Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Исторический контекст, философские и психологические предпосылки возникновения Dasein-анализа Л. Бинсвангера



2015-12-04 722 Обсуждений (0)
Глава 1. Исторический контекст, философские и психологические предпосылки возникновения Dasein-анализа Л. Бинсвангера 0.00 из 5.00 0 оценок




Dasein-анализ Л. Бинсвангера

 

 

Выполнила

студентка 3 курса группы ПкК-3.2

Малюкова Д. А.

Преподаватель:

Гриншпун И.Б.

 

Москва 2010/11 уч. год.

АННОТАЦИЯ

 

Данный реферат посвящен рассмотрению основных положений Dasein-анализа, созданного Л. Бинсвангером. Здесь также раскрывается исторический аспект создания этой концепции, описывается положение, сложившееся в психологии к тому моменту и послужившее причиной возникновения экзистенциального направления, представителем которого является Л. Бинсвангер.

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Работа адресована студентам психологических вузов.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Аннотация…………………………………………………………….2

Оглавление…………………………………………………………....3

Введение……………………………………………………………....4

Глава 1. Исторический контекст, философские и

психологические предпосылки возникновения Dasein-анализа…...5

Глава 2. Основные положения Dasein-анализа ……………………12

Заключение…………………………………………………………...18

Библиография………………………………………………………...20

 

Введение

Данный реферат посвящен исследованию создания Л. Бинсвангером его концепции Dasein-анализа, а также рассмотрению основных положений этой концепции. Dasein-анализ Л. Бинсвангера интересен тем, что основывается на взглядах философов-экзистенциалистов, в первую очередь – М. Хайдеггера, и является одной из первых попыток создать на основе философии психологическую теорию и психотерапевтическую систему, которая позволила бы понимать и лечить психическую патологию. Экзистенциальный анализ – подход, с помощью которого человек может лучше разобраться в своей жизни, понять возможности, предоставляемые ею, и границы этих возможностей: от неподлинного способа существования прийти к способу, в котором он реализует все возможности своей экзистенции. Экзистенциальный анализ стремится раскрыть способ существования человека в мире. Как пишет В. В. Летуновский, в результате процедуры экзистенциального анализа психолог пытается найти универсалию, смысловую матрицу, которая описывает условия существования человека как Dasein: временные, пространственные, ментальные и т.д. Эта универсалия – целостное трансцендентальное основание мира человека – позволяет найти источник смысла конкретных симптомов психического расстройства (Летуновский, В. В., 2001). Л. Бинсвангер – один из основателей экзистенциальной психологии, он определил принципы описания внутреннего мира пациента, по-прежнему актуальные. Экзистенциальная психотерапия во многом основывается на его идеях, высказанных в концепции Dasein-анализа. Например, это представление о том, что человека нужно понимать не как изолированную сущность, но в его отношениях с миром, с другими людьми, с самим собой, представление о самодетерминированности человеческого развития, воплощенное в идее миропроекта и постоянного самопроектирования, идея ответственности за сделанные (или не сделанные) выборы и т.д. Бинсвангер видел задачу экзистенциального анализа в том, чтобы помочь людям в осознании ими себя как свободных, способных к самоопределению собственного существования.

 

Основные задачи этой работы таковы:

1)Выявить основные предпосылки и влияния, которые определили формирование Dasein-анализа.

2) Раскрыть основные идеи этой концепции.

 

В качестве объекта выступает экзистенциальное направление в психологии. Предметом являются основные положения и идеи Dasein-анализа Л. Бинсвангера.

Глава 1. Исторический контекст, философские и психологические предпосылки возникновения Dasein-анализа Л. Бинсвангера

Динамику и логику возникновения психологических концепций, то, как они сменяют друг друга, дополняя, по-новому интерпретируя взгляды предшественников или же отвергая и критикуя их, предлагая новый, своеобразный подход, можно понять, только рассматривая этот процесс без отрыва от его исторического контекста. Такое рассмотрение подразумевает включение истории психологии в историю культуры и также понимание тех факторов, под воздействием которых складывается любая психологическая теория, а именно.

Ярошевский предлагал рассматривать три координаты науки как системы деятельности: когнитивную, социальную и личностную.

Когнитивный аспект раскрывает для нас логику развития науки, он выражен в ее внутренних познавательных ресурсах. Поэтому, по словам Ярошевского, можно говорить об органическом росте знания, о том, что его история подвластна определенной логике (Ярошевский М. Г., 1996). Марцинковская указывает, что логика развития психологических знаний связана с изменением предмета психологии, влиянием смежных наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Она подчеркивает, что психология с самого момента своего возникновения была ориентирована на философию, развивалась в ее русле. Знание этого особенно важно для понимания причин возникновения и содержания Dasein-анализа Л. Бинсвангера, ведь в 20 веке связь психологии и философии усилилась (Марцинковская Т. Д., 2001).

С другой стороны, развитие научного знания социально обусловлено. Ярошевский пишет, что «…особенности общественного развития в конкретную эпоху преломляются сквозь призму деятельности научного сообщества» (Ярошевский М. Г., 1996). На содержание научных концепций, их популярность или, наоборот, отторжение распространение и т.д. оказывают влияние исторические условия, культурное, политическое, социальное окружение.

Наконец, нельзя не учитывать связь психологических теорий с личностью их создателей, с идеалами, ценностными ориентациями, научными интересами и т.д. По словам М. Г. Ярошевского, творческая мысль ученого «…является самостоятельной величиной, без активности которой развитие науки было бы чудом…» (Ярошевский М. Г., 1996).

Из этого ясно, что необходимо целостное понимание процесса создания и развития психологических теорий. Поэтому уместно рассмотреть, какие причины привели к возникновению экзистенциального направления в психологии, представителем которого является и Л. Бинсвангер, и определить его основные черты.

По словам Белорусова, к концу 19 века возникла иллюзия, что человеческий разум может познать себя, опираясь на методы, применяемые для изучения явлений природы. Психологические теории, создаваемые тогда, объединяло одно: представление о том, что человеческое существования механистически детерминировано определенными факторами. Так, в бихевиоризме это выражалось в виде закона «стимул-реакция», в психоанализе в качестве таких факторов выступали внутренние врожденные стремления человека, вытесненные в бессознательное и управляющие сознанием с помощью стимулов. Предполагалось, что человеческое сознание доступно качественному и количественному изучению и изменению.

Однако, во второй трети 20-го века, «…словно в противовес механистичному, детерминистическому и, в конечном счете бездушному восприятию человеческой личности» возникло экзистенциальное направление, предлагавшее принципиально новое осмысление человека и его существования (Белорусов, С. А.). Оно возникло на стыке двух тенденций: с одной стороны, это развитие экзистенциальной философии, и с другой – «неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека» (Братченко, С. Л.). Экзистенциальный подход в философии был создан и развивался в работах Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, С. Кьеркегора, К. Ясперса, Жана-Поля Сартра, А. Камю и др. и оказал серьезное влияние на культуру послевоенных десятилетий (Белорусов, С. А.). Однако некоторые исследователи указывают, истоки этого направления видны еще в работах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Описывая связь между экзистенциальной философией и экзистенциальной психологией, И. Ялом приводит в качестве примера связь между клинической фармакотерапией и биохимическими лабораторными исследованиями (Ялом И., 2008, с. 21).

Поэтому для понимания экзистенциального направления в психологии необходимо рассмотреть некоторые положения философских концепций Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, оказавшее огромное влияние на Л. Бинсвангера и его концепцию – Dasein-анализ, который, по сути, является первой попыткой применить философский подход для понимания и лечения психической патологии (Холмогорова А. Б., Клиническая психология, 2010). Как пишут В. В. В. Летуновский и С. Б. Есельсон, Л. Бинсвангер, создавая свою теорию, прошел путь от психоанализа Фрейда и феноменологической психологии Гуссерля к Dasein-аналитике М. Хайдеггера, которая и стала основой его метода (Летуновский В. В., Есельсон С. Б.).

Э. Гуссерль в начале 20-го столетия предложил свое направление – дескриптивную описательную психологию, которая должна была служить первым уровнем философского исследования. В ее обнове лежит идея о существовании некой имманентной области психического, существующей по собственным законам и параллельной физической реальности. Феноменологическая психология реализуется через рефлексию, которая раскрывает для нас интенциональность предметов сознания – «…их сущностное свойство быть сознанием о чем-то, явлением чего-то». Интенциональность сознания раскрывалась далее в работе М. Хайдеггера «Бытие и время», в которой он исследовал глубинные основания взаимосвязи сознания и той предметности с которой она имеет дело (Летуновский В. В., 2001). Гуссерль сформулировал принципы феноменологии, которая понимается как строгая наука о предметах как они даны в опыте. Он считал, что научные понятия конструируются на основании созерцания феноменов как очевидных данностей; в каждом акте восприятия или суждения уже присутствует непосредственное усмотрение ("схватывание") общего – идеация (Тихонравов, Ю. В.). Одним из центральных в феноменологической психологии Гуссерля является понятие Я, которое существует в трех значениях. Перове – эмпирическое Я – дано нам во внутреннем психологическом опыте, второе – трансцендентальное – достигается посредством феноменологической редукции, оставаясь, тем не менее, очевидным. Третье Я - это Я «Жизненного Мира». Когда Гуссерль говорит о «Жизненном мире», речь в большей степени идет об основаниях, благодаря которым любое знание (в том числе научное) вообще возможно.

1) Жизненный Мир является сферой известного всем, непосредственно очевидного, того, что принято в качестве безусловно значимого до потребностей научного обоснования.

2) Жизненный Мир как бы является основой для всякого объективного познания, он является пред-даным. Жизненный Мир изначален и первичен по отношению ко всему возможному, в том числе научному познанию и опыту.

3) Жизненный Мир не просто первичен в генетическом смысле. Как подчеркивает В. В. Летуновский, Гуссерль считал, что задача феноменологии – придать высшую значимость изначальному праву этих очевидностей, подчеркнуть их достоинство в обосновании познания по сравнению с ценностью объективно-логических очевидностей (Летуновский В. В., 2001).

Бинсвангер в своей статье «Экзистенциально-аналитическая школа мысли» пишет о том, что за последние десятилетия концепция феноменологии изменилась, и «мы можем провести строгое различие между чистой, или эйдетической, феноменологией Гуссерля как трансцендентальной дисциплиной и феноменологическим пониманием форм человеческого существования как эмпирической дисциплиной» (Бинсвангер, Л.). Он подчеркивает, что для понимания последней необходимо знать первую. Разница же между ними состоит в том, что исследователь не рефлектирует на предмет чего-либо, а позволяет ему говорить самому по себе, «…как оно есть» (Летуновский, В. В.). Ролло Мэй, рассматривая применение феноменологического метода в экзистенциальной психологии, писал, что это есть «дисциплинирующая попытка очистить мысли от предположений, которые так часто являются причиной восприятия нами в пациенте только собственных теорий и догм собственных систем, попытка взамен этого испытать феномен в своей реальной целостности» (Мэй, Р.).

Методологическую основу, ядро Dasein-анализа составляет философия М. Хайдеггера, который первым из европейских философов задался вопросом не «что есть человек», а «как он есть» (Кричалло М. В., 2007). Он писал, что феноменология как методологическое понятие характеризует «….не содержательное что предметов философского исследования, но их как» (Летуновский В. В., 2001). На место разума в качестве основного средства познания мира и себя он поставил «онтологическое чувство» - непосредственное усмотрение истины (Холмогорова А. Б., 2010). Главной целью Хайдеггера было понять человека, исходя из его бытия, из того, как он существует, феноменологически (Кричалло М. В., 2007). Этого же подхода придерживался Бинсвангер, говоривший о том, что «…нет единственного пространства и единственного времени, а есть столько времен и пространств, сколько существует субъектов» (цит. по Ялому И., 2008, с. 23).

И. Ялом подчеркивает, что экзистенциальный взгляд смотрит «…сквозь субъект-объектное расщепление и глубже него», человек здесь понимается как сознание, участвующее в построении реальности (Ялом И., 2008, с. 30). М. Хайдеггер старается описывать то существо, которым мы являемся, максимально непредвзято, не внося ничего внешнего по отношению к этой реальности. Поэтому он отказывается от оперирования такими традиционными понятиями, как «Я», «субъект», «сознание», «cogito». В. В. Летуновский так пишет об этом: «Существование человека, а не его интерпретация, редуцирующая представление о человеке к мышлению, сознанию или инстинкту является исходным пунктом для философского вопрошания». (Летуновский В. В., 2001). Исходя из этого, М. Хайдеггер предлагает говорит о человеке как о Dasein.

Dasein подразумевает определение человека не через его черты или его сущность. Это способ бытия здесь (нем. dasein: da - «здесь», sein - «быть», «бытие»). Он определяет Dasein так: «…это сущее, в бытии которого речь (дело) идет о самом этом бытии». Как подчеркивает А. В. Ахутин, это означает, что «Dasein не просто есть, но отнесено к своему бытию… не просто находится в бытии, но обходится с ним» (Ахутин, А. В.). В. В. Такое отношение к собственному бытию – это фундаментальная особенность человеческого существования, именно отношение, а «не рацио, не социальность», как подчеркивает В. В. Летуновский. По мысли Хайдеггера, человек – это существо, которое способно осознавать свое «здесь», свое место в мире как более общей бытийной категории. Он может быть открытым этому миру, понимать его и взаимодействовать с ним. В работе «Бытие и время» М. Хайдеггер говорит о Dasein-аналитике, являющейся основной методологией Dasein-анализа. Речь идет о процессе выделения характеристик, которые свойственны исключительно способу бытия Dasein в их связи и единстве. Хайдеггер называет такие характеристики экзистенциалами. М. В. Кричало подчеркивает, что все развитие Dasein-анализа в психологии – это «…непрерывный диалог с мыслью М. Хайдеггера» (Кричалло М. В., 2007).

Человек, как пишет Хайдеггер, сталкивается в своей жизни с проблемой реализации, исполнения своего бытия, к которому он относится как к своей собственной возможности. Исполнение и реализация своего бытия, по мнению Хайдеггера, возможны только в состоянии открытости: человек для него сам есть открытость, через которую через которую вещи «…переходят в состояние явленности, исполняются». Экзистенцию Хайдеггер рассматривает не как данность или субстанцию, а как возможность, открытость, проект. Человек для него является проектом, находящимся в постоянной динамике и подлежащим реализации в своей постоянной открытости (Летуновский В. В., 2001).

Важно сказать о том, как понимается в философии М. Хайдеггера термин «забота», которое было очень важным в попытках применить концепцию Хайдеггера в конкретной психологической работе. Понятие «забота» определяет сущность человеческого бытия (Холмогорова А. Б., 2010). М. Хайдеггер выделял три модуса заботы и, соответственно, три модуса человеческого существования, связанные с категорией времени.

1) Модус заброшенности связан с прошлым и характеризует помещенность человека с его индивидуальными особенностями в конкретное историческое пространство, не зависящее от его выбора, его предоставленность самому себе перед лицом жизни и смерти.

2) Модус озабоченности окружающим соотносится с настоящим. Он грозит опасностью «падения» в мир, ухода в повседневную заботу и суету.

3) Модус проекта соответствует будущему (Холмогорова А. Б., 2010). Постоянное забегание Dasein в свое будущее, постоянная озабоченность своим будущем и придает ему целостностьа(КричаллоаМ.аВ.).

Предложенная Хайдеггером Dasein аналитика старается понять, что дает феномену человека возможность быть так, как он есть, используя для этого феноменологию как основной инструмент. Задачу Dasein-аналитики Хайдеггер видит в том, чтобы выделить целое единства онтологических условий, понять структурное целое как условие существования человека как сущего. Это станет позже одним из важнейших моментов в Dasein-анализе Л. Бинсвангера. Dasein аналитика пытается понять способ, которым нам дано человеческое бытие. А человек рассматривается здесь как «…просвет бытия, через который сокрытое становится явленным» (Летуновский В. В., 2001).

Теперь, после рассмотрения важнейших положений тех философских концепций, которые оказали наибольшее влияние на создание Dasein-анализа, необходимо указать основные черты экзистенциального направления в психологии и психотерапии, представителем которого является Л. Бинсвангер.

1) Первая особенность:

экзистенциальная психотерапия направлена на жизнь человека. Главной особенностью экзистенциальной психотерапии является ее направленность на человека как бытие-в-мире, т.е. на его жизнь, а не на личность как изолированную психическую целостность (Качунас, Р.). Мир данного пациенты должен быть понят изнутри, познан наиболее глубоко и с точки зрения существующего в нем. Важно понимать человека как существующего-в-мире, ведь одной из самых острых проблем современного человека является проблема утраты им собственного мира, утраты восприятия своей общности. Экзистенциальные психологи утверждают, что «…человек и его мир – это единое структурное целое. Дефис в словосочетании бытие-в-мире выражает как раз эту мысль» [8].

2) Вторая особенность:

человек понимается как непрерывный процесс жизни. Экзистенциальную терапию среди других психотерапевтических школ выделяет прежде всего понимание человека как непрерывного процесса жизни, в котором неразрывно связана самость человека и его мир как контекст жизни (Качунас, Р.). Человек изучается в его отношениях с окружающим миром. Предмет изучения – опыт человека в соприкосновении с реальностью – «…радость и отчаяние, страх и надежда, творчество и игра, одиночество и сопричастность, ненависть и симпатия» (Белорусов, С. А.). В экзистенциально-ориентированной психологии важно понимание того, что в каждый момент времени человек противостоит не данной ситуации и окружающей его среде, а миру в целом.

3) Третья особенность:

стремление к пониманию человека через универсальные экзистенциальные факторы. Важной особенностью экзистенциальной терапии является стремление к пониманию человека через его внутренние онтологические характеристики или универсальные экзистенциальные факторы, а именно: чувство бытия; свобода, её ограниченность и ответственность за неё; конечность человека или смерть; экзистенциальная тревога; экзистенциальная вина; жизнь во времени; смысл и бессмысленность (Качунас, Р.).

4) Четвертая особенность:

акцент на отсутствии предзаданности. Наиболее ярко эта идея отражена в словах Ж.-П.Сартра: «Существование предшествует сущности». В человеке нет никаких предзаданных сущностей, которые определяли бы его развитие. Все, что есть в жизни, порождается собственным выбором человека. Отсутствует детерминированность того, что происходит здесь-и-теперь. «Человек в каждый момент своей жизни сам решает, чем он будет дальше и куда он будет развиватьсяАкцент на самотворчестве, отсутствие предзаданности является квинтэссенцией экзистенциалистской позиции в первом приближении», - утверждается в статье Д. Леонтьева «Что такое экзистенциальная психотерапия» (Леонтьев Д. А.). Важно подчеркнуть такую характеристику экзистенции, как ее открытость. Человек не есть завершенный процесс, «вгрызающийся в бытие». Для экзистенциальной позиции важен отказ от аристотелевского взгляда и выход в «онтологию жизненного мира». Существенные характеристики не заложены в человеке изначально, они формируются в процессе жизни человека, в его взаимодействии с миром (Леонтьев Д. А.).

Теперь, когда были рассмотрены основные предпосылки возникновения экзистенциального направления, определены те важные положения философских концепций экзистенциалистов, которые оказали влияние на создание Л. Бинсвангером его теории, когда были названы главные черты экзистенциальной психологии, перейдем к рассмотрению основных положений Dasein-анализа Л. Бинсвангера.

 



2015-12-04 722 Обсуждений (0)
Глава 1. Исторический контекст, философские и психологические предпосылки возникновения Dasein-анализа Л. Бинсвангера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Исторический контекст, философские и психологические предпосылки возникновения Dasein-анализа Л. Бинсвангера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)