Структурно-содержательный тест для повторения и задания
Структурно-содержательный тест для повторения и задания К разделу 1 1.1. Ключевым понятиям предмета курса «Концепции современного естествознания», указанным в левой колонке, подберите соответствующие им определения, приведенные в правой колонке.
1.2. Ключевым понятиям интеллектуальной культуры личности, указанным в левой колонке, подберите соответствующие им краткие характеристики, приведенные в правой колонке.
1.3. Все сегменты интеллектуальной сферы культуры опираются на кооперативное взаимодействие «знания» и «рациональности в действии». Сегментам интеллектуальной культуры, указанным в левой колонке, подберите краткие характеристики их совокупного исторического объема знаний, приведенные в правой колонке.
1.4 Ключевые понятия научного метода, указанные ниже, сгруппируйте на две группы эмпирических (1) и теоретических (2) методов.
А. Наблюдение. Б. Абстрагирование. В. Анализ. Г. Сравнение. Д. Конкретизация. Е. Индукция. Ж. Дедукция. З. Обобщение. И. Синтез. К.Эмпирическое моделирование. Л. Идеализация. М. Формализация. Н.Теоретическое моделирование. О. Описание. П. Измерение. Р. Эксперимент. С. Систематизация.
1.5 Основным моделям развития науки в ХХ веке, указанным в левой колонке, поставьте в соответствии их краткие характеристики, приведенные в правой колонке.
1.6. Циклу, как основе всего мироздания, поставьте в соответствующую последовательность основные этапы цикла, указанные ниже:
А. Эволюция Б. Катастрофа В. Кризис Г. Переходные состояния к новому этапу эволюции
1.7 В общей периодизации истории естествознания поставьте в соответствие эпохи естествознания, указанные в левой колонке, их временным периодам (интервалам), приведенным в правой колонке.
1.8 Эпохам натурфилософии (1) и средневековой схоластики, включая и ранний Ренессанс (2), поставьте в соответствие основные концептуальные программы естествознания данных эпох, приведенные ниже:
А. Субстанциональная концептуальная программа первоначал мира. Б. Концептуальная программа схоластического антропоцентризма. В. Корпускулярная (атомистическая) концептуальная программа. Г. Концепция «любовного» (эмпирического) познания Природы как познания божественного творения Мира. Д. Континуалистская концептуальная научная программа. Е. Концепция «натуральной магии» («Фаустовский факел» Ренессанса). Ж. Геоцентрическая картина Мира.
1.9 Эпохам механистического естествознания (1) и эволюционных идей в естествознании (2) поставьте в соответствие основные концептуальные программы естествознания данных эпох, приведенные ниже: А. Гелиоцентрическая картина мира и концепция множественности миров. Б. Становление механистической физической исследовательской программы и на ее основе классического естествознания. В. Концептуальная программа взаимодействия природных катастроф и геологического эволюционизма. Г. Концептуальная научная программа биологической эволюции особей (организмов) и их видов. Д. Концепция химического элемента и становление учения о составе химических соединений. Е. Концепция бинарной биологической номенклатуры в терминах рода и вида. Принцип иерархического соподчинения таксонов. Ж. Развитие учения о составе химических соединений на основе концепции атомно-молекулярного строения вещества. З. Концепция клеточного строения организмов и растений. И. Концептуальная научная программа равновесной термодинамики. К. Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. Л. Становление структурной химии.
1.10 Эпохам зарождения неклассического естествознания (1) и современного естествознания (2) поставьте в соответствие основные концептуальные программы физики данных эпох, приведенные ниже: А. Континуальная (полевая) концепция классической электродинамики. Б. Концепция статистической физики. В. Концепция корпускулярно-волнового дуализма микрочастиц (материи). Г. Становление релятивистской исследовательской физической программы в рамках специальной теории относительности. Д. Развитие релятивистской исследовательской физической программы и включение в программу общей теории относительности. Е. Квантовая концепция электромагнитного излучения и поглощения. Квантовая (квазиклассическая) теория атома. Ж. Становление и развитие квантово-полевой исследовательской физической программы. З. Становление и развитие современной физической исследовательской программы - единой теории поля. И. Космологическая теория «Большого взрыва». Космоцентрическая картина мира.
1.11. Эпохам зарождения неклассического естествознания (1) и современного естествознания (2) поставьте в соответствие основные концептуальные программы химии данных эпох, приведенные ниже: А.Концепция термодинамической химии. Б. Развитие учения о составе на основе Периодического закона химических элементов. В. Электронная теория химических связей и развитие на ее основе учения о составе, структурной химии и физики твердого тела. Г. Современная физико-химическая концепция химических процессов. Д. Современная химическая исследовательская программа - эволюционная химия.
1.12. Эпохам зарождения неклассического естествознания (1) и современного естествознания (2) поставьте в соответствие основные концептуальные программы биологии данных эпох, приведенные ниже: А. Становление учения о высшей нервной деятельности. Б. Генетическая концептуальная программа концепций наследственности и изменчивости, и ее синтез с молекулярной и теоретической биологией. В. Синтетическая теория эволюции в биологии. Г. Концепция биосферы и ноосферы. 1.13. Основным сегментам сферы Мира (Универсума), указанным в левой колонке, подберите соответствующие им определения (краткие характеристики), приведенные в правой колонке.
1.14. Основным (интегрирующим) понятиям общего естествознания, указанным в левой колонке, поставьте в соответствие их краткие определения, приведенные в правой колонке.
1.15. В рамках трансдисциплинарного подхода к общему естествознанию выделяют классическую (1), неклассическую (2) и постнеклассическую (3) стратегии естественнонаучного мышления (КСЕМ. НСЕМ и ПСЕМ). Поставьте в соответствие отмеченным выше стратегиям их основные идеи, приведенные ниже: А. В природе нет случайности; представления о вероятности того или иного события принципиально вторичны. Б. Случайность – фундаментальное свойство природы; необходим вероятностный прогноз результатов измерения. В. В основе лежит основополагающая концепция коэволюции (совместной эволюции) природных систем, опирающиеся на понятия: системность, самоорганизация, историчность и глобальный эволюционизм. Г. В логической цепи мышления применяется схема выбора: «или – или» и детерминированная причинно-следственная связь (Лапласовский детерминизм). Д. В логической цепи мышления применяется схема совмещения: «и – и» и вероятностный детерминизм причинно–следственных связей (флуктуационная модель неклассического естествознания Бора – Гейзенберга). Е. Воздействие на объект со стороны окружения является флуктуационно-неконтролируемым; вводится понятие состояния включающего в себя и объект и окружение, в том числе и исследователя. Ж. В основе лежат теории порядка и хаоса, прежде всего синергетика, включая неравновесную термодинамику и нелинейную динамику, а также теория информации и эволюционная необратимость времени. З. Воздействие на объект со стороны окружения является контролируемым; понятие состояния носит формальный характер, так как возможно рассмотрение отдельных элементов: объекта, окружения и системы: исследователь + прибор. Естествоиспытателю принципиально доступно и подвластно все в изучаемых системах или структурах.
1.16. В рамках концепции моделирования в общем естествознании поставьте в соответствие идеальным (1) и материальным (2) моделям их краткие характеристики, приведенные ниже: А. Могут быть описательными, абстрактными и математическими. Математический формализм придает модели эвристический характер. Б. Используются в натурном эксперименте, с помощью которого исследователь задает конкретные вопросы природе и ее конкретным проявлениям. Примечание: В виртуальном (компьютерном) эксперименте в определенной степени проявляется пересечение идеальных и материальных моделей.
1.17. В рамках концепции экспериментальной достоверности эволюционно – диалектически (исторически) развивалась концепция измерения в общем естествознании на основе классической (1), неклассической (2) и постнеклассической (3) стратегий естественнонаучного мышления (КСЕМ, НСЕМ и ПСЕМ). Приведите в соответствие с отмеченными выше стратегиями концепции измерения, приведенные ниже: А. Прибор как канал связи между исследователем и объектом не считается «идеальным», он перестает быть абсолютно прозрачным каналом связи между исследователем и объектом, в нем как бы случайно происходит потеря части истинной информации. Необходим дополнительный поиск корреляционных соотношений между флуктуациями (погрешностями, неопределенностями) возникающими как в процессе измерения, так и реально существующими в природе. Б. Прибор как канал связи между исследователем и объектом считается «идеальным» с точки зрения передачи информации о характеристиках объекта без искажений. В. Во многих эволюционных моделях, опирающихся на длительное время эволюции природных систем, их экспериментальная проверка с трудом поддается строгой интерпретации, так как время жизни исследователей – это мгновение (только точка) на эволюционной «стреле времени». Примечание: В НСЕМ особое значение приобрело осознание важности интерпретации результатов эксперимента, вплоть до осознания относительности нашего познания к средствам эксперимента. Вообще для НСЕМ и особенно для ПСЕМ характерна точка зрения, что конструктивно – теоретическая модель зачастую задает и характер ее экспериментальной проверки. Структурно-содержательный тест для повторения и задания к разделу 2.
2.1. Основным естественным наукам, указанным в левой колонке, подберите соответствующие им определения, приведённые в правой колонке.
2.2. Структурным уровням материи в рамках современной физики, указанным в левой колонке, подберите их краткие описания, приведённые в правой колонке.
2.3. Основным структурным уровням материи, указанным в левой колонке, поставьте в соответствие объекты мира (от большего к меньшему), приведённые в средней колонке. Соответствующие последовательности объектов указаны в правой колонке.
2.4. Фундаментальным физическим взаимодействиям, указанным в левой колонке подберите соответствующие им описания, приведённые в правой колонке.
Примечание. Все известные фундаментальные взаимодействия в настоящее время считаются проявлением единого фундаментального взаимодействия. Такой подход задаёт современная физическая исследовательская программа – единая теория поля. Уже имеются отдельные фрагменты единой теории, а также теории объединения ряда фундаментальных взаимодействий, в частности, электромагнитного и слабого, и Великого объединения электромагнитного, слабого и сильного взаимодействий. Объединение всех фундаментальных взаимодействий основано на том, что различия между ними проявляются только при малых энергиях; при больших энергиях они объединяются в единое взаимодействие: электромагнитное и слабое взаимодействия объединяются при энергиях порядка Гэв, что соответствует температуре ; электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия объединяются при энергиях порядка Гэв, что соответствует температуре ; все виды взаимодействий, вероятно, объединяются при энергиях порядка Гэв, что соответствует температуре (такие условия соответствуют ранней стадии возникновения Вселенной в стандартной теории «Большого взрыва»).
2.5. Среди фундаментальных («истинно элементарных») микрочастиц, указанных в правой колонке, выберите частицы, относящиеся к соответствующим классам элементарных частиц, из приведённых в левой колонке.
2.6. Принципам относительности и дополняющим их постулатам, указанным в правой колонке, поставьте в соответствии физические теории, указанные в левой колонке.
2.7. Основным свойствам пространства в механистической физической исследовательской программе, указанным в левой колонке, подберите соответствующие им определения, приведённые в правой колонке.
2.8. Основным свойствам времени в механистической физической исследовательской программе, указанным в левой колонке, подберите соответствующие им определения, приведённые в правой колонке.
Примечание. Из основных свойств пространства и времени в механистической физической исследовательской программе следует, что пространственные и временные отношения в мире событий при малых скоростях ( << ) во всех ИСО описываются одинаково.
2.9. Из теоремы А. Нётер, утвердившей трансдисциплинарную роль принципа симметрии, следует, что если некоторая система инвариантна (симметрична) относительно некоторого глобального преобразования, то для неё существует определённая сохраняющаяся величина. Каждому свойству симметрии пространства и времени, указанному в левой колонке, подберите соответствующий ему закон сохранения физической величины в модели изолированной (замкнутой) системы тел.
2.10. Исходя из концепции единства (целостности) пространственно-временных отношений в природе теориям относительности, указанным в левой колонке, подберите соответствующие пространственно-временные представления, приведённые в правой колонке, которые способствовали становлению релятивистской физической исследовательской программы.
2.11. Релятивистская физическая исследовательская программа не только ковариантно расширяет принцип относительности, но также и принцип симметрии. В рамках принципа симметрии его основным понятиям, указанным в левой колонке, поставьте в соответствие их проявления в природе, приведённые в правой колонке.
2.12. Среди приведённых ниже формул для фундаментальных характеристик объекта отберите формулы, полученные в рамках специальной теории относительности (СТО): А. . Б. . В. . Г. . Д. . Е. . Ж. . З. . 2.13. В квантово-полевой физической исследовательской программе широко используется концепция корпускулярно волнового дуализма микрочастиц (материи). Исходя из этой концепции, выделите корпускулярные (1) и волновые (2) характеристики в формулах М. Планка и Л. де-Бройля: ; . А. Длина волны . Б. Энергия . В. Импульс . Г. Циклическая частота .
2.14. Среди различных способов задания состояния частицы, приведённых ниже, отберите характерные для задания микросостояния в квантовой механике, явившей основой создания неклассического естествознания. А. Состояние частицы задаётся в рамках контролируемого воздействия со стороны окружения и для одномерного движения в каждый момент времени задаётся двумя физическими величинами: координатой частицы и её импульсом . Б. Состояние частицы включает в себя как характеристики частицы, так и окружения. Состояние микрочастицы задаётся волновой функцией (функцией состояния) , которая является комплексной величиной, определяемой во всех точках пространства и в каждый момент времени. В. Воздействие на частицу со стороны окружения неконтролируемо, что проявляется в случае одномерного движения в соотношении неопределённостей для координаты и проекции скорости , и понятие траектории теряет смысл. Г. Уравнение движения частицы задаётся вторым законом Ньютона: . Д. Движение частицы носит стохастический характер и подчиняется статистическим закономерностям. Уравнением движения частицы в силовом поле является волновое уравнение Шрёдингера: , где - оператор Гамильтона (оператор энергии): - энергия микрочастицы. Е. Квадрат модуля волновой функции в случае одномерного движения задаёт плотность вероятности нахождения частицы в промежутке между точками и в момент времени : . Примечание. Решение уравнения Шрёдингера задаёт одну из основных идей квантовой механики и всего неклассического естествознания: «Всё: материя, энергия, квантовые характеристики – выступают дискретными величинами, и нельзя измерить ни одну из них, не изменив её». Из этой идеи следует фундаментальный характер постулатов Н. Бора и условий квантования характеристик микрочастиц.
2.15. Одному из постулатов Н. Бора, приведённых в левой колонке, поставьте в соответствие его аналитическое выражение, указанное в правой колонке.
2.16. Квантовым числам, указанным в левой колонке, подберите соответствующие условия квантования характеристик микрочастицы, приведенные в правой колонке.
2.17. В рамках принципа суперпозиции поставьте в соответствие аналитические формулы принципа суперпозиции, приведенные ниже, в классической (1) и квантовой (2) физики. А. . Б. . В. . Г. . Д. .
2.18. В рамках принципа тождественности одинаковых микрочастиц, классификации частиц на основе квантовых статистик, указанной в левой колонке, поставьте в соответствие свойства многочастичных волновых функций, приведенные в правой колонке.
2.19. В рамках концепции неконтролируемого воздействия, задавшей флуктуационную модель неклассического естествознания, аналитическим выражениям для корреляций между флуктуациями в микро- и макромире, указанным в левой колонке, поставьте в соответствие их физический смысл, сформулированный в правой колонке.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |