласится попробовать. Если получится, всех ребят на ноги поставим и Немого. А вдруг таким способом можно процесс регенерации запускать? Деду новую ногу вырастить! Омолодить. Татьяне детородную функцию подправить. Мать… а что я для нее сделать могу? Отца не оживишь, а если Татьяна начнет нормальных детей рожать, Лавр к матери и охладеть может. Последней женской радости ее лишу». * * * – Михайла! Царствие Небесное проспишь! – Деда? Что случилось, чего стоим? – Все проспал! Обоз из Ратного встретили, сейчас тебя в другие сани перенесем, а Илюху отпустим – заслужил. Ну‑ка, ребята, взяли его! Новым возницей, к величайшему Мишкиному удивлению, оказалась женщина. Имени ее Мишка не знал, но все почему‑то называли ее Донькой. – Так, Донька, принеси‑ка нам с Михайлой поесть, а сама с Афоней у котла поешь, да помоги ему с одной рукой управиться. Пока не позову, не возвращайтесь, нам с Михайлой поговорить надо. – Да что ж это я, как бездомная бродяжка, должна… – начала было скандальным голосом Донька, но дед тут же ее угомонил: – Цыц! Я тебя спрашиваю, почему вместо твоего мужика ты приехала? Не спрашиваю. Вот и помалкивай! – Молчу… командуют тут… – А ну быстро нам еды неси, лахудра! Афоня, у тебя одна рука здоровая, поучи ее, если надо. Пошла, я сказал! Баба поплелась в сторону костров, что‑то ворча под нос, но Афонин пинок под зад заставил ее заткнуться и начать передвигаться несколько быстрее. – Про казнь слыхал? – спросил дед, дождавшись, пока Афоня с Донькой удалятся на достаточное расстояние. – Слыхал, деда. – Что люди говорят? – Ну всех я не слышал. – Дурака‑то не строй, о важном говорим. – Акима ругают, что негодным десятником оказался, десяток его – за то, что выбрали себе такого, мать Андрюхи Плясуна жалеют. – А про меня? – Что по обычаю поступил. И еще что Лисовины ни в добре, ни во зле удержу не знают. – Кхе! По обычаю, значит? Понятно. Ну а сам чего думаешь? – А я‑то что? – Отвечай, если спрашиваю!
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |