МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ CASE-СРЕДСТВ
Цель работы Приобрести навыки построения функциональной модели бизнес-процесса в предметной области, используя CASE-средство AllFusion Process Modeler r7 и методологию IDEF0. Краткие теоретические сведения & Создание современных информационных систем (ИС) требует применения специальных методик и инструментов. Поэтому системные аналитики и разработчики используют CASE-технологии и инструментальные CASE-средства, позволяющие максимально систематизировать и автоматизировать все этапы разработки ИС. Процесс разработки проекта по созданию ИС разбивают на этапы: анализ (описание бизнес-логики предметной области), проектирование (определение архитектуры и структуры системы), кодирование, тестирование, внедрение и сопровождение. Информационные системы предназначены для автоматизации бизнес-процессов предприятия. Бизнес-процесс (БП) – упорядоченная во времени и пространстве совокупность взаимосвязанных работ, направленных на получение определенного результата (продукции или услуги). В процессе проектирования ИС для представления и изучения бизнес-процессов используется их моделирование. Моделирование бизнес-процессов – это описание бизнес-процессов предприятия, позволяющее руководителю знать, как работают рядовые сотрудники, а рядовым сотрудникам – как работают их коллеги и на какой результат направлена вся их деятельность. Моделирование бизнес-процессов позволяет проанализировать не только, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте. Моделирование бизнес-процессов является эффективным средством поиска возможностей улучшения деятельности предприятия, позволяющее предвидеть и минимизировать риски, возникающие на различных этапах реорганизации деятельности предприятия и дать стоимостную оценку каждому процессу, взятому в отдельности, и всем бизнес-процессам на предприятии в совокупности. Модель бизнес-процесса – представление бизнес-процесса на специализированном языке (с помощью специализированной нотации – текстовой, табличной, графической). Моделирование осуществляется с помощью графических элементов (совокупности нотаций) и правил их использования. Методология моделирования бизнес-процессов – совокупность методов и принципов построения моделей бизнес-процессов. В настоящее время наиболее распространенными методологиями моделирования бизнес-процессов являются: · IDEF0 (Business Process, функциональная модель) методология функционального моделирования и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов. В ней система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций; · IDEF3 (Process Flow, поток работ) – методология моделирования, использующая графическое описание информационных потоков, взаимоотношений между процессами обработки информации и объектов, являющихся частью этих процессов; · ARIS (Architecture of Integrated Information Systems) – методология и тиражируемый программный продукт для построения организационной и функциональной структур, структур данных и процессов; · DFD (Data Flow, поток данных) – методология графического структурного анализа, описывающая внешние по отношению к системе источники и адресаты данных, логические функции, потоки данных и хранилища данных, к которым осуществляется доступ. На современном рынке средств разработки ИС представлено множество систем моделирования бизнес-процессов организации: AllFusion Process Modeler r7 (Computer Associates), Rational Rose (Rational Software), Oracle Designer (Oracle), ARIS (IDS Scheer AG), Power Designer (Sybase), System Architect (Telelogic), ReThink (Gensym), Workflow Modeler (Meta Software) и др., в которых используются различные нотации (IDEF0, UML, IDEF3, DFD и пр.). Рассмотрим моделирование бизнес-процессов на примере программного продукта AllFusion Process Modeler (BPwin), который поддерживает методологии IDEF0, IDEF3 и DFD. Функциональная модель IDEF0 предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (так называемая модель AS-IS – как есть) и того, к чему нужно стремиться (модель TO-BE – как должно быть). Моделирование бизнес-процесса с использованием этой методологии основывается на представлении бизнес-процесса в виде функционального блока (работы), который преобразует входы (ресурсы) в выходы (результат) при наличии необходимых механизмов в управляемых условиях (рис. 13.1). Рис. 13.1. Графическое представление процесса по методологии IDEF0 Модель в IDEF0 представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм. Каждая диаграмма является единицей описания бизнес-процесса и располагается на отдельном листе. Модель может содержать следующие типы диаграмм: · контекстная диаграмма – общее описание бизнес-процесса и его взаимодействия с внешней средой (см. рис. 13.1); · диаграмма декомпозиции – разбиение БП на работы и определение типа связи между ними; · диаграмма дерева узлов – иерархическая зависимость работ без указания их взаимосвязи. Для графического представления диаграмм используются следующие элементы: Работа (Activity) обозначает процессы, функции или задачи, которые происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты. Работы изображаются в виде прямоугольников (рис. 14.1). Все работы должны быть названы и определены. Имя работы должно быть выражено глаголом или отглагольным существительным, обозначающим действие («Регистрация документов», «Учет материальных остатков» и т.д.). Взаимодействие работ с внешней средой и между собой описывается в виде стрелок. Стрелки обозначают информацию или объекты и именуются существительными («Указы», «Первичные документы», «Отчеты» и т.д.). В методологии IDEF0 различают следующие типы стрелок: · стрелки сверху (см. рис. 13.1) – Управление – правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. Управление влияет на работу, но не преобразуется работой. Каждая работа на диаграмме должна иметь хотя бы одну стрелку управления; · стрелки слева – Вход – ресурсы (материальные, информационные, денежные и др.), которые используются или преобразуются работой для получения результата (выхода). Допускается, что работа может не иметь ни одной стрелки входа. Часто сложно определить, являются ли данные входом или управлением. В этом случае подсказкой может служить то, перерабатываются (изменяются) ли ресурсы в работе или нет. Если изменяются, то, скорее всего, это Вход, если нет – Управление; · стрелки вправо – Выход – результаты (продукт, услуга, документ и др.), которые производятся работой. Работа без результата не имеет смысла и не должна моделироваться; · стрелки снизу – Механизмы – инструменты (средства, исполнители), которые выполняют работу (персонал предприятия, станки, устройства, программные продукты и т.д.). По усмотрению аналитика стрелки механизма могут не изображаться в модели. Стрелки могут разветвляться и сливаться, тем самым образуя иерархию данных. Существуют определенные правила именования разветвляющихся и сливающихся стрелок. Если стрелка именована до разветвления, а после него ни одна из ветвей не именована, то подразумевается, что каждая ветвь моделирует те же данные или объекты, что и ветвь до разветвления. Правила именования сливающихся стрелок полностью аналогичны. Ошибкой будет считаться стрелка, которая после слияния не именована, а до слияния не именована какая-либо из ее ветвей. При декомпозиции процесса все стрелки, входящие или исходящие из него, должны быть перенесены на диаграмму нижнего уровня и использованы при ее построении. При этом запрещены всякие новые стрелки, кроме, так называемых «туннельных» стрелок, обрамленных круглыми скобками, что свидетельствует о возможности их отсутствия на более высоком уровне модели. Для связи работ между собой используются внутренние стрелки, т.е. стрелки, которые не касаются границы диаграммы, начинаются у одной и заканчиваются у другой работы. Различают пять типов связей работ: · связь по входу – выход вышестоящей работы направляется на вход нижестоящей – результат выполнения вышестоящей работы является входом для следующей. · связь по управлению – выход вышестоящей работы направляется на управление нижестоящей – выход вышестоящей работы является условием выполнения нижестоящей работы; · обратная связь по входу – выход нижестоящей работы направляется на вход вышестоящей. Такая связь, как правило, используется для описания циклов; · обратная связь по управлению – выход нижестоящей работы направляется на управление вышестоящей. Такая связь часто свидетельствует об обеспечении эффективности БП; · связь выход-механизм – выход одной работы направляется на механизм другой. Эта взаимосвязь используется реже остальных и показывает, что одна работа подготавливает инструменты для проведения другой работы. Рассмотрим моделирование бизнес-процессов по методологии IDEF0 на примере применения программного продукта AllFusion Modeller 7r (BPWin) для построения модели бизнес-процесса по заключению банком кредитного договора на потребительские нужды с физическим лицом. Результаты моделирования используются при проектировании автоматизированной информационной системы и проведении реинжиниринга бизнес-процессов в банках. На основе информации о модели бизнес-процессов BPWin позволяет генерировать разнообразные отчеты, которые могут быть использованы для анализа и документирования модели. Отчеты могут быть экспортированы в распространенные форматы – текстовый, MS Office, HTML и др. Исходные данные для моделирования: Процесс – заключить с банком кредитный договор на потребительские нужды с физическим лицом; Вход – заявление и документы клиента; Выход – договор кредитования на потребительские нужды физлица или отказ в заключении договора; Управление – Банковский Кодекс, нормативно-правовые акты, инструкции по оформлению договора; Механизм – работники отдела кредитования банка, программное обеспечение (модуль «Кредитование физлиц»); Структура работ для декомпозиции –проконсультировать клиента, проверить и обработать документы клиента, принять решение о выдаче кредита, оформить договор.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1895)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |