Система антикризисного управления
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА Обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами. СИСТЕМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Совокупность функционально связанных органов управления, центров и пунктов управления, систем и средств автоматизированного управления, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации. Антикризисное управление в природно-техногенной безопасности – процесс применения форм, методов и процедур, направленных на ликвидацию ЧС природного и техногенного характера Для управления силами и средствами РСЧС при ликвидации ЧС создается система управления - совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации. Координационными органами РСЧС являются: на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ) федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС; на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ; на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – КЧС и ОПБ органа местного самоуправления; на объектовом уровне – КЧС и ОПБ организации. В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются: на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО; на межрегиональном уровне - территориальные органы МЧС России – РЦ МЧС России; на региональном уровне - территориальные органы МЧС России - ГУ МЧС России по субъектам РФ; на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления; на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО. Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. Для осуществления экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления РСЧС могут создаваться экспертные советы. Органами повседневного управления РСЧС являются: на федеральном уровне - НЦУКС, центры управления в кризисных ситуациях (далее – ЦУКС) (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, ДДС федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС; на межрегиональном уровне - ЦУКС РЦ МЧС России; на региональном уровне – ЦУКС МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, ДДС органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; на муниципальном уровне - ЕДДС муниципальных образований; на объектовом уровне - ДДС организаций (объектов). Органы повседневного управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Компетенция и полномочия органов повседневного управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: режим повседневной деятельности; режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС; режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС. Под взаимодействием органов управления и сил РСЧС понимают согласованные по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач действия органов управления, войск, воинских формирований, сил и средств для достижения цели. Совместные согласованные действия федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, администраций организаций и учреждений в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС осуществляются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, планами субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС, а также возможными соглашениями между органами управления по указанным вопросам. Взаимодействие в области предупреждения и ликвидации ЧС включает: совместное участие в разработке соответствующих актов и руководящих документов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; взаимный обмен информацией, относящейся к компетенции сторон; совместную разработку планов взаимодействия; определение сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС и их выделение в соответствии с разработанными планами взаимодействия; согласование совместных действий при выполнении задач по ликвидации ЧС, в том числе по вопросам всестороннего обеспечения; проведение совместных тренировок (учений) по проверке реальности планов, обучению органов управления и сил; участие представителей в ходе тренировок и учений, проводимых при раздельной подготовке сил и средств сторон; совместное участие в проведении служебных расследований по установлению причин крупных аварий и катастроф. Целями организации взаимодействия в РСЧС являются: координация действий при планировании, организации и проведении совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС; обеспечение оптимального использования сил и средств, привлекаемых для решения задач по ликвидации ЧС. Методы организации взаимодействия: выработка совместных решений руководителей и должностных лиц соответствующих органов управления; образование объединенных штабов и иных временных органов управления, аппаратов представителей других органов управления. Порядок организации взаимодействия: обмен информацией, представляющей взаимный интерес; совместная разработка планов действий и взаимодействия, а также других оперативных документов; согласование порядка совместно проводимых мероприятий; участие в разработке, производстве, внедрении новой техники; совместная подготовка нормативно-правовых актов; обучение на совместных маневрах, учениях и тренировках; обмен опытом, аналитической информацией на конференциях, семинарах. Взаимодействие организует старший орган управления с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории (зоне ЧС). Взаимодействие планируется и организуется заблаговременно при разработке и согласовании планов действий (взаимодействия) РЦ МЧС России по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, планов действий субъекта РФ по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, которые уточняются ежегодно, а также - при угрозе и возникновении ЧС и в ходе проведения АСДНР. Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи, должны: знать обстановку в зоне ЧС и постоянно уточнять данные о ней; правильно понимать замысел вышестоящего начальника (руководителя) и задачи совместно проводимых мероприятий; поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимный обмен информацией; организовывать совместную подготовку и планирование проводимых мероприятий; согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения. С органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, привлекаемых сил Минобороны России и других министерств и ведомств РФ согласуются вопросы: о выделяемых силах и средствах; о порядке и способах их выдвижения и выполнения работ; о режимах защиты населения и сил, действующих в зонах ЧС; организации медицинской помощи, охраны общественного порядка, управления, обеспечения действий и другие вопросы. Основой для организации взаимодействия является решение начальника (руководителя) органа управления на организацию взаимодействия по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС. Решение оформляется соответствующим распорядительным документом. В распорядительном документе определяются: цели и задачи взаимодействия по возможным вариантам ЧС; привлекаемые силы и средства для создания необходимых группировок, порядок обеспечения их выдвижения и вывода на объекты работ, использования техники и средств механизации; порядок действий формирований в условиях возникновения вторичных поражающих факторов источника ЧС; порядок смены формирований на участках работ, а также переподчинения соответствующим органам управления и согласование их действий с частями Минобороны России; порядок обеспечения сил необходимыми материальными и техническими средствами; места размещения пунктов управления в зонах ЧС, порядок использования связи и организации информационного обеспечения; меры по поддержанию взаимодействия, порядок отработки документов и организации контроля. При угрозе или возникновении ЧС начальником (руководителем) органа управления принимается решение в соответствии со сложившейся обстановкой и уточняются вопросы взаимодействия. При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (далее – ОГ) (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил. Исходными данными для планирования взаимодействия на территории субъекта РФ являются: решение КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ, согласованное с начальником РЦ МЧС России (общий замысел по предупреждению и ликвидации ЧС; привлекаемые подсистемы и их звенья, их задачи, организация управления и обеспечения); указания по планированию и взаимодействию; нормативные документы и соглашения между МЧС России, министерствами и ведомствами РФ, определяющие функциональные задачи подсистем в части предупреждения и ликвидации ЧС. Информацию о привлечении войск военных округов (сил флотов) к ликвидации ЧС КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ получает от РЦ МЧС России. Для организации взаимодействия разрабатываются: а) в РЦ МЧС России: план действий (взаимодействия) РЦ МЧС России по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера с пояснительной запиской; план взаимодействия РЦ МЧС России с территориальными органами управления федеральных органов исполнительной власти по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера; план взаимодействия РЦ МЧС России с отделениями железных дорог в случае возникновения ЧС на железнодорожном транспорте; план взаимодействия сил и средств, предназначенных для поиска и спасания на водных бассейнах в зоне ответственности РЦ МЧС России с пояснительной запиской (приложение к плану действий (взаимодействия)); план взаимодействия сил и средств РЦ МЧС России при ликвидации ЧС, связанных с авиационными происшествиями; план взаимодействия РЦ МЧС России с органами военного командования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера с пояснительной запиской (приложение к плану действий (взаимодействия)); план РЦ МЧС России по гражданской обороне и защите населения; план защиты населения и территорий при авариях на АЭС. б) в ГУ МЧС России по субъекту РФ: план гражданской обороны и защиты населения субъекта РФ; план действий субъекта РФ по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера; план взаимодействия органа исполнительной власти субъекта РФ с органами военного командования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. [1] План действий субъекта РФ по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера разрабатывается применительно к режимам функционирования. Он подписывается председателем КЧС и ОПБ, начальником ГУ МЧС России по субъекту РФ, согласовывается с начальником РЦ МЧС России и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ. Выписка из плана направляется взаимодействующим органам управления. План взаимодействия органа исполнительной власти субъекта РФ с органами военного командования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера подписывается председателем КЧС и ОПБ, начальником ГУ МЧС России по субъекту РФ, согласовывается с начальником РЦ МЧС России, командующими (командирами) объединений (соединений, воинских частей) Минобороны России (от которых выделяются силы и средства при ЧС), МВД России, ФСБ России, начальниками гарнизонов (зон ответственности), дислоцированных на территории субъекта РФ и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ.
Примеры решения задач контрольной работы рассматриваются также в ходе установочного сбора по дисциплине.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Основная 1. Юртушкин В. И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий : учебное пособие / В. И. Юртушкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2011. 2. Зуб А. Т. Антикризисное управление организацией : учебное пособие - М. : ИД "Форум" ; М. : ИНФРА-М, 2013. 3. Згонник Л. В. Антикризисное управление : учебник . - М. : Дашков и К°, 2013. 4. Корольков А.П. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (ОКСИОН ) : учебное пособие для курсантов и слушателей - СПб. : СПбУ ГПС МЧС России, 2011. Дополнительная 1. Корольков А.П., Терехин С.Н., Федоров Н.И., Чуприян А.П. Автоматизированные системы управления и связь. Учебное пособие.Ч1. -СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008. 2. Корольков А.П., Терехин С.Н., Смирнов А.С., Таранцев А.А. Автоматизированные системы управления и связь. Учебное пособие.Ч2. -СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2009.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1412)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |