Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственная измена



2015-12-04 428 Обсуждений (0)
Государственная измена 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, -
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

 

Вопрос 153

Отличительная особенность должностных пре­ступлений состоит в том, что они совершаются людь­ми, которые сами призваны соблюдать и охранять за­коны. Широкая распространенность этих преступле­ний, коррумпированность государственного аппарата во многих странах Запада заставляет законодателей этих стран принимать особо строгие меры борьбы со взяточничеством, злоупотреблениями и другими опас­ными должностными преступлениями и, напротив, не придавать большого значения менее опасным и более распространенным преступлениям чиновников (на­пример, получение подарка на относительно неболь­шую сумму не считается преступлением).
Современная законодательная практика стран За­пада свидетельствует о непрекращающихся попытках найти оптимальную линию борьбы с должностными преступлениями.
Настоящая работа знакомит читателя с правовым регулированием уголовной ответственности за долж­ностные преступления в некоторых странах Запада, принадлежащих к двум основным правовым семьям:
континентальной и англосаксонской. В ней представ­лено, во-первых, законодательство Германии, Фран­ции и Италии и, во-вторых, Великобритании и США. Учитывая, что во многих из этих государств за послед­ние годы происходят серьезные изменения в системе уголовного законодательства в целом и в области от­ветственности за должностные преступления в частно­сти, можно с достаточной степенью достоверности ут­верждать, что в представленной работе в существен­ной мере нашли свое отражение основные тенденции развития уголовного права стран Запада по интересу­ющим нас вопросам.

Уголовный Кодекс Украины в настоящее время понятия должностного преступления не содержит. В теории уголовного права под должностными преступлениями понимаются общественно опасные деяния (действия или бездействия), совершаемые должностными лицами с использованием предоставленных им законом прав и полномочий вопреки интересам службы либо путем неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих должностных обязанностей, которые причиняют существенный вред либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда нормальному функционированию государственных либо самоуправляющихся органов, предприятий, учреждений или организаций независимо от форм собственности. Таким образом, признаками должностных преступлений, отличающими их от других преступных посягательств, являются:

1) эти преступления совершаются должностными лицами;

2) преступления заключаются в использовании этими лицами предоставленных им законом прав и полномочий вопреки интересам службы либо в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей;

3) преступления причиняют существенный вред либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда нормальному функционированию государственных либо самоуправляющихся органов, предприятий, учреждений или организаций независимо от форм собственности.

В главу VII Особенной части УК «Должностные преступления» помещены следующие преступления:

• злоупотребление властью или должностным положением (СТ.165УК);

• превышение власти или должностных полномочий (ст. 166 УК);

• халатность (ст. 167 УК);

• получение взятки (ст. 168 УК);

• посредничество во взяточничестве (ст. 169 УК);

•дача взятки (ст. 170УК);

•провокация взятки (ст. 171 УК);

должностной подлог (ст. 172 УК).

Переходя к характеристики преступлений рассматриваемой главы, следует обратить внимание на два обстоятельства:

во первых, в эту главу включены не все должностные преступления, а лишь те, которые являются общими, т. е. могут быть совершены любым должностным лицом. Преступления, которые могут быть совершены лишь должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками, расположены в других главах УК (например, подлог избирательных документов, приписка или неправильный подсчет голосов (ст. 128 УК) — в главе IV «Преступления против политических и трудовых прав граждан», вынесение судьями заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления (ст. 176УК)—в главе Vin «Преступления против правосудия»);

во-вторых, расположенные в главе «Должностные преступления» составы посредничества во взяточничестве (ст. 169 УК) и дачи взятки (ст. 170 УК) должностными преступлениями не являются, поскольку совершаются общим субъектом. Их отнесение к рассматриваемой главе вызвано лишь неразрывной Связью с должностным преступлением, предусмотренным в ст. 168 УК — получением взятки.

Объектам преступлений, предусмотренных в главе VII УК, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственных либо самоуправляющихся органов, предприятий, учреждений или организаций независимо от форм собственности.

Дополнительным объектом отдельных преступлений могут быть личность, собственность, другие права и законные интересы граждан.

Для отдельных должностных преступлений обязательным признаком является предмет — взятка (получение взятки — ст. 168 УК, посредничество во взяточничестве—ст. 169 УК, дача взятки— ст. 170 У К, провокация взятки — ст. 171 УК), а также документы (должностной подлог-ст. 172УК).

С объективной стороны должностные преступления, относящиеся ко взяточничеству (ст. 168-171 УК) и должностной подлог без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 172 УК) сформулированы как преступления с формальным составом — они являются оконченными с момента совершения общественно опасного деяния. Остальные должностные преступления — злоупотребление властью или должностным положением (ст. 165 УК), превышение власти или должностных полномочий (ст. 166 УК), халатность (ст. 167 УК) и квалифицированный вид должностного подлога (ч. 2 ст. 172 УК) — являются преступлениями с материальным составом. Момент их окончания законодатель связывает с наступлением общественно опасных последствий в-виде причинения существенного вреда государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных физических или юридических лиц либо с причинением тяжких последствий.

Большинство преступлений, помещенных в главу VII УК могут быть совершены только путем активных действий, и лишь злоупотребление властью или должностным положением (ст. 165 УК) и халатность (ст. 167 УК) могут быть совершены как путем действий, так и путем бездействия.

Субъективная сторона этих преступлений характеризуется умыш-ленной формой вины, за исключением халатности (ст. 167 УК), которая может быть совершена только по неосторожности. Отношение должностного лица к наступлению тяжких последствий при

совершении злоупотребления властью или должностным положени-ем(ч.2ст 165 УК), превышения власти или должностных полномочий (ч. Зет, 166 УК) и при совершении должностного подлога (ч. 2ст 172 УК) может быть как умышленным, так и неосторожным.

При совершении отдельных преступлений рассматриваемой главы обязательным признаком субъективной стороны является мотив: корыстные побуждения или иная личная заинтересованность при злоупотреблении властью или должностным положением^. 165 УК), корысть при получении взятки (ст. 168 УК).

Субъектом рассматриваемых преступлений может быть только должностное лицо, за исключением посредничества во взяточничестве^. 169 УК) и дачи взятки (ст. 170УК).

В соответствии с ч. 1 ст. 164 УК под должностными лицами понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях либо в организациях, независимо от форм собственности, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющих такие обязанности по специальному полномочию. Таким образом, закон устанавливает четыре вида должно стных лиц:

1) представители власти;

2) лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей;

3) лица, занимающие должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей;

4) лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности по специальному полномочию.

К представителям власти относятся работники государственных органов или учреждений, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения физическими либо юридическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности или подчиненности (народные депутаты, судьи, прокуроры, работники милиции, инспектора государственных инспекций и др.).

Организационно-распорядительные обязанности — это функции по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции, в частности, осуществляют руководители министерств, ведомств, государственных, коллективных или частных предприятий и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами, их заместители и т. п.), руководители участков работ (мастера, бригадиры и т. п.).

Административно-хозяйственные обязанности — это полномочия по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовьіх отделов и служб, их заместителей, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов этих предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и др.

Лицо признается должностным не только тоїда, когда оно выполняет соответствующие функции или обязанности постоянно, но и в тех случаях, коща лицо выполняет их временно или по специальному полномочию (т. е. выполняет разовые или срочные поручения должностного лица без занятия должности) при условии, что эти обязанности или полномочия возложены на него в установленном законом порядке правомочным органом или должностным лицом.

Не считаются должностными лицами рядовые работники, выполняющие по своей должности лишь производственные и материально-технические операции, а также лица, занимающие должности, связанные с сугубо профессиональной деятельностью. Однако некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении профессиональных обязанностей (лечение, преподавание) совершают юридически значимые действия, которые порождают права и обязанности у других лиц (например, выписывают листок временной нетрудоспособности, устанавливают группу инвалидности, выставляют оценки на вступительных и выпускных экзаменах). В этих случаях они также относятся к категории должностных лиц.

 

Вопрос 157

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Органы правосудия играют важную роль в осуществлении функций охраны и укрепления законности в борьбе с преступностью и правонарушениями. Их деятельность направлена на охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, окружающей среды, конституционного строя страны. В системе властных государственных структур они являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости, гуманизма. Создание сильной и независимой судебной власти - одна из основных задач проводимой в России судебной реформы.
Демократические основы (принципы) правосудия сформулированы в следующих документах: Конституции РФ; Всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Конвенции о защите прав человека и основных свобод, одобренной 4 ноября 1950 г. в г. Риме и вступившей в силу 5 мая 1998 г.; Основных принципах независимости судей, одобренных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г.; федеральных конституционных законах - "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ*(246); "Об арбитражных судах Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ*(247); "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ*(248); в законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. N 3132-I с последующими изменениями и дополнениями*(249); в федеральных законах "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ*(250); "О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ*(251); "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ*(252); "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ*(253).
Значимость общественных отношений, возникающих при отправлении правосудия, обусловливает необходимость их охраны уголовно-правовыми средствами. В связи с этим в Уголовном кодексе РФ имеется специальная глава "Преступления против правосудия". Закон не дает определения данной группе преступлений. В теории уголовного права под преступлениями против правосудия понимаются умышленные преступные деяния, посягающие на нормальную работу органов правосудия, совершаемые должностными лицами указанных органов или иными лицами, противодействующими этой деятельности.
Родовым объектом преступлений против правосудия являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов правосудия.
В специальной литературе термин "органы правосудия" употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле под органами правосудия понимаются не только суды всех уровней, но и органы, непосредственной задачей которых является содействие правосудию. Это органы, осуществляющие дознание, предварительное следствие, органы прокуратуры, налоговой полиции, подразделения, исполняющие вступившие в силу приговоры, решения, определения и постановления судов*(254). Своей работой они обеспечивают правосудие, их деятельность, как и судебная, осуществляется в определенной процессуальной форме.
Поэтому правосудие как объект уголовно-правовой охраны - понятие более широкое, нежели правосудие в качестве специфического вида государственной деятельности, осуществляемой только судом при рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел.
По нашему мнению, в понятие родового объекта преступлений против правосудия должна быть включена деятельность (помимо судов общей юрисдикции) арбитражных судов по разрешению экономических споров и споров в сфере управления, поскольку в соответствии с Конституцией РФ арбитражные суды являются составной частью судебной системы Российской Федерации и в их задачи входят защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.
Непосредственным объектом преступлений против правосудия являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование отдельных звеньев органов, составляющих в целом систему правосудия (суд, прокуратура, органы следствия, дознания, исправительные учреждения и др.), т.е. органов, деятельность которых урегулирована процессуальным законодательством, которые от имени государства могут вступать в рамках уголовного или гражданского судопроизводства в правовые отношения с гражданами и юридическими лицами, осуществляя задачи и цели правосудия.
При совершении ряда преступлений против правосудия вред может быть причинен и личности, например, при посягательстве на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК), при угрозе или насильственных действиях в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК), неуважении к суду (ст. 297 УК) и т.д. В таких случаях жизнь, здоровье, честь и достоинство, законные права и интересы личности выступают в качестве дополнительного непосредственного объекта преступлений против правосудия.
Преступления против правосудия всегда связаны со спецификой деятельности органов правосудия, поэтому иные посягательства, нарушающие нормальную их работу, но не связанные со спецификой правосудия, представляют собой преступления против интересов государственной службы (злоупотребление должностным положением, взяточничество и т.п.) либо против порядка управления (например, подделка документов).
Объективную сторону преступлений против правосудия составляют различные формы противодействия надлежащему функционированию органов, отправляющих правосудие. Большинство этих преступлений совершается путем активных действий, например, незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК), фальсификация доказательств (ст. 303 УК), однако некоторые из них могут совершаться и в результате бездействия, например, отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК), неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК).
Объективная сторона большинства составов преступлений против правосудия сконструирована законодателем таким образом, что они считаются оконченными с момента совершения указанных в конкретной статье Уголовного кодекса действий или бездействия. Однако и в этих случаях последствия в виде причинения вреда политического, идеологического, психологического, организационного характера имеют место и учитываются при назначении наказания в пределах санкций соответствующих статей.
Субъективная сторона преступлений против правосудия характеризуется только умышленной виной, причем, как правило, умысел бывает лишь прямым.
В диспозициях ряда норм содержится указание на заведомость, что означает осознание виновным определенных фактических обстоятельств, например, невиновность привлекаемого к уголовной ответственности, незаконность задержания, неправосудность приговора. Отсутствие указанного в законе признака заведомости в характеристике интеллектуального момента умысла виновного исключает уголовную ответственность и превращает содеянное в дисциплинарный проступок, если речь идет о должностных лицах органов правосудия.
В ряде составов (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, - ст. 295 УК, провокация взятки - ст. 304 УК и др.) в качестве обязательного признака субъективной стороны указана цель совершения преступных действий.
Для большинства преступлений против правосудия мотив не составляет конструктивного признака состава, обычно виновным руководят корысть, месть, ложно понятые интересы службы и другие низменные побуждения.
Субъект многих преступлений против правосудия специальный - работники правоохранительных органов, участвующие в осуществлении правосудия, - судьи, прокуроры, следователи, дознаватели (ст. 299-302, ч. 2 и 3 ст. 303, ст. 305 УК); отдельные участники уголовного или гражданского процесса (ч. 1 ст. 303, ст. 307, 308 УК), лица, предупрежденные о недопустимости разглашения данных предварительного расследования (ст. 310 УК); лица, которым были доверены или стали известны в связи с их служебной деятельностью сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК); лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или находящиеся в предварительном заключении (ст. 313, 314 УК). Во всех других случаях субъектом преступлений против правосудия являются любые лица, достигшие 16 лет.
Таким образом, нормальная работа органов правосудия может нарушаться двумя группами субъектов:
1) должностными лицами, осуществляющими функции правосудия и наделенными в связи с этим определенными властными полномочиями (судьи, прокуроры, следователи и др.);
2) иными лицами, противодействующими расследованию, судебному рассмотрению уголовных и гражданских дел, исполнению приговоров и решений суда (свидетели, эксперты, переводчики, осужденные и др.).
В научной и учебной литературе предлагаются различные основания для классификации преступлений против правосудия*(255). Представляется наиболее удачной классификация таких преступлений по их непосредственным объектам, поскольку она в наибольшей степени отражает те общественные отношения, которым определенные группы данных преступлений причиняют вред.
По непосредственному объекту преступления против правосудия можно дифференцировать следующим образом:
1. Преступления, посягающие на жизнь, здоровье, честь и достоинство лиц, осуществляющих правосудие: посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК); угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК); неуважение к суду (ст. 297 УК); клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 298 УК).
2. Преступления, препятствующие исполнению работниками правоохранительных органов их обязанностей по осуществлению целей и задач правосудия. К этой группе относятся: воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК); фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем (ч. 1 ст. 303 УК); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК); заведомо ложный донос (ст. 306 УК); заведомо ложные показания, заключение эксперта или неправильный перевод (ст. 307 УК); отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК); подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК); разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК); разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК); укрывательство преступлений (ст. 316 УК).
3. Преступления, совершаемые в процессе отправления правосудия должностными лицами (судьей, прокурором, лицом, производящим дознание и предварительное следствие): привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК); незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК); незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК); принуждение к даче показаний (ст. 302 УК); фальсификация доказательств по уголовному делу (ч. 2 и ч. 3 ст. 303 УК); вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК).
4. Преступления, препятствующие исполнению наказания или возмещению вреда, причиненного преступлением: незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК), побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК); уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК); неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК).

 


[1] Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 2.-Ст. 219.

[2] «Российская газета».-1998.-17 июля.

[3] Бюллетень Верховного Суда СССР.-1991.- №8, с. 48.

[4] Петрова В.И., Ревяко Т.И. Наркотики и яды: психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения.-Минск: Литература, 1996.

[5] Александров А.И., Айнбиндер М.Я., Афанасьев В.В. и др. Наркотики в России: преступления и расследование. Научное издание.- СПб., 1999.

[6] Протокол заседания Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября 1996 года № 51/7-96. //Новые лекарственные препараты. 1998.



2015-12-04 428 Обсуждений (0)
Государственная измена 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственная измена

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)