Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦИКЛОВ И ПРОЦЕССОВ



2015-12-04 2467 Обсуждений (0)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦИКЛОВ И ПРОЦЕССОВ 4.75 из 5.00 4 оценки




Управление библиотечными технологиями направлено на поиск наиболее оптимальных вариантов качественного выполнения библиотечных процессов и операций, на наиболее рациональное использование библиотечных ресурсов.

Библиотечная технология должна отвечать следующим требованиям:

▪оптимальности

▪прямоточности

▪ритмичности

▪уплотненности

Оптимальность библиотечного цикла – это наиболее целесообразный в данных условиях набор процессов и операций, обеспечивающий качественное выполнение работы и рациональное использование рабочего времени.

Прямоточность озаначает такую последовательность выполнения процессов, когда каждая операция логично вытекает из предыдущей, представляет собой следующий шаг в осуществлении технологического процесса. Продуманная последовательность операций ускоряет выполнение процесса и снижает его трудоемкость.

Ритмичность – это равномерное, с одинаковой нагрузкой, выполнение библиотечных работ. Однако, поскольку в условиях библиотеки обеспечить такую ритмичность практически невозможно (читатели посещают библиотеку неравномерно, также неритмично поступает новая литература и т.д.), то задача заключается в том, чтобы в максимальной степени уменьшить негативные последствия неритмичности библиотечных процессов. Одним из таких способов является составление гибких графиков работы, когда в часы наибольшего наплыва читателей их обслуживает и большее количество библиотекарей. И наоборот, в часы наименьшего потока посетителей часть библиотекарей переключается с обслуживания читателей на другие виды библиотечных работ. Гибкий график должен быть построен таким образом, чтобы максимально сократить время ожидания читателя на обслуживание (как очередь, время «простоя» библиотекаря).

Уплотненность цикла означает выполнение его в более сжатые сроки. Она может быть достигнута, во-первых, путем отказа от ненужных операций или их отдельных элементов, что может быть установлено при анализе технологического процесса. Во-вторых, уплотненность достигается совмещением операций, т.е. их не последовательным, а одновременным выполнением – например, совмещением операций регистрации выдачи литературы и статистического учета. И в третьих, уплотненность цикла может быть достигнута использованием средств оргтехники, механизации и автоматизации, ускоряющих процессы выполнения технологических операций.

При выборе того или иного варианта библиотечной технологии исходят из ряда критериев, а именно: оперативности, надежности и окупаемости.

Критерий оперативности подразумевает выбор такого варианта библиотечного процесса, который позволяет осуществить с наименьшими затратами времени как библиотекаря, так и читателя.

Критерий надежности означает, что выбранная технология библиотечного процесса или операции обеспечит качественное их выполнение.

Критерий окупаемости технологического процесса подразумевает анализ затрат на определенный технологический процесс. Особое значение такой анализ имеет для технологических процессов, связанных с предоставлением платных услуг.

Совершенствование библиотечных циклов и процессов осуществляется в трех основных направлениях

упорядочение существующей библиотечной технологии;

поиск инновационных технологических решений;

▪ автоматизация библиотечной технологии, которая существенно меняет содержание и последовательность циклов и процессов.

Совершенствование библиотечной технологии связано с детальным анализом всего технологического процесса со всеми его операциями и их элементами. Оно включает разработку или пересмотр всей регламентирующей документации(положений, инструкций, методических рекомендаций и т.д.).Особое значение для оптимизации технологических процессов имеет разработка технологических карт на технологические циклы (о которой речь пойдет ниже).

Влияние новых информационных технологий на технологический процесс обслуживания. Технологическое проектирование.

Новые информационные технологии вносят существенные изменения в технологический процесс выполнения значительной части услуг; меняется акцентировка блоков модели технологического процесса обслуживания (включает три блока: подготовка к обслуживанию, реализация услуги, анализ обслуживания).

Если при ручном выполнении технологического процесса основные усилия библиотекаря были направлены на реализацию услуги: прием запроса, его уточнение, выбор элемента СПА, в который нужно обращаться (алфавитный, систематический каталоги на русском или иностранных языках, картотеки и т. п.), поиск, идентификация найденного документа с запросом, группировка документов,их запись,то в условиях использования современных технологий блок реализации услуг осуществляется почти без участия библиотекаря, посредством программного обеспечения (при разработке которого осмыслен и овеществлен традиционный опыт библиотекаря) и работы самого пользователя при отборе нужной ему информации.

И алфавитный, и тематический, и нумерационный поиск теперь можно осуществлять в одном, а не в разных массивах (картотеках, каталогах). Правда, в зависимости от того, библиографическая или фактографическая информация необходима, сохраняется потребность выбора электронного каталога, традиционного - карточного или определенной проблемно-ориентированной базы данных.

В связи с увеличением в библиотеках количества баз данных возникает проблема создания поисковой системы для выбора нужной базы, но это уже вопрос подготовки к обслуживанию.

Поэтому основные усилия библиотекарь теперь должен сосредоточить на первом и третьем блоках технологии, т. е. выявить потребности пользователей и возможности по их удовлетворению, продумать и организовать в соответствии с ними новые виды услуг(Интернет с электронной почтой, интерактивным общением и др., использование оптических носителей информации), а также информационноемкие услуги, связанные с анализом текста, создать комфортную библиотечную среду (доступность информации мировых ресурсов, удобство ориентировки в них, духовность общения и т. п.) как для удаленных пользователей, так и тех, кто приходит в библиотеку, а также систематически анализировать работу системы обслуживания, чтобы учесть изменения, новые требования к ней и осуществлять обслуживание в соответствии с ними.

Таким образом, с внедрением новых технологий и носителей информации процесс обслуживания становится для пользователя практически невидимым, в известной мере виртуальным.

Большое значение в нем приобретают организационные вопросы подготовки и анализ, он требует больших интеллектуальных усилий в связи с предоставлением информационноемких услуг.

В определенной степени технологический процесс обслуживания обезличивается (теперь он меньше зависит от личных качеств библиотекаря и пользователя), хотя, учитывая психологию человека, в будущем программными средствами можно имитировать общение, голос библиотекаря, его лицо.

Основные новшества вносятся в технологический процесс документного, справочного, консультационного обслуживания, в то время как технология ряда услуг, например, вечеров, встреч и т. п. в значительной степени осуществляется традиционно. Правда, облегчается подготовка мероприятий (отбор документов, составление сценария, тематико-экспозиционного плана, списков и т. п.) и расширяется доступ к мероприятию пользователей (через каналы связи или тиражирование (например, запись на видеокассету).

Меняется технология такого традиционного вида обслуживания, как абонементное, предполагающее выдачу книг, периодических и других изданий на дом, не только в плане поиска, но и слежения за задолжниками.


Так, в крупных библиотеках используется программное обеспечение, которое автоматически определяет сроки пользования документами в зависимости от количества экземпляров книг, находящихся в обращении и на полке, и от интенсивности поступления запросов на данную книгу. При отсутствии книги читателю называется ожидаемый срок её сдачи. Всю эту информацию может получить сам читатель, работая с системой. Система не принимает запрос от задолжника. Статистика системы предоставляет сведения о книговыдаче, максимальном спросе, задолженности, книгах, не пользующихся спросом, о количестве книговыдач, выполненных разными сотрудниками.

В обслуживании происходят и более кардинальные изменения. Пользователю скоро не нужно будет идти в библиотеку, чтобы получить книгу из библиотечного фонда, он её сможет прочитать на экране своего компьютера.
Наряду с межбиблиотечным абонементом (МБА), в технологию которого все чаще входит получение запросов и заказ документов по электронной почте, начинает использоваться технология электронной доставки документов (ЭДД). При этом по запросу (он заполняется пользователем на основе поиска в БД на CD-ROM или электронных каталогах через Интернет) найденный источник информации сканируется, и электронная копия либо через электронную почту транспортируется на сервер пользователя, либо сообщается адрес копии на сервере

Принципиальное отличие обслуживания, использующего новые информационные технологии, от традиционного в том, что пользователю становятся доступными мировые ресурсы (а не одной библиотеки или некоторой сети библиотек).

Второе отличие в том, что традиционное обслуживание предполагает приход пользователя в библиотеку, а новое само приходит к пользователю (в дом, на службу и т. п.), т.е. создает не массовые или групповые, а индивидуальные условия потребления информации.

Третье существенное отличие в том, что, традиционное обслуживание ориентирует пользователя, главным образом, в документах, а новое — также и в текстах (раскрывая их, предоставляя, конъюнктурную информацию и т. п.).

Это то, о чем всегда мечтали люди — иметь под рукою в любое время любую нужную информацию.

Конечно, в ближайшие десятилетия библиотека сохранится и в электронном варианте, и в смешанном. И будут в неё обращаться не только по каналам связи, но и просто приходить полистать книги.


Получает развитие еще одна тенденция библиотечного обслуживания — оно все более становится самообслуживанием, ведь пользователь, работая на компьютере, сам продумывает стратегию поиска, входит в информационные сети, в том числе библиотечные, сам уточняет свой запрос, используя разноуровневые программные меню, мысленно "составляет" поисковое предписание, осуществляет поиск по разным признакам (библиографическим элементам, ключевым словам, индексам), идентифицирует свой запрос и те данные или документы, которые предоставляет информационная система, определяет релевантность, т.е. соответствие выдачи запросу, группирует полученные данные, документы.

Подобное самообслуживание (только на другом информационном уровне) мы наблюдаем при организации обслуживания в фонде открытого доступа, правда, в этом случае фиксацию документа и передачу его пользователю производит библиотекарь.

Библиотечное обслуживание уже давно представляет собой многоуровневую систему, поскольку без связи с другими библиотеками многие запросы пользователей не могут быть удовлетворены.

Современные технологии, особенно Интернет, усиливают эту характеристику обслуживания. Интернет представляет собой всемирное объединение взаимосвязанных компьютерных сетей. Локальная сеть библиотеки получает доступ к глобальной сети Интернет при установлении соединения с компьютером сервис-провайдера — организации, сеть которой имеет постоянное подключение к Интернет и предоставляет услуги другим организациям и отдельным пользователям. Региональный сервис-провайдер, работающий с конечным пользователем, подключается, в свою очередь, к более крупному провайдеру — сети национального масштаба, имеющей узлы в различных городах страны или нескольких странах.

Национальные сети получают доступ в глобальный Интернет путем подключения к международным сервис-провайдерам — сетям, входящим в мировую магистральную инфраструктуру Интернет. Региональные и национальные провайдеры, как правило, имеют связи между собой. Украинские пользователи пока большую часть информации потребляет из зарубежных сетей.


Новые технологии открывают перед библиотечным обслуживанием широкие горизонты, но и их использование ставит проблемы: несовместимость разнообразных технологических продуктов, их быстрая устареваемость; отсутствие у пользователей знаний, навыков, подготовки для навигации по современным супермагистралям (аналогичная трудность существует и при традиционном обслуживании); проблема упорядочения информационных потоков в этих магистралях, в противном случае — затруднения ориентации пользователя.

Последнее, в сущности, — проблема поиска информации (как конкретных сведении, так и источников информации по определенному кругу вопросов), которая становится все острее с ростом объема информационного наполнения Интернет. Нахождение нужной информации облегчает использование имеющихся в этой сети поисковых систем и печатных справочников по ресурсам Интернет.



2015-12-04 2467 Обсуждений (0)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦИКЛОВ И ПРОЦЕССОВ 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦИКЛОВ И ПРОЦЕССОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)