Компоненты готовности к учебной деятельности
| Критерии готовности к учебной деятельности
| Методы исследования (по выбору педагога-психолога)
|
1. Личностно-мотивационная готовность
| 1. Знания о школе.
Представление о школе, обучении: полнота и точность знаний, знание существенных сторон, осознанность
| • Индивидуальные беседы с детьми.
• Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников (М.Р. Гинзбург)
|
2. Отношение к школе, учению.
Желание стать учеником, обучаться, стремление занять позицию школьника; осознание обучения в школе, как способа достижения взрослости
| • Беседа об отношении к школе и учению (Т.А. Нежнова).
• Тест "Мотивационная готовность" (А.Л. Венгер).
• Методика "Рисунок школы" (А.И. Баркан)
|
3. Наличие познавательных мотивов, интереса к окружающему, активности:
• устойчивый интерес к умственной задаче и ее решению;
• умение самостоятельно их решать, производить умственные операции;
• умение мотивировать свои знания и рационально использовать их при решении задачи
| Поисковые задачи, задачи-коллизии
|
4. Умение строить свои отношения со взрослыми и сверстниками
Характер отношений ребенка со взрослыми:
• устойчиво-положительный тип отношений;
• неустойчивый тип отношений;
• открытый отрицательный тип отношений
| • Наблюдения за детьми в разных видах деятельности.
• Беседы с воспитателями и детьми.
• Методика изучения типа общения ребенка со взрослым (М.И. Лисина, Х. Шерьязданова)
|
Характер отношений со сверстниками:
• активно-положительный тип взаимодействия;
• безразличное, незаинтересованное взаимодействие;
• активно-отрицательный тип взаимодействия
| Методика изучения коммуникативных умений у детей 6–7 лет (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
|
5. Уровень самоприятия и самооценки ребенка
| Методика для изучения самооценки "Лесенка" (В.Г. Щур)
|
6. Статус ребенка в коллективе
| Социометрические методики "Секрет" (М.И. Лисина), "Два дома"
|
7. Социальная приспособленность, особенности сферы межличностных отношений
| Методика исследования межличностных отношений Рене Жиля
|
2. Интеллектуальная готовность
| Качества мышления:
а) умение анализировать, выделять существенные признаки предметов и явлений;
| Группировка предметов по заданному признаку, "Четвертый лишний", "Свободная классификация", "Чем похожи"
|
б) умение сравнивать предметы, находить сходства и отличия, классифицировать, обобщать, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;
| "Сравни предметы", "Нахождение недостающих деталей", "Простые аналогии", "Парные аналогии", "Разрезные картинки"
|
в) развитие схематического и наглядно-образного мышления; умение пользоваться схемами и условными изображениями;
| Методика "Лабиринт" (А.Л. Венгер, Е.А. Бугрименко)
|
г) основы словесно-логического мышления (способность к отвлеченным рассуждениям).
| Методика экспресс-диагностики уровня развития словесно-логического мышления старших дошкольников (Э.Ф. Замбацявичене)
|
Особенности памяти:
объем, прочность, точность.
| • Методика "Заучивание 10 слов" (А.Р. Лурия).
• "Запомни картинки" (О.Н. Земцова).
• "Запомни фигуры и нарисуй".
• Тест "Пиктограмма" (А.Р. Лурия)
|
Особенности внимания:
устойчивость, объем, распределение, переключение, произвольность
| • Тест "Кодирование" (методика Д. Векслера в модификации А.Л. Венгера)
• Методики: "Треугольники", "Корректурные пробы", "Точки", "Домик" (Н.И. Гуткина)
|
Особенности воображения
| Методики "Дорисуй", "На что это похоже?"
|
Развитие речи:
• владение простыми формами монологической речи: употребление простых и сложных предложений; использование прямой и косвенной речи;
• словарный запас, имеющий в составе существительные, прилагательные, глаголы, наречия;
| • Анализ рассказов из личного опыта детей.
• Методика Бине-Симона "Последовательные картинки".
• Пробы на изменение существительных по числу
|
• понимание грамматической конструкции;
| Повторение и понимание фраз в различных грамматических конструкциях
|
• развитие произвольности речевого общения.
| Методика "да" и "нет" не говорите" (Л. Красильникова)
|
Предпосылки учебной деятельности:
• умение понимать, запоминать поставленную педагогом задачу (что нужно сделать);
• умение анализировать, вычленять способ действия, применять его для решения поставленной задачи (как сделать);
• умение контролировать свои действия, работоспособность, невротичность
| Методика "Исследование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников" (У.К. Ульенкова)
|
3. Эмоционально-волевой уровень
| Волевая готовность
1. Произвольность действий и поведения:
• умение сознательно подчинять свои действия правилу;
• ориентироваться на заданную систему требований;
• умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
• умение самостоятельно выполнять задание по зрительному образцу.
|
Наблюдения в разных видах деятельности дошкольников
|
2. Формирование основных элементов волевого действия:
• постановка цели;
• принятие решения;
• построение плана, его выполнение;
• преодоление усилий в случае препятствий;
• оценка результатов.
3. Уровень развития дисциплинированности организованности, самоконтроля.
| Методика "Графический диктант" Д.Б. Эльконина
|
Эмоционально-чувственная сфера
1. Эмоциональный настрой.
| Наблюдения в течение дня и индивидуальные беседы с детьми
|
2. Характер эмоциональности:
• сдержанность;
• осознанность в проявлении эмоций;
• устойчивость эмоциональных состояний;
• умение управлять своим настроением;
• развитие эмпатии (сопереживание, сочувствие, участие).
| • Наблюдения за детьми в различных видах детской деятельности.
• Методика "Нарисуй себя" (А.М. Прихожан, З. Василяускайте)
|
3. Уровень развития социальных эмоций и ценностных ориентаций.
| Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций "Домики" (О.А. Орехова)
|
4. Наличие проблем эмоционального развития.
| Проективные рисуночные тесты:
• "Рисунок семьи";
• "Несуществующее животное";
• "Дом, дерево, человек".
|
4. Психомоторное (функциональное) развитие
| • Развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации: точность движений, подготовка руки к письму, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.
• Умение подражать образцу и сосредоточенно работать над заданием
| • Методика "Дорожки" А.Л. Венгера.
• Пространственно-арифметический диктант.
• Диагностика готовности к школе (М. Семаго, Н. Семаго)
|
Общий уровень психического развития
| Определение общего уровня психического развития
| Ориентационный тест школьной зрелости А. Керна – Я. Йирасека
|