Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗПР церебрально-органического генеза



2015-12-04 483 Обсуждений (0)
ЗПР церебрально-органического генеза 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Этиология и патогенез
Патологии беременности и родов, инфекции, инток­сикации, травмы нервной системы в первые 3—4 года жизни. Возможна генетическая этиология (ор­ганические поражения ЦНС, ММД). 1-я группа (преобладание явлений органического инфантилизма) — негрубые церебрастенические, неврозоподобные нарушения, психомоторная воз­будимость, вегетативная неустойчивость. 2-я группа (преобладание нарушений познаватель­ной деятельности) — черты незрелости сочетаются с признаками повреждения нервной системы, орга­нический инфантилизм близок к психопатогенному синдрому. Грубые церебрастенические и неврозо­подобные расстройства, часто психопатоподобные, эпилептиформные и апатико-адинамические явле­ния. Наблюдаются явления очагового поражения нервной системы в виде гемисиндрома
Влияние социально-культурной среды
Социальный фактор в виде неблагоприят­ных условий воспитания в семье и детском саду еще более замедляет развитие за счет наслоения микросоциальной и педагогиче­ской запущенности, аномалия становится более стойкой и выраженной. Ситуация систематического неуспеха (в массовой школе, группе детского сада), отрицательно влияет на их дальнейшее ин­теллектуальное развитие, способствует де­формации личности: —заниженный уровень притязаний, изоля­ция в пределах класса из-за неуспеваемости; —недостаточность эмоциональных контак­тов и симпатий со сверстниками. Это порождает гиперкомпенсаторные реакции: фиксация на игре, нарушения поведения, избегание общения
Нарушения познавательного развития
Дефицитарность «предпосылок» мышления (память, внимание, переключаемость психических процессов, пространственность генеза). Нарушение школьных навыков из-за недоразвития зрительной и моторной функций, замедленности процессов приема и переработки сенсорной информации. Отставание в речевом развитии, трудности формирования навыков письма и чтения. Слабость логических форм мышления при большей сохранности наглядно-дей­ственных и наглядно-образных форм. Ослабленная умственная работоспособность, повышенная истощаемость. У детей 2-й группы более тяжелый интеллектуальный дефект: недоразвитие речи, низкие компенсаторные возможности; нарушено звено контроля и программирования. Несформированность академических знаний, умений и навыков
Нарушения эмоционально-волевой сферы. Неблагоприятные личностные характеристики
Незрелость эмоционально-волевой сферы (органический инфантилизм, но в эмоциях нет яркости и живости — примитивность эмоций). Преобладание эйфории и дисфории у детей с преобладанием эйфорического настроения, выражены импульсивность, психомоторная расторможенность, внешне имитирующая детскую жизнерадостность и непоседливость, характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. У детей с преобладанием пониженного на­строения характерна склонность к робости, страхам, что препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности, преобладают игровые интересы, но на заняти­ях они не нарушают дисциплины, тяжело пе­реживают школьную несостоятельность. У детей 1-й группы — выраженная психо­моторная возбудимость, легкие неврозопо­добные явления. У детей 2-й группы — расторможенность, агрессивность, повышенные влечения или робость, проявления пассивности
Поведение во время обследования
У детей с преобладанием органического инфантилизма — инфантильные черты внешности и телосложения. В зависимости от преобладающего фона настроения проявления различны: импульсивны, расторможены, жизнерадостны, не понимают запретов, непоседливы, отказываются от учебных заданий, предпочитая простую манипуляцию с предметами Могут быть боязливыми, тревожными, пас­сивными. Настороженно относятся к незна­комым взрослым и новым заданиям. Часто отказываются от выполнения заданий, на ПМПК, при настойчивости взрослого могут заплакать, на вопросы не отвечают. С детьми общение затруднено, предпочита­ют играть в одиночку или с 1—2 партнера­ми, но сюжет не перестраивают. Часто име­ют нарушения развития органов зрения, слуха, речи, парезы лица. Из-за несформированности навыков опрятности вызывают неприятие у сверстников
Прогноз развития
Для детей 1-й группы прогноз развития по неустойчивому типу, осложненный боль­шими трудностями в усвоении академиче­ских знаний, умений и навыков, формиро­вании познавательной деятельности. Неврозоподобные явления при поступлении в массовую школу, трудности адаптации и обучения. Возможно асоциальное формиро­вание личности при сохранении органиче­ского инфантилизма. Посещение специализированной группы детского сада, обучение в классе компенсирующего обучения. Для детей 2-й группы прогноз менее благо­приятен. Трудности обучения, вызванные дефицитарностью «предпосылок» мышле­ния, осложненные грубыми церебрастеническими и неврозоподобными расстрой­ствами, как правило, не дают возможности обучаться в массовой школе (специальная (коррекционная) школа VII вида для детей с ЗПР). Благоприятность прогноза может быть обеспечена пребыванием таких детей с 3—4 лет в специальных группах детского сада, при затруднении адаптации в школе — обу­чение в специальных классах коррекционно-развивающего обучения.
Психолого-педагогическая коррекция
С детьми 1-й группы: —организация внимания, произвольности, контроля; —обучение через игру; —активная эмоциональная стимуляция; —формирование «предпосылок» мышле­ния. С детьми 2-й группы: —системная коррекционно-реабилитационная помощь в преодолении имеющегося отставания развития; —отработка речевых формул действия; —расчленение программы на отдельные смы­словые звенья; —уменьшение объема и темпа предлагаемых заданий; —совмещение речевых формул и предметной деятельности; —развитие программирующей функции речи. Эффективно обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных дейст­вий. Общая направленность коррекционно-развивающей работы «снизу вверх», ориенти­руясь на зону ближайшего развития ребенка, через игровую деятельность, активизацию по­тенциальных и компенсаторных возможностей. Такое сочетание коррекционно-развивающей работы с психологической помощью и медика­ментозной поддерживающей терапией, начатое в дошкольном возрасте (с 3—4 лет), дает пози­тивный эффект. Методы и формы работы с родителями сочета­ют описанные подходы, характерные для дру­гих групп ЗПР

 



2015-12-04 483 Обсуждений (0)
ЗПР церебрально-органического генеза 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗПР церебрально-органического генеза

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)