Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виновато ли снаряжение? 4 страница



2015-12-04 379 Обсуждений (0)
Виновато ли снаряжение? 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 


Личная подверженность опасности

 

Несчастье ходит не по горам, а среди людей.
Словацкая пословица

 

Как было показано выше, туристский травматизм, вызываемый вещественными факторами - маршрутом и снаряжением, относительно невелик. Остановимся на так называемых личных факторах. Ведь безопасность любого элемента маршрута, вида снаряжения во многом определяется уровнем подготовки, сознательностью и прочими данными конкретного человека. Иначе говоря, превращение всего, что окружает туриста на маршруте, в потенциально опасную среду является как бы функцией, которая зависит от степени отклонения в поведении путешественника от некоторой средней нормы.
Следовательно, можно говорить об определенной, большей или меньшей, подверженности каждого туриста опасности несчастного случая.
Наиболее яркий пример этого - наличие в любой достаточно многочисленной походной группе (как и вообще в любом коллективе) своего "неудачника", с которым чаще всего и происходят всякие казусы. Существуют даже специальные учреждения, занимающиеся выявлением "неудачников" и определением склонности к авариям у водителей, машинистов, летчиков и работников других профилей. И такой отбор приносит свои благие результаты. Так, по данным института авиационной и космической медицины ВВС ФРГ, своевременный отсев с помощью психологических тестов кандидата, не отвечающего требованиям работы, дает экономию не менее 150 тысяч долларов.
Вместе с тем, говоря о такой предрасположенности, нельзя считать, что отдельные личности на любом месте заведомо подвержены опасности. Правильнее из числа факторов, усиливающих личную подверженность опасности, выделить те, которые повышают ее устойчиво, и те, которые повышают ее временно. К первым в туризме относятся различные физические недостатки, хронические болезни, функциональные нарушения нервной системы, ко вторым - неопытность, слабая физическая и техническая подготовка, утомление.
Для удобства изложения в этом разделе мы рассмотрим две стороны подверженности опасности: 1) связанную с индивидуальной пригодностью человека к участию в туристских путешествиях и 2) зависящую от утомления. А дальше проанализируем подверженность из-за недостаточной опытности, неправильного отношения к опасности и недисциплинированности.
Итак, можно ли говорить о неизбежной подверженности определенного круга людей несчастным случаям в походе? Ведь за рубежом гибель путешественников иногда пытаются объяснить по теории Фрейда: человек ушел странствовать из-за конфликта сознательного и подсознательного, из-за "комплекса неполноценности". Ощущение тупика, внутренняя готовность покончить с жизнью, врожденная подверженность несчастью толкают его на бессознательное самоубийство - остается только найти обстановку и случай, чтобы привести роковой приговор в исполнение.
Для таких выводов нет никаких оснований. Помимо всего прочего, личность туриста - это продукт общественного развития: участвуя в походах, активно работая в туристском коллективе, путешественники совершенствуются и со временем обычно избавляются от индивидуальных особенностей, которые могут отрицательно сказываться на безопасности.
Однако нельзя не учитывать, что путешествия предъявляют к людям определенные требования, игнорируя которые можно действительно способствовать возникновению опасных ситуаций. В этом смысле можно даже выделить категорию людей, которым противопоказано занятие сложными видами спортивного туризма.
Первую группу составляют лица, страдающие рядом заболеваний. В числе таких заболеваний (перечень их был утвержден Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР) входят: органические пороки сердца, гипертония, заболевания сердечной мышцы, туберкулез легких в активной стадии, острые заболевания легких, бронхов, носоглотки; хронические катары желудка, язва двенадцатиперстной кишки, хронический колит, воспаление и колики желчного пузыря, геморрой с частыми кровотечениями, выпадение прямой кишки; воспаление почек, почечных лоханок и мочевого пузыря, камни почек; острое воспаление среднего уха, конъюнктивиты, гнойное воспаление глазного мешка; инфекционные кожные заболевания, некоторые хронические заболевания женских половых органов, злокачественные опухоли, грыжа и послеоперационные рубцы с наклонностью к грыжеобразованию, хронический суставный ревматизм.
Противопоказаниями для путешествий служат заболевания органов движения и поддерживающего аппарата позвоночника, затрудняющих ходьбу, привычные вывихи в больших суставах рук и ног, травмы больных суставов рук и ног, полученные незадолго до похода, контузии и сотрясения мозга в прошлом с периодическими головными болями.
Нельзя участвовать в многодневном путешествии с активными способами передвижения лицам, перенесшим в течение предшествующего месяца затяжной грипп, злокачественную ангину, тиф, скарлатину. Препятствием даже для однодневных походов могут служить психические заболевания, неврастения, эпилепсия.
Подобный перечень относится, конечно, не ко всему туризму. Речь идет не о "лучшем виде отдыха" (легкие формы которого никому не противопоказаны), а о спортивных походах. Кроме того, специалист врачебно-физкультурного диспансера может положительно решить вопрос об участии в том или ином конкретном путешествии человека и с какой-то определенной стадией из указанных здесь болезней.
Вместе с тем несовместимость большинства заболеваний с участием в путешествиях очевидна: обострение болезни в полевых условиях, при отсутствии квалифицированной медицинской помощи, чревато неприятными последствиями. Беда еще и в том, что болезни (как дающие резкие обострения, так и протекающие без опасных "пиков") вызывают в организме ряд стойких патологических изменений: периодическую слабость, недомогание, быструю утомляемость, головные боли, бессонницу, раздражительность, депрессию, подавленность.
Все это серьезно воздействует на поведение человека в путешествии и усиливает его подверженность тем потенциальным опасностям, которые встречаются на маршруте. Одновременно патологические изменения ослабляют сопротивляемость организма. На какой-то период физическую слабость или болезнь удается компенсировать волевым напряжением, упорством, целеустремленностью. Такой человек ходит в путешествия, как говорят, "на зубах". Но запасы нервной энергии конечны, и поскольку у больного, но сильного духом туриста значительная часть внимания уходит на борьбу со своими недугами, его внимания и сил может не хватить на преодоление естественного препятствия.
По частоте тяжелых последствий во время путешествий преобладают сердечно-сосудистые заболевания ише-мического характера, эпилепсии и острые хирургические заболевания (например, аппендицит, прободение язвы). Сердечные заболевания и припадки эпилепсии опасны еще и тем, что могут привести к потере сознания на достаточно сложном участке маршрута. Ежегодно отмечаются асфиксии при купании (или просто умывании) туристов, страдающих этими недугами. А по данным зарубежных исследователей, из-за внезапных сердечных приступов у водителей ежегодно происходит более 700 столкновений автомашин на дорогах США.
Случаи смерти от сердечно-сосудистых заболеваний ежегодно отмечаются на самодеятельных и плановых маршрутах с активными способами передвижения и составляют иногда до 4% от числа тяжелых несчастных случаев. По польским данным, в 1978 г. из общего числа погибших за год в Высоких Татрах туристов и альпинистов 23% скончалось от "сердечного удара". Даже в отечественном альпинизме заболевания (а среди них .на заметном месте - сердечные) составляют 7% от непосредственных причин гибели спортсменов.
Одна из причин несчастий - желание во что бы то ни стало отправиться в поход, которое заглушает голос разума и толкает человека на. диссимуляцию. Кроме того, считается хорошим тоном утверждать, что в путешествии люди не болеют. Да, давно известен феномен, когда в очень тяжелой обстановке (пример - военные действия) кого-то не брали никакие болезни, а после - в мирной спокойной жизни - "зацепляла" каждая очередная эпидемия гриппа или банальная простуда. В определенной мере этот феномен отмечается для сложных спортивных походов, а иногда даже для плановых путешествий.
И все же внезапно заболеть в походе намного легче, чем дома. Сочетание физических перегрузок, нервного напряжения, дискомфортных погодных условий, нетрадиционного (для новичка) режима дня и питания, бравирование своей выносливостью и закалкой в глазах новых товарищей - все это может приводить к нежелательным результатам. К-ним же логично приводит и общее "постарение" туризма - отмечаемого социологами увеличения среди путешествующих людей старше 50 лет. По результатам анкетного опроса в 1977-1978 гг. оказалось, что среди участников плановых путешествий в летнее время 8,6% составляют туристы в возрасте 50-59 лет и 3,4% - 60 лет и старше.
В связи с этим значительно чаще, чем в путешествиях с активными способами передвижения (прежде всего потому, что сами больные и пожилые люди не решаются на участие в них), заболевания поражают пассивно отдыхающих на турбазах и пользующихся услугами экскур-сионно-транспортного туризма. Однако рост случаев тяжелых заболеваний среди них значительно опережают темпы постарения среднего путешественника: доля умерших от болезней во время пассивного пребывания на турбазе или участия в экскурсии от общего числа умерших на плановых туристских маршрутах в 1968-1969 гг. составила 11%, в 1978-1981 гг. - 23%.
С одной стдроны, это сигнализирует о недостаточном медицинском контроле за туристами, об использовании туристских учреждений не по назначению, т.е. направлении туда людей больных и в возрасте - тех, кому более подходят санаторно-курортные условия отдыха. С другой стороны, приведенные цифры лишний раз подтверждают расчеты медиков о том, что для городских жителей в возрасте 35-39 лет (для справки: 95% туристов - городские жители, а возраст 30-39 лет - один из самых активных для занятий туризмом, на этот возраст приходится 26% туристов) число смертей от инфаркта миокарда каждые пять лет увеличивается в среднем на 30%, а ведь по данным Всемирной организации здравоохранения в экономически развитых странах в 46,2% случаев смерть связана именно с сердечно-сосудистыми заболеваниями (для сравнения: от рака умирает "только" 17,7%).
Поэтому не следует удивляться, что и на туристских маршрутах все чаще отмечаются случаи сердечных приступов, которые, вероятно, рано или поздно произошли бы у больных людей, а в условиях путешествия оказались спровоцированы непривычными условиями, нагрузками или неправильным поведением самого путешественника.
Вторую группу людей, которым противопоказан активный туризм, составляют лица с различными изъянами органов чувств.
Частичная потеря зрения или ослабление слуха устойчиво повышают подверженность опасности несчастного случая.
Подобные дефекты имеют различную степень развития и по-разному влияют на вероятность травматизма. Но даже незначительное ослабление остроты зрения или слуха может существенно ослабить безопасность прохождения маршрута, особенно если путешественник не осознает или скрывает свой недостаток, а товарищи, не зная о нем, не предпринимают мер подстраховки. Практика насчитывает немало случаев, когда такие туристы теряли ориентировку, отставали от группы и становились жертвами камнепадов, срывов, оверкилей, поскольку физически не могли увидеть или услышать сигнала опасности, вовремя заметить препятствие. Не всегда и руководители групп принимают во внимание, что участники путешествия могут иметь скрытые дефекты зрения, дефекты, не
настолько сильные, чтобы носить очки, но в условиях недостаточного освещения делающие туристов полуслепыми.
Значительно меньше подвергается риску тот, кто осознает свой недостаток и пытается доступными ему средствами преодолеть его, компенсировать за счет обострения других чувств, повышенного внимания, тщательной отработки туристской техники. Примером тому могут служить туристские группы глухонемых, совершающие походы высоких степеней сложности. Поэтому нельзя категорично считать, что глухота является непреодолимым препятствием для занятий туризмом. По данным одного обследования, процент дорожно-транспортных аварий с несчастными случаями составил для глухих водителей всего 0,14% по сравнению со средней цифрой для всех водителей в 3,9%.
Однако нельзя забывать, что в условиях сложного путешествия, как ни велики компенсационные возможности человека, иногда трудно предусмотреть, не приведет ли их развитие к урону с неожиданной стороны. Так, у людей с одним зрячим глазом столкновения наиболее часто происходят со стороны здорового глаза.
Третью группу лиц, предрасположенных к травматизму, составляют те, у которых имеются определенные функциональные нарушения связи между сенсорными - "чувствующими" и двигательными центрами и нарушения координации движений.
Путешественник с такими недостатками нормально воспринимает внешние сигналы, в том числе сигналы об опасности, но не может достаточно быстро и точно реагировать на них. Запаздывающая и неточная реакция, несогласованность и неуверенность движений или излишняя суетливость значительно увеличивают личный риск туриста: ему нужно больше времени, чтобы начать тормозить при падении на снежном склоне, он пропустит драгоценные доли секунды, необходимые на маневр лодки перед препятствием на реке, наконец, он вероятнее, чем кто-либо другой, может повредить себе топором руку или ногу при обычной заготовке дров.
Указанная опасность, к сожалению, обычно принимается за временный недостаток, характеризующий необученного, малоопытного и нетренированного туриста. Конечно, "симптомы" здесь близки. Да и "лекарства" те же - постепенная отработка нужных навыков, выработка автоматизма движений. Дальше, однако, сходст-
во не распространяется. Турист-новичок без отклонений в нервной системе со временем становится и опытным и тренированным, а человек с нарушениями согласованности между сенсорными и моторными процессами или с дефектами движений лишь в какой-то степени приспособляется к условиям путешествия, но остается более других подвержен опасности.
Кстати, многие исследователи, занимающиеся изучением причин аварийности на производстве и транспорте, считают, что именно нарушения связи между органами чувств и двигательными центрами играют главную роль в возникновении большинства несчастных случаев.
Значительно снижает психологическую готовность противостоять опасности неуравновешенность протекания эмоциональных процессов у отдельных людей.
Неуравновешенность эмоциональных процессов выражается в чрезмерно острой реакции на раздражители, в необдуманности поступков и поспешности их выполнения, в неожиданной смене радости и печали, подъема и упадка настроения. Такая неустойчивость одних легко передается в замкнутом коллективе другим. Даже небольшой раздор или конфликт в группе, допущенная кем-то несправедливость или обида на товарищей вызывают рассеянность, беспокойство, взвинченность и как следствие нарушают внимание, координацию, затушевывают восприятие надвигающейся опасности.
Однако не только отрицательные эмоции чреваты неприятными последствиями. Скорее наоборот, как это ни покажется странным на первый взгляд: именно сильные радостные переживания от общения с живописной природой, хорошими друзьями, от успешного преодоления походных трудностей часто предшествуют травматизму. Объясняется это просто - занятие туризмом само по себе настолько интересно, что дает больше поводов для радости, чем для уныния. Иной человек с повышенной эмоциональной неустойчивостью психики, оторвавшийся на время отпуска, каникул или в выходной день от четкого трудового режима и иривычной житейской обстановки, просто не может справиться с захлестывающими его положительными эмоциями.
Такая активность, если ее не контролировать и не направлять по разумному пути, не всегда прекращается с иссяканием энергии или ограниченностью времени. Подвернутые ноги, растянутые суставы, разбитые носы - распространенный финал безобидных забав, вызванных жизнерадостным мироощущением. А при наличии потенциально опасных предметов или занятий не исключены тяжелые травмы, связанные, например, в походах выходного дня с играми на воде, с забавами огнем или острыми предметами.
Особое место занимают подобные травмы у юных туристов. Однако импульсивность, недостаточно развитое торможение, малый жизненный опыт, слабая самокритичность и другие возрастные особенности несовершеннолетних опасны не сами по себе. Лишь игнорирование этих особенностей со стороны организаторов и руководителей путешествий приводит к тому, что подростки в порыве энтузиазма поднимают непосильные тяжести, легко увлекаются чрезмерно высоким темпом, на привалах затевают шалости и борьбу с применением подножек и других небезопасных приемов. Специалисты считают, что до 1 /4 всех случаев школьного травматизма от падений происходит именно в результате подножек *.
В более сложных путешествиях отрицательный эффект положительных эмоций у некоторых проявляется в ощущении окрыленности и веры в неограниченность своих сил, которое возникает после преодоления очередного препятствия, например перевала. Точнее - кажущегося преодоления. Достигнув кульминационной точки подъема, неуравновешенный человек, даже отлично знающий, что спуск в горах опаснее подъема, может под влиянием эмоционального переживания потерять бдительность и совершить опасные ошибки. Поэтому для обеспечения безопасности очень важно уметь сохранять самообладание и сознательно упорядочивать течение эмоциональных процессов.
Много ли несчастий приносит повышенная подверженность опасности отдельных лиц, определить трудно, поскольку это качество не всегда очевидно для окружающих, а его носитель, как правило, не осознает своей "виновности". Трудно и потому, что в ряде несчастных случаев можно предполагать (из-за явной нелепости поведения людей) наличие какого-то отклонения в состоянии здоровья пострадавших. Если же брать за основу только количество известных тяжелых несчастных случаев, которым предшествовали скрытая серьезная болезнь или явный физический недостаток у пострадав-
шего, то они, по данным за 1978-1981 гг., составят около 8% общего числа тяжелых травм.
Основными путями снижения травматизма, связанного с повышенной личной подверженностью опасности, можно считать усиление медицинского контроля за отправляющимися в серьезное путешествие и улучшение проверки (нужна специальная форма испытания) их всесторонней готовности к перенесению походных тягот.
Вопрос стоит не о проведении обязательных тестов для тех, кто желает заниматься туризмом (помимо прочего, сейчас нет ни точного перечня качеств, которыми должен обладать каждый специализирующийся в том или ином виде туризма, ни конкретной методики испытания), а о запрещении участия в походах с повышенным риском людям, имеющим большую, чем у других, подверженность опасности.
Постепенность и последовательность в усложнении маршрутов, заложенная в основу правил организации самодеятельных туристских путешествий, во многом позволяют решить задачу безопасности, так как за время, необходимое на приобретение опыта в сравнительно легких маршрутах, путешественник находится на глазах товарищей, туристской секции, маршрутно-квалифика-ционной комиссии, коллектива физкультуры. Они и определяют его персональную пригодность к походам повышенной сложности. К сожалению, формальное право туриста на участие в походе определенной категории сложности иногда признается достаточным для включения его в группу, отправляющуюся по весьма рискованному маршруту, куда по личным качествам этому человеку идти, безусловно, не следовало бы.
О роли утомления. Его влияние - временный фактор, который лишь периодически повышает подверженность туриста опасности. Однако при длительном переутомлении возможно появление остаточных, хронических отклонений от нормы, и тогда вероятны серьезные нарушения безопасности путешествия.
В количественных показателях учесть утомление как причину травматизма нелегко. С одной стороны, с утомлением туристы часто путают его легкую форму - усталость, а с другой, притерпевшись к перегрузкам, они не замечают утомления там, где оно есть и в тяжелой стадии. Предварительно можно считать, что как одна из причин тяжелых травм утомление фигурирует по крайней мере в J/4 несчастных случаев на маршрутах.

В походных условиях каждый человек может рано или поздно почувствовать утомление. Оно приводит к замедлению реакций, к появлению ошибочных действий или (в наиболее легком случае) к необходимости дополнительного внимания и контроля за своими действиями, которые раньше выполнялись как бы автоматически (например, действия гребью на плоту или выдача веревки на страховке). В необходимости дополнительного напряжения мозговой системы и кроется одна из опасностей утомления. Отвлекаясь на лишние усилия для контроля за "механической" деятельностью, турист ослабляет бдительность. Его готовность к экстренному действию резко падает.
Утомление существенно снижает внимание. Усталый человек может сосредоточиться в течение лишь незначительного времени, а периоды расслабления у него затягиваются. Сильнее на него воздействуют и факторы, непроизвольно отвлекающие внимание.
Прохождение во второй половине дня трудных участков совпадает с кульминацией утомления туристов, когда проявляются наиболее выраженные изменения в функциях усталого человека - ухудшение восприимчивости к внешним раздражителям и способности концентрировать внимание, замедленное мышление, эмоциональная неустойчивость, понижение координации и силы движений. Не случайно на послеполуденные часы приходится более
50% среднесуточной "нормы" травм, хотя собственно ходовое время в этот период дня ограниченно.
Для успешной борьбы с утомлением надо знать его причины. Основные из них - малая тренированность участников путешествия, непосильный маршрут, чересчур напряженный график движения, ухудшение погоды. Способствуют быстрому утомлению несвоевременное и недостаточное питание, недосыпание, нарушение режима дня, особенно поздние подъемы и движение, в темноте. Помимо излишнего напряжения зрения, замедления ска-' рости и усиления монотонности движения, такое нарушение режима неминуемо ломает ритм биологической активности отдыха человека, связанный с чередованием дня и ночи, что, в свою очередь, также усиливает утомление.
Утомлению, значительно повышающему подверженность опасности несчастного случая, предшествует ощущение усталости. Руководитель группы не должен пренебрегать этим естественным сигналом, а обязан принять предупредительные меры для уменьшения утомления: остановить группу на внеплановый отдых, организовать прием легкоусваиваемой и витаминизированной пищи (например, глюкозы с витамином С).
Если позволяют условия безопасности, целесообразно изменить темп или линию движения, отвлечь людей пением, интересным разговором, т.е. постараться уменьшить монотонность пути. Поэтому профессиональная пригодность инструктора на плановом маршруте должна определяться также умением снимать усталость с туристов-новичков, умением правильно занять их по возможности активными действиями на малом привале, не превращая его в пассивный расслабляющий отдых, после которого требуется время на мобилизацию сил.

 

 

Опасность неопытности

 

Мудрость есть дочь опыта.
Леонардо да Винчи

 

Неопытность туристов включаете себя недостаточную общую и специальную физическую подготовку, отсутствие четкости и. координированное™ движений, походных умений и навыков, сноровки в полевых работах, слабое представление о возможных опасностях. Иными словами, при неопытности отсутствие практического опыта сочетается с теоретической безграмотностью и слабым тактическим мышлением.
Неопытность может привести к несчастью даже в условиях самого простого похода.
Так, по данным за четыре года, 84% тяжелых травм приходится на новичков и значкистов "Турист СССР", 13% - на путешественников III и II разрядов, 3% - на перворазрядников, кандидатов в мастера и мастеров спорта по туризму (при удельном весе этих групп в туризме, по данным о подготовке туристов за год, соответственно 94,4; 5,2 и 0,4%). Анализируя эти цифры, надо помнить, что здесь еще не учтены легкие травмы - наиболее массовые именно у начинающих туристов, а также то, что у разрядников и мастеров по сравнению с новичками всегда имеется повышенный уровень сложности путешествий и объективно более опасные препятствия на маршрутах.
Высокое число несчастных случаев с неопытными людьми характерно, конечно, не только для туризма.
Так, по данным Центрального института травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения СССР , в целом для спортсменов различной специализации характерно, что из получивших спортивную травму мастера спорта составляют 3,7%, перворазрядники - 7,8%, спортсмены II и III разрядов - 52,5% и новички - 36%.
Что дает опыт путешественнику? Во-первых, опыт предупреждает, в общем-то, вполне понятные ошибки плохо подготовленных, мало знающих, неумелых людей, еще не научившихся приспосабливаться ко всем требованиям походной обстановки; во-вторых, он позволяет избегать ошибок из-за неуверенности, ощущения тревоги, чувства страха за возможную оплошность. Такую неуверенность новички порой пытаются подавить решительностью действий или даже игнорированием установленных мер безопасности, что лишь осложняет положение.
Опыт позволяет уверенно чувствовать себя в походной обстановке при неблагоприятном воздействии окружающей среды (холод, ветер, недостаток кислорода), знать, когда на них можно не обращать внимания, и, следовательно, экономить расход нервной энергии.
Опытный путешественник движется, ориентируется, преодолевает препятствия, так сказать, автоматически и с наименьшей затратой сил, в результате чего на одном и том же маршруте имеет в запасе значительно больше энергии, чем его менее подготовленный товарищ, и больше защищен от возможной опасности.
Меньшая подверженность травматизму у опытного туриста объясняется и иной по сравнению с новичком степенью концентрации внимания (под последним понимается готовность реагировать на внешний раздражитель на маршруте). Он может одновременно легко воспринимать как собственные поступки, так и окружающую обстановку и действовать в зависимости от ситуации.
Внимание же новичка, особенно при прохождении участков повышенной сложности или ухудшении погоды, оказывается зачастую рассеянным. У него обостряется непроизвольное внимание, которое привлекают интенсивные внешние воздействия на маршруте, например грохот лавины, удары ветра, блеск молнии. В этих случаях снижается концентрация произвольного внимания - наиболее важного в подобных условиях (например, по отношению к звуковому сигналу руководителя, отмашке с идущего впереди судна, легкому дрожанию веревки, которой осуществляется страховка товарища на скальном участке).
Как правило, внешние отвлекающие факторы (к примеру, посторонний разговор в группе) легко разрушают устойчивость произвольного внимания новичка и вызывают временное торможение реакции на действительно нужный сигнал, что ведет к бездействию или неправильному действию, способствующему возникновению несчастного случая.
Для выработки устойчивого произвольного внимания желательны специальные учебные занятия с начинающими туристами. Одновременно нельзя забывать и о поддержании высокой сознательной дисциплины в группах, исключающей лишний шум, суетливость, неорганизованность на маршруте.
Одним из возможных видов тренировки внимания могут быть занятия на развитие наблюдательности. Обучаемым дают задание наблюдать за окружающей природой и ведут их по короткому (3-5 км), но достаточно сложному маршруту, проходящему по пересеченной местности. Затем руководитель задает несколько неожиданных вопросов (какие породы деревьев или следы каких животных встречались на маршруте, сколько раз маршрут пересекал тропы, в какую сторону дул ветер) и предлагает нарисовать кроки местности вдоль маршрута. На письменный ответ отводится ограниченное время (5-8 минут). Вопросы могут носить более специальный характер и требовать внимания к более узкому кругу объектов, что должно быть сообщено тренером перед занятием. Для усложнения тренировки маршрут проходят в быстром темпе или с тяжелыми рюкзаками.
Подобный способ выработки концентрации внимания потребует от новичков значительного напряжения и усилий, особенно при введении каких-либо искусственных помех, но при регулярном применении, вероятно, может послужить достаточно эффективным средством обучения туристов правильному распределению своего внимания и поможет снизить их подверженность опасности.
Вместе с тем нельзя забывать о реальных способностях человека: опыт показывает, что одновременно наблюдать более чем за 2-3 объектами в туризме практически невозможно. Если с высокой степенью напряжения следить даже только за одним объектом (например, находясь на страховке), то уже через 15-20 минут, как правило, ослабляется внимание и одновременно повышается чувствительность к отвлекающим факторам. В таких случаях приходится часто менять наблюдателя, работать с дублером или чередовать объекты наблюдений между туристами, потому что сознательное переключение внимания всегда требует меньшего напряжения, чем его длительная концентрация.
Кстати, еще одно преимущество опытного туриста перед неопытным - умение при необходимости собрать свое внимание "в кулак", а когда нужно - ослабить его и создать паузу для отдыха. Важно знать, когда и где допустимо переключать свое внимание. Опытный турист может порой и на сложном участке одновременно делать два дела - одно, связанное с преодолением препятствия, а второе, наоборот, отвлекающее от него. И не всегда последнее будет помехой в основной деятельности. Пока отвлекающие действия - будь то воспоминания, разговоры, песня - не вызывают торможения нервных центров, обслуживающих основную работу туриста, их влияние может быть только положительным. Ведь эти посторонние дела снимают монотонность нагрузки (например, однообразное движение под рюкзаком), выступают в качестве внутреннего возбуждающего фактора и тем самым положительно воздействуют на работоспособность путешественника, не ослабляя его внимания к обеспечению безопасности.
Определение конкретной значимости в несчастных случаях факторов, которые слагают понятие "неопытность", затруднено тем, что они, как правило, бывают тесно переплетены: низкой физической подготовке обычно сопутствует техническая неграмотность, незнанию опасности и способов защиты от них - тактическая беспомощность. В целом же главные причины травматизма кроются в недостаточной технической и тактической подготовке туристов. Она вызывает почти половину всех случаев тяжелых травм на маршрутах. Недостаточная физическая подготовка характерна для 30% подобных травм.
Незнание технических приемов или неправильное их исполнение из-за слабого владения арсеналом технических средств опасно в большом и малом.
Неумение правильно, в соответствии со скоростью и мощностью потока, характером препятствий, их сложностью и опасностью, техническими данными плавсредств, управлять байдаркой, лодкой, понтоном, плотом, отсутствие практических навыков пользования ледорубом, веревкой, кошками, крючьями и передвижения по различным формам скального и снежно-ледового рельефа, незнание приемов переправы через реку, организации вынужденного аварийного бивака, разжигания костра без спичек - все это и многие другие просчеты в овладении нужными туристу навыками и умениями могут легко стать причиной несчастного случая.
Взять, например, падения. Туристы (как и другие спортсмены) при падении должны автоматически принимать необходимую стойку и так сгруппировывать свое тело, чтобы не получить серьезной травмы. А о распространении таких травм говорит факт, что, по данным скорой медицинской помощи Москвы, 71% всех несчастных случаев на улицах города связан с падениями, не зависящими от транспорта.
Неумение применить технический прием в туризме может привести к несчастному случаю, как говорят, "на ровном месте". Такие происшествия нередко свидетельствуют о плохой физической подготовке и незнании элементарных мер безопасности.
Примером может служить тяжелая травма (перелом позвоночника) , полученная одной из обучавшихся на семинаре по подготовке общественных инструкторов туризма в Калининской области. На утренней зарядке две девушки выполняли парное упражнение: стоя спиной друг к другу и сцепившись сзади руками, делали поочередные подъемы партнера при наклоне вперед. Одна из девушек потеряла равновесие и," падая, увлекла за собой подругу, которая ударилась головой о землю.
Чтобы избежать подобного, в процессе практического обучения надо изучить 2-3 стандартных положения правильного падения. Так, если турист поскользнулся и падает на правый бок, то он должен быстро прижать к груди подбородок, согнуть колени, вытянуть руки вперед. При прикосновении к земле перенести тяжесть тела на правую ягодицу, сделать перекат к правой лопатке и по возможности сильнее ударить по земле вытянутой правой рукой. При падении назад надо также быстро сгруппироваться - согнуть колени и подобрать подбородок к груди, а опустившись на ягодицы, согнуться в спине и сделать плавный перекат назад. Разучивать эти положения лучше всего в составе группы на пляже или лужайке с густым травостоем.
Техническая и организационная подготовка не может гарантировать безопасности, если путешественники пренебрегли тактической подготовкой. Любое серьезное упущение в тактических знаниях, т.е. в разработке плана похода, его графика, в выборе правильной линии движения на местности, резко повышает возможность несчастного случая.
Начинаются тактические ошибки обычно с н е п р а-~ в ильной разработки маршрута. По крайней мере в актах о несчастных случаях они, как одни из предпосылок происшествий, фигурируют в 20% тяжелого травматизма. Здесь и нарушения требований о постепенности усложнения препятствий (маршрут начинается сразу со сложных участков, на первые дни планируется резкий набор высоты, протяженные и тяжелые переходы) , и отсутствие учета климатических факторов (путешествие приходится на неблагоприятный сезон, период сильных встречных ветров, наибольшего количества осадков, низких температур), и отсутствие заранее разработанных запасных вариантов движения на случай резкого ухудшения погоды или болезни туристов.
Обычно указанные просчеты сочетаются (и во многом определяются) с недостаточным знанием района будущего маршрута. Неопытность туристов проявляется в том, что они не вникают (по имеющейся специальной литературе, отчетам своих предшественников, другим источникам) во многие частности и тонкости, а иногда и основные проблемы предстоящего им путешествия. В результате ошибки в подборе снаряжения и продуктов питания, в определении оптимальных путей подъезда и отъезда с маршрута, в расчетах проходимости различных участков, километраже, дневных переходов, ходового времени. Наиболее тревожно, когда так же поверхностны бьшают знания об опасных местах и специфических опасных условиях путешествия в новом районе, что лишает туристов возможности заранее подготовиться к встрече с ними.
Зимой 1963 г. пять врачей и студентов московских медицинских вузов отправились от станции Сивая Маска (Коми АССР) в сторону хребтов Полярного Урала. К путешествию была проделана солидная техническая подготовка: специально сконструированы палатки, печь, взяты нарты с оленьими шкурами, которые должны были заменить на ночлеге в палатке пол и спальные мешки. Однако тактически медики к походу были не готовы и, зная, что их не выпуст



2015-12-04 379 Обсуждений (0)
Виновато ли снаряжение? 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виновато ли снаряжение? 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)