Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Следственный комитет РФ



2015-12-04 607 Обсуждений (0)
Следственный комитет РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Указом Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федера­ции» на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ создан Следственный комитет РФ. Его организация и деятельность регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЭ «О Следственном коми­тете Российской Федерации» (далее в этой главе — Закон о Следственном комитете).

В соответствии с данным Законом Следственный коми­тет РФявляется федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Он так­же осуществляет иные полномочия, установленные феде­ральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ, который осуществляет руководство дея­тельностью Следственного комитета, утверждает Положе­ние о Следственном комитете РФ и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

Основными задачами Следственного комитета РФ яв­ляются:

1) оперативное и качественное расследование престу­плений в соответствии с подследственностью, установлен­ной уголовно-процессуальным законодательством РФ;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уго­ловных дел, производстве предварительного расследова­ния, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятель­ности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих пол­номочий выявления обстоятельств, способствующих совер­шению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий между­народного сотрудничества в сфере уголовного судопроиз­водства;

6) разработка мер по реализации государственной поли­тики в сфере исполнения законодательства РФ об уголов­ном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулиро­вания в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной рабо­те, процессуальном контроле.

Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются Законом о Следственном комитете, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации[146] и ины­ми нормативными правовыми актами Президента РФ.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государствен­ной власти, органами государственной власти субъектон РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иньши органами (ст. I Закона о Следственном комитете).

Правовой основой деятельности Следственного комите­та являются Конституция РФ, общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные до­говоры РФ, федеральные конституционные законы, Закон о Следственном комитете и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федера­ции, а также иные нормативные правовые акты РФ (ст. 2 Закона о Следственном комитете).

Руководители следственных органов Следственного комитета или по их поручению другие сотрудники След­ственного комитета вправе участвовать в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, коор­динационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах РФ, рабочих группах, представлять необхо­димую статистическую и иную информацию в целях обе­спечения координации деятельности правоохранительных органов но борьбе с преступностью.

Следственный комитет при раскрытии и расследова­нии преступлений взаимодействует с правоохранительны­ми органами, органами предварительного расследования и органами дознания (ст. 9 Закона о Следственном коми­тете).

Следственный комитет разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правитель­ство РФ проекты федеральных констигуционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Прези­дента РФ и Правительства РФ, а также других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятель­ности.

Руководитель следственного органа Следственного ко­митета вправе разрабатывать предложения о совершен­ствовании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере де­ятельности (ст. 10 Закона о Следственном комитете).

В следственных органах Следственного комитета в соот­ветствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных ор­ганов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном УПК РФ (ст. 11 Закона о Следственном комитете).

Статьи 5 и б Закона о Следственном комитете устанав­ливают принципы деятельности Следственного комитета — независимость, централизм, единоначалие, единство.

В систему Следственного комитета РФ входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета, в ко­тором создаются подразделения (в том числе по федераль­ным округам) в соответствии с Положением о Следствен­ном комитете Российской Федерации. В настоящее время и состав центрального аппарата Следственного комитета РФ включены следующие подразделения:

- Главное следственное управление;

- Главное управление процессуального контроля;

- Главное организационно-инспекторское управление;

- Главное управление криминалистики;

- Главное управление обеспечения деятельности След­ственного комитета РФ.

Созданы также Главное следственное управление но Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам, Следственные управления по Центральному, Северо-За­падному, Уральскому, Приволжскому, Сибирскому, Даль­невосточному федеральным округам, Военное следственное управление;

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным окру­гам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) следственные отделы и следственные отделения След­ственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

В системе Следственного комитета в соответствии с за­конодательством РФ могут создаваться научные и образо­вательные учреждения, а также иные организации, необхо­димые для обеспечения его деятельности.

Следственный комитет РФ, Главное военное следствен­ное управление, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъек­там РФ (в том числе подразделения указанных управлений по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета и учреждения Следственного комитета являются юридическими лицами. Следственный комитет, указанный следственные органы, следственные отделы и следствен­ные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета и учреждения Следственного комитета имеют печать с изображением Государственного герба РФ и со своим полным наименованием.

В следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также в учреждениях Следственного ко­митета образуются в соответствии с перечнями (штатами) должности руководителей следственных органов Следственного комитета и соответствующих подразделений, их И первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следо­вателей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, и следователей-криминалистов, старших следователей-кри- миналистов и другие должности.

Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ; он осуществляет полномочия по руководству СК РФ в соответствии с федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 13 Закона о Следственном комитете).

Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) I следственных органов Следственного комитета, а также создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) учреждений Следственного комитета осуществляются Пред­седателем Следственного комитета в соответствии с Поло­жением о Следственном комитете Российской Федерации.

Председатель Следственного комитета имеет первого за­местителя и заместителей, которые назначаются на долж­ность и освобождаются от должности Президентом РФ пи представлению Председателя Следственного комитета (ст. 13, 14 Закона о Следственном комитете). Количество ниместителей Председателя Следственного комитета уста- намливается Президентом РФ.

Служба в Следственном комитете является федераль­ной государственной службой, которую проходят сотруд­ники Следственного комитета в соответствии с Законом 11 Следственном комитете и иными нормативными право- мыми актами РФ.

Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обя- шиности по замещаемой должности федеральной государвенной службы с учетом особенностей, предусмотренных Маконом о Следственном комитете, другими федеральными анконами и иными нормативными правовыми актами РФ.

На сотрудников Следственного комитета (кроме воен­нослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными законом о Следствен­ном комитете.

Должности в военных следственных управлениях Следвенного комитета, военных следственных отделах След- гтиенного комитета могут замещаться военнослужащими Сооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов. Порядок прохождения ими военной службы н Следственном комитете регулируется Федеральным зако­ном «О воинской обязанности и военной службе» с учетом особенностей, предусмотренных Законом о Следственном комитете и иными нормативными правовыми актами РФ.

Председатель Следственного комитета, заместители Председателя Следственного комитета, руководители глав­ных следственных управлений, следственных управлений но субъектам РФ, их первые заместители и заместители, приравненные к ним руководители и их заместители, иные должностные лица, для должностей которых перечнем предусмотрены высшие специальные звания, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юри­дическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающие не­обходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности следователей следственных отделом и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специл лизированных, следственных подразделений Следственно го комитета в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по юридической специальности в имеющих государственную аккредитацию образователь ных учреждениях высшего профессионального образова­ния и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

На отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете могут назначаться граж­дане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего профессионального образо­вания, полученного в имеющем государственную аккредн тацию образовательном учреждении высшего професси опального образования и соответствующего замещаемой должности.

На должности руководителей следственных отделом и следственных отделений Следственного комитета по рай­онам, городам и приравненных к ним, в том числе специалн зированных, следственных отделов Следственного комите- та назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов ис­полнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделений гю административным округам) и приравненных к ним спе­циализированных следственных управлений и следствен­ных отделов Следственного комитета назначаются гражда­не не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной нласти), органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководи­телей производится на срок не более пяти лет, пребывание к занимаемой должности более двух сроков подряд не до­пускается.

Для граждан, впервые принимаемых на службу в След­ственный комитет, за исключением граждан, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования Следственного комитета, в целях проверки их соответствия замещаемой должности может предусматри- иаться испытание. Срок испытания устанавливается про­должительностью до шести месяцев.

Законом о Следственном комитете установлены также меры материального и социального обеспечения сотрудни­ков Следственного комитета и меры их государственной защиты.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Дайте понятие оперативно-розыскной деятельности и оха­рактеризуйте ее задачи и принципы.

2. Какие оперативно-розыскные мероприятия вы знаете?

3. Назовите органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

4. Охарактеризуйте виды дознания и органы дознания.

5. При каких органах исполнительной власти созданы органы предварительного следствия, их задачи и полномочия?

6. Охарактеризуйте Следственный комитет РФ как право­охранительный орган, расскажите о принципах его организации и деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Александров, М. С. Дознание на судах, находящихся в плава- м и и // Российский судья. — 2010. — № 6. — С. 31—35.

2. Алимамедов, Э. Н. Понятие этапа окончания предваритель­ного следствия с обвинительным заключением // Российский следователь. — 2010. — № 11. — С. 2—4.

3. Барсуков, С. И. Комментарий к Федеральному закону « О по- лиции» (постатейный) / С. И. Барсуков, А. Н. Борисов. — М. : Деловой двор, 2011.

4. Басков, В. И. Оперативно-розыскная деятельность: учебно* методич. пособие. — М.: Бек, 1997.

5. Дибиров, Ю. С. Проблемы конституционно-правовых оснои организации и деятельности Генеральной прокуратуры и След­ственного комитета при Генпрокуратуре РФ / // Конституционное и муниципальное право. — 2010. — № 6. — С. 68—71.

6. Дьяконова, О. Г. О создании единого органа по расследова* нию преступлений // Российский следователь. — 2010. — № 12. -I С. 32-34.

7. Зажицкий, В. И. Об использовании в доказывании результа • тов оперативно-розыскной деятельности // Государство и право. —• 11 2010,-№7.-С. 61-71.

8. Куприянов, А. А. Суд свяжет следствию «провода» // Уго­ловный процесс. — 2010. — № 6. — С. 10.

9. Павличенко, Н. В. Участие лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, i в уголовном процессе (в решениях Европейского суда по правам | человека) // Современное право. — 2010. — № 6. — С. 96—100.

10. Рыжаков, А. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». — М.: Московская финансово-промышленная ) академия, 2011.

11. И. Саакян, А. Г. К вопросу о содержании концепции орга- низационно-правового механизма использования результатов оперативно-розыскной деятельности в отечественном досудебном производстве // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010.-№3.

12. Ургалкин, А. Допустимость результатов оперативно-розыск­ной деятельности в качестве доказательств // Закон и право. 2010.-№ 8.-С. 78-81.

13. Феоктистова, Е. Е. Международное сотрудничество органон предварительного расследования по уголовным делам: процессуаль* { но-правовые и криминалистические аспекты : монография. — М., ‘ Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2010.

14. Чечулин, И. В. Особенности процессуального взаимодействия руководителя следственного органа и прокурора в ходе досудеб­ного производства // Российский следователь. — 2010. — № 11. — 'I С. 12-15.

 

 



2015-12-04 607 Обсуждений (0)
Следственный комитет РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Следственный комитет РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (607)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)