ЗПР церебрально-органического генеза0.00 из
5.000 оценок
Этиология и патогенез
Патологии беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые 3—4 года жизни. Возможна генетическая этиология (органические поражения ЦНС, ММД).
1-я группа (преобладание явлений органического инфантилизма) — негрубые церебрастенические, неврозоподобные нарушения, психомоторная возбудимость, вегетативная неустойчивость.
2-я группа (преобладание нарушений познавательной деятельности) — черты незрелости сочетаются с признаками повреждения нервной системы, органический инфантилизм близок к психопатогенному синдрому. Грубые церебрастенические и неврозоподобные расстройства, часто психопатоподобные, эпилептиформные и апатико-адинамические явления. Наблюдаются явления очагового поражения нервной системы в виде гемисиндрома
Влияние социально-культурной среды
Социальный фактор в виде неблагоприятных условий воспитания в семье и детском саду еще более замедляет развитие за счет наслоения микросоциальной и педагогической запущенности, аномалия становится более стойкой и выраженной. Ситуация систематического неуспеха (в массовой школе, группе детского сада), отрицательно влияет на их дальнейшее интеллектуальное развитие, способствует деформации личности:
—заниженный уровень притязаний, изоляция в пределах класса из-за неуспеваемости;
—недостаточность эмоциональных контактов и симпатий со сверстниками.
Это порождает гиперкомпенсаторные реакции: фиксация на игре, нарушения поведения, избегание общения
Нарушения познавательного развития
Дефицитарность «предпосылок» мышления (память, внимание, переключаемость психических процессов, пространственность генеза). Нарушение школьных навыков из-за недоразвития зрительной и моторной функций, замедленности процессов приема и переработки сенсорной информации. Отставание в речевом развитии, трудности формирования навыков письма и чтения. Слабость логических форм мышления при большей сохранности наглядно-действенных и наглядно-образных форм. Ослабленная умственная работоспособность, повышенная истощаемость.
У детей 2-й группы более тяжелый интеллектуальный дефект: недоразвитие речи, низкие компенсаторные возможности; нарушено звено контроля и программирования. Несформированность академических знаний, умений и навыков
Нарушения эмоционально-волевой сферы. Неблагоприятные личностные характеристики
Незрелость эмоционально-волевой сферы (органический инфантилизм, но в эмоциях нет яркости и живости — примитивность эмоций). Преобладание эйфории и дисфории у детей с преобладанием эйфорического настроения, выражены импульсивность, психомоторная расторможенность, внешне имитирующая детскую жизнерадостность и непоседливость, характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. У детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости, страхам, что препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности, преобладают игровые интересы, но на занятиях они не нарушают дисциплины, тяжело переживают школьную несостоятельность.
У детей 1-й группы — выраженная психомоторная возбудимость, легкие неврозоподобные явления.
У детей 2-й группы — расторможенность, агрессивность, повышенные влечения или робость, проявления пассивности
Поведение во время обследования
У детей с преобладанием органического инфантилизма — инфантильные черты внешности и телосложения. В зависимости от преобладающего фона настроения проявления различны: импульсивны, расторможены, жизнерадостны, не понимают запретов, непоседливы, отказываются от учебных заданий, предпочитая простую манипуляцию с предметами Могут быть боязливыми, тревожными, пассивными. Настороженно относятся к незнакомым взрослым и новым заданиям. Часто отказываются от выполнения заданий, на ПМПК, при настойчивости взрослого могут заплакать, на вопросы не отвечают. С детьми общение затруднено, предпочитают играть в одиночку или с 1—2 партнерами, но сюжет не перестраивают. Часто имеют нарушения развития органов зрения, слуха, речи, парезы лица. Из-за несформированности навыков опрятности вызывают неприятие у сверстников
Прогноз развития
Для детей 1-й группы прогноз развития по неустойчивому типу, осложненный большими трудностями в усвоении академических знаний, умений и навыков, формировании познавательной деятельности. Неврозоподобные явления при поступлении в массовую школу, трудности адаптации и обучения. Возможно асоциальное формирование личности при сохранении органического инфантилизма. Посещение специализированной группы детского сада, обучение в классе компенсирующего обучения.
Для детей 2-й группы прогноз менее благоприятен. Трудности обучения, вызванные дефицитарностью «предпосылок» мышления, осложненные грубыми церебрастеническими и неврозоподобными расстройствами, как правило, не дают возможности обучаться в массовой школе (специальная (коррекционная) школа VII вида для детей с ЗПР). Благоприятность прогноза может быть обеспечена пребыванием таких детей с 3—4 лет в специальных группах детского сада, при затруднении адаптации в школе — обучение в специальных классах коррекционно-развивающего обучения.
Психолого-педагогическая коррекция
С детьми 1-й группы:
—организация внимания, произвольности, контроля;
—обучение через игру;
—активная эмоциональная стимуляция;
—формирование «предпосылок» мышления.
С детьми 2-й группы:
—системная коррекционно-реабилитационная помощь в преодолении имеющегося отставания развития;
—отработка речевых формул действия;
—расчленение программы на отдельные смысловые звенья;
—уменьшение объема и темпа предлагаемых заданий;
—совмещение речевых формул и предметной деятельности;
—развитие программирующей функции речи. Эффективно обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий.
Общая направленность коррекционно-развивающей работы «снизу вверх», ориентируясь на зону ближайшего развития ребенка, через игровую деятельность, активизацию потенциальных и компенсаторных возможностей. Такое сочетание коррекционно-развивающей работы с психологической помощью и медикаментозной поддерживающей терапией, начатое в дошкольном возрасте (с 3—4 лет), дает позитивный эффект.
Методы и формы работы с родителями сочетают описанные подходы, характерные для других групп ЗПР