Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Указания по пользованию учебным пособием



2015-12-04 3966 Обсуждений (0)
Указания по пользованию учебным пособием 4.75 из 5.00 4 оценки




Бушма М.И.

Станкевич П.Б.

Козловский В.И.

Вдовиченко В.П.

Коршак Т.А.

 

Ситуационные задачи

По фармакологии

(клинические аспекты)

 

Издание второе,

исправленное, переработанное и дополненное

 

Учебное пособие для студентов

Медицинских университетов

Всех факультетов

 

Гродно

ГрГМУ

Учебное пособие составлено на кафедре фармакологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

 

Составители:

М.И. Бушма, заведующий кафедрой, доктор медедицинских наук, профессор;

П.Б. Станкевич, доцент, кандидат медедицинских наук;

В.И. Козловский, доцент, кандидат медедицинских наук;

В.П. Вдовиченко, доцент, кандидат медедицинских наук;

Т.А. Коршак, доцент, кандидат медедицинских наук.

 

Рецензенты:

Кафедра клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет».

М.Р. Конорев, заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медедицинских наук, доцент.

 

В 2002 году вышло первое издание данного пособия. Оно вызвало большой интерес среди студентов, что явилось основанием для его повторного издания с исправлениями и значительными дополнениями.

Пособие составлено с учетом требований, предусмотренных типовой учебной программой по фармакологии для специальностей: 1-79 01 01 лечебное дело; 1-79 01 02 педиатрия.

Цель учебного пособия – совершенствовать приобретаемые студентами 3 курса знания, сформировать умение использовать их на практике (в клинических ситуациях) в различных областях медицины.

Задачи составлены по всем разделам и темам практических (лабораторных) занятий по фармакологии. Они посвящены ситуациям при патологиях, требующих неотложной лекарственной помощи; патологиям с установленным диагнозом, требующих выбора лекарственных средств для проведения рациональной терапии; лекарственным интоксикациям и побочным реакциям лекарственных средств; взаимодействию лекарственных средств; особенностям выписывания рецептов на лекарственные формы, приготавливаемые в аптеке или относящиеся к лекарственным средствам особого учета.

Представляемое учебное пособие состоит из двух разделов: раздел I –условия задач; раздел II – решение задач. Каждая задача сформулирована по однотипной схеме: а) излагаемая ситуация (чаще с установленным диагнозом или с симптомами, по которым легко поставить диагноз); б) вопросы, на которые нужно ответить в ходе решения задачи (или задание, которое необходимо выполнить). После изложения условия каждой задачи приведена ссылка на страницу ее решения.

Для удобства безошибочного использования ответов на сформулированные вопросы задач или задания, часть содержания условий задач (только вопросы или задания) продублированы в решении каждой задачи.

Работа по решению ситуационных задач будет способствовать закреплению у студентов знаний по фармакологии и обеспечит, в дальнейшем, плавный переход от базисной фармакологии к фармакологии клинической.

Указания по пользованию учебным пособием.

Ситуационные задачи представлены по всем темам базисной фармакологии в порядке их рассмотрения на лекциях и практических занятиях. Пособие состоит из двух разделов:

раздел I – условия задач;

раздел II – решение задач.

После условий задач приводятся ссылки на страницы, на которых приведен вариант ее правильного решения. Не следует сразу открывать и читать готовое решение. Стоит самим попытаться решить задачу.

 

Сокращения:

АД – артериальное давление

АДФ – аденозиндифосфат

АПФ – ангиотензинпревращающий фермент

АТФ – аденозинтрифосфат

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

в/м – внутримышечно

в/в – внутривенно

ГАМК – гамма аминомасляная кислота

ГЧНТ – гиперчувствительность немедленного типа

ГЭБ – гематоэнцефалический барьер

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ЕД – единица действия

ИБС – ишемическая болезнь сердца

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

л – литр

мг – миллиграмм

мл – миллилитр

мм.рт.ст. – миллиметры ртутного столба

ПГЕ1 – простагландин Е1

п/к – под кожу

р.д. – разовая доза

р-р – раствор

РОТР – реакция отторжения трансплантанта

СБО – синдром бронхиальной обструкции

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

ТТС - трансдермальная терапевтическая система

ТТГ – тиреотропный гормон

уд/мин – удары в минуту

цГМФ – циклический гуанозинмонофосфат

ЦНС – центральная нервная система

ЦОГ – циклооксигеназа

ЧСС – частота сердечных сокращений

­ - повышение

¯ - снижение

NO – монооксид азота

Оглавление

Раздел I. Условия задач

Раздел «Общая Фармакология»

1. Фармакокиненика лекарственных средств…………………………………….. 6

2. Фармакодинамика лекарственных средств. Факторы, влияющие на

фармакокиненику и фармакодинамику………………………………............... 7

Раздел «Частная фармакология»

3. Средства, влияющие на афферентную иннервацию…………………………... 9

4. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию.

Холинергические агонисты…………………………………………………… 10

5. Холинергические антагонисты………………………………………………... 12

6. Адренергические и дофаминергические агонисты………………………….. .13

7. Адренергические антагонисты………………………………………………… 15

8. Фармакология аутакоидов…………………………………………………….. 16

9. Средства для общей анестезии. Снотворные средства.

Спирт этиловый. Средства для лечения алкоголизма………………………..18

10. Анальгетические (болеутоляющие) средства………………………………...20

11. Противосудорожные средства (противоэпилептические и др.).

Противопаркинсонические средства………………………………………….22

12. Психотропные средства (нейролептики, анксиолитики и седативные

средства)………………………………………………………...........................23

13. Психотропные средства (антидепрессанты, психостимулирующие,

ноотропные, нормотимические средства)…………………………………… 25

14. Мочегонные средства. Средства, влияющие на миометрий………………...27

15. Гипотензивные (антигипертензивные) средства.

Антигипотензивные средства……………………………………………….. 28

16. Средства, применяемые при ИБС и других нарушениях локального

кровотока. Гиполипидемические средства………………………………….. 30

17. Средства, применяемые при cердечной недостаточности…………………..32

18. Противоаритмические средства……………………………………………… 34

19. Средства, влияющие на функции органов дыхания………………………… 35

20. Средства, влияющие на функции органов пищеварения…………………….37

21. Средства, влияющие на систему крови……………………………………… 39

22. Гормональные и антигормональные средства.

Лекарственные средства гипоталамуса, гипофиза, эпифиза, щитовидной,

паращитовидной и поджелудочной желез…………………………………..41

23. Лекарственные средства гормонов стероидной структуры, их синтетические

заменители и антагонисты……………………………………………………. 42

24. Средства, применяемые при гипо- и гипериммунных состояниях……….. 45

25. Противовоспалительные средства…………………………………………… 46

26. Витаминные лекарственные средства. Стимуляторы процессов регенерации тканей. Ферментные лекарственные средства...………………………………….48

27. Антисептические и дезинфицирующие средства. Антибиотики

ß-лактамной структуры (пенициллины, цефалоспорины и др.)…………….50

28. Антибиотики различных химических групп (макролиды, тетрациклины,

аминогликозиды и др.)…………………………………………………………51

29. Синтетические противомикробные средства (сульфаниламиды,

хинолоны и др.)………………………………………………………………. 53

30. Противогрибковые средства. Противотуберкулезные и

противолепрозные средства. Противовирусные средства………………… 54

31. Противопротозойные и противоглистные средства……………………...... 56

32. Противобластомные средства……………………………………………...... 58

Приложение «Общая рецептура»

33. Правила оформления рецептов при назначении лекарственных средств

в различных лекарственных формах…………………………………………60

34. Раздел II. Решение задач………………………………………………………63

Литература…………………………………………………………………….132

 

Раздел I. задачи

Раздел «Общая Фармакология»

Фармакокиненика лекарственных средств

Бушма М.И.

 

Задача № 1.

Ученик 7-го класса страдает эпилепсией. Длительно получает фенобарбитал. Отмечает, что постепенно уменьшилась сонливость, вызываемая лекарственным средством и его эффективность (чаще стали развиваться судороги).

 

Вопрос 1. В чём причина этих изменений с позиций фармакокинетики?

Вопрос 2. Что необходимо предпринять для увеличения эффективности фенобарбитала?

Вопрос 3. Что необходимо учитывать при назначении второго лекарственного средства для лечения сопутствующего заболевания?

[Решение на стр. 63 ]

 

Задача № 2.

Пациенту назначено введение папаверина гидрохлорид (в мышцу по 2 мл 2% раствора, 2 раза в день) в течение 5 дней.

 

Вопрос 1. Чему равна разовая доза?

Вопрос 2. Чему равна суточная доза?

Вопрос 3. Чему равна курсовая доза?

[Решение на стр. 63 ]

 

Задача № 3.

Преступнику ввели липидорастворимый яд. Он умер через 30 минут. Исследовали: печень, головной мозг, кожу, скелетную мышцу, сердце.

 

Вопрос 1. В каком органе содержание яда оказалось наименьшим?

Вопрос 2. Почему?

[Решение на стр. 63]

 

Задача № 4.

Пациента лечили лекарственным средством А, имеющим высокое сродство к альбумину. Его вводили в количествах, незначительно превышающих связывающую способность альбумина. Затем назначили лекарственное средство В в лечебной дозе. Оно также имело высокое сродство к альбумину. Его количество в 100 раз превышало связывающую способность альбумина.

 

Вопрос. Что произойдёт после введения лекарственного средства В?

[Решение на стр. 63 ]

 

Задача № 5.

Пациенту ввели в вену лекарственное средство А в дозе 80 мг. Максимальная концентрация в плазме составила 20 мг/л.

 

Вопрос 1. Если предположить его незначительное выведение, то чему будет равен объем распределения?

Вопрос 2. В каких водных компонентах распределится лекарственное средство?

Вопрос 3. Почему?

Вопрос 4. Приведите пример лекарственного средства с таким объемом распределения.

Вопрос 5. Что необходимо предпринять при передозировке лекарственного средства с таким объемом распределения?

Вопрос 6. Почему?

[Решение на стр. 64]

 

Фармакодинамика лекарственных средств. Факторы, влияющие на фармакокиненику и фармакодинамику.

Бушма М.И.

 

Задача № 1.

У пациента К, 57 лет высокая (40,1˚С) температура, кашель с отхождением обильной мокроты, влажные хрипы в легких. Диагноз: пневмония. Назначен бензилпенициллин внутримышечно. Через 1 час развилась генерализованная крапивница, ринит, конъюнктивит, отек гортани.

 

Вопрос 1. Поставьте диагноз.

Вопрос 2. Каков механизм развития осложнения?

Вопрос 3. Что необходимо предпринять (основные мероприятия)?

Вопрос 4. Что необходимо было предпринять до введения бензилпенициллина?

Вопрос 5. Какие 2 особые рекомендации дадите пациенту после выписки из стационара?

[Решение на стр. 64 ]

 

Задача № 2.

Мужчина, 42 лет, афроамереканец, ничем не болеет, решил посетить своих родителей в Танзании. Он знал, что там очаг малярии. Начал принимать противомалярийное лекарственное средство для профилактики заражения. Почувствовал слабость, головокружение. Развилась бледность кожных покровов. Появились боли в пояснице. Госпитализирован с диагнозом анемия.

 

Вопрос 1. Уточните диагноз исходя из того обстоятельства, что причиной анемии явилось принимаемое в течение короткого времени противомалярийное лекарственное средство?

Вопрос 2. Как называются такого рода осложнения?

Вопрос 3. Недостаточность какого фермента выявили у мужчины?

Вопрос 4. Каков механизм развития анемии?

Вопрос 5. Какие рекомендации дадите пациенту?

[Решение на стр. 65 ]

 

Задача № 3.

Женщина после несложной гинекологической операции, получала внутрь в течение 7 суток антибиотик в качестве прикрытия от возможного бактериального осложнения. На 8 сутки появились жалобы на болезненность во рту, усиливающуюся при жевании и глотании, тошноту, понос, тенезмы. Визуально – во рту язвочки под серовато-белой пленкой.

 

Вопрос 1. Диагноз?

Вопрос 2. Как трактуется данное осложнение с позиций фармакологии?

Вопрос 3. Какие антибиотики чаще всего его вызывают?

Вопрос 4. Механизм развития данной побочной реакции антибиотика?

Вопрос 5. Ваша тактика (проведите 3 основные мероприятия).

Вопрос 6. Что необходимо соблюдать для профилактики данного осложнения в будущем?

[Решение на стр. 65 ]

 

Задача № 4.

Очень возбужденная девушка, 18 лет, доставлена в больницу. Психиатр установил, что она вдыхает носом кокаин. Последняя доза была 10 часов тому назад.

 

Вопрос 1. Если девушку раньше наблюдал психиатр, то, что диагностировал?

Вопрос 2. Какую зависимость вызвал кокаин у девушки?

Вопрос 3. Дайте характеристику развившейся зависимости.

Вопрос 4. Какое состояние развилось у девушки, в связи с 10 часовым отсутствием потребления кокаина?

Вопрос 5. Лекарственное средство, из какой фармакологической группы необходимо ввести для устранения этого состояния?

[Решение на стр. 66 ]

 

Задача № 5.

У мужчины 39 лет головная боль, лихорадка, отеки и болезненность суставов, поражение кожи. Выставлен диагноз: болезнь Лайма. [Примечание. Возбудитель – анаэробная спирохета Borrelia burgdorferi, вызывающая менингоэнцефалит и артрит]. Назначен наиболее эффективный антибиотик - доксициклин. На 5 день лечения мужчина почувствовал значительное облегчение и отправился на местный пляж для принятия солнечных процедур. Они, по его мнению, должны способствовать выздоровлению.

 

Вопрос 1. Согласны ли Вы с мнением мужчины?

Вопрос 2. Обоснуйте свою точку зрения.

Вопрос 3. Что развилось у мужчины после солнечных процедур?

Вопрос 4. Каков механизм развития?

Вопрос 5. Кто виноват в этом?

[Решение на стр. 66 ]

 

 

Раздел «Частная фармакология»

Средства, влияющие на афферентную иннервацию

Станкевич П.Б.

 

Задача №1.

В сельскую больницу обратился за помощью мальчик 8 лет с инородным телом глаза. Со слов его отца – возможно металлическая стружка. Для детального осмотра и операции по удалению инородного тела требуется анестезия. В больнице в наличии имеются только лекарственные формы прокаина (новокаина) и бензокаина (анестезина). В аптеке, расположенной в поселке, можно получить по рецепту необходимое, выбранное врачом, лекарственное средство.

 

Вопрос 1. Можно ли использовать вышеназванные местные анестетики, имеющиеся в больнице?

Вопрос 2. Какое из лекарственных средств лучше всего применить для проведения терминальной анестезии в данном случае?

Вопрос 3. Если потребуется, то с какой пометкой выпишет рецепт врач, чтобы ускорить приготовление лекарственной формы лекарственного средства?

[Решение на стр. 67 ]

 

Задача № 2.

Летом, в парковой зоне обнаружен мужчина 30 лет в положении лежа на боку, с помрачненным сознанием. Дыхание учащено, пульс 90 уд/мин.; АД – 130/90; кожные покровы бледные; зрачки расширены. Спустя 10 мин. дыхание стало редким, поверхностным, появились клонические судороги, губы стали цианотичны, потерял сознание, АД – 80/40. Алкогольное отравление исключено. При более тщательном осмотре обращено внимание на атрофию слизистой носа.

Вопрос 1. Предположительный диагноз (с обоснованием).

Вопрос 2. Меры помощи.

Вопрос 3. Прогноз.

[Решение на стр. 67 ]

 

Задача № 3.

Пациенту 50 лет перед операцией на гортани произведена терминальная анестезия.

 

Вопрос 1. Какой местный анестетик применяется преимущественно для этих целей и почему?

Вопрос 2. Какие меры предосторожности следует соблюдать?

[Решение на стр. 68 ]

 

Задача № 4.

Ребенку 11 месяцев врач назначил горчичники (накладывать на область спины на 5 минут). Мать ребенка, выполнив назначение, обнаружила отсутствие эффекта. Проконсультировавшись с тем же врачом по телефону, было решено удлинить время действия до 10 минут. Мать повторила процедуру, смочив горчичники (из этой же партии) в той же воде, которую налила из чайника для первой процедуры и приложила их на 10 мин. В середине процедуры ребенок вёл себя беспокойно, а к концу – плакал. На месте действия горчичников обнаружены мозаичные участки ожога кожи 1-й и 2-й степени.

 

Вопрос 1. В чем причина такого контраста в действии горчичников?

Вопрос 2. Что лежит в основе действия горчичников?

Вопрос 3. Какими правилами необходимо руководствоваться?

Вопрос 4. В чем ошибка врача и матери?

[Решение на стр. 68]

 

Задача № 5.

Пациенту в связи с предстоящей операцией произвели проводниковую анестезию плечевого сплетения 30 мл 1% раствора прокаина и одновременно инфильтрационную анестезию мягких тканей плеча по месту планируемого разреза 500 мл 0,25% раствора прокаина. Вскоре появились цианоз слизистых, губ, кожи лица, на разрезе – темная кровь, дыхание стало редкое и вскоре остановилось.

 

Вопрос 1. Причина остановки дыхания?

Вопрос 2. Что необходимо предпринять для спасения жизни пациенту?

Вопрос 3. Как предупредить подобные реакции?

[Решение на стр. 68]

 

Средства, влияющие на эфферентную иннервацию.

Холинергические агонисты.

Бушма М.И.

 

Задача № 1.

У ребенка 5 лет быстрая утомляемость, затруднено глотание и речь. Развился птоз (падающее веко). Диагноз: миастения гравис.

 

Вопрос 1. В чем причина миастении гравис?

Вопрос 2. Какое лекарственное средство облегчит состояние?

Вопрос 3. Каков механизм его действия?

Состояние ребенка улучшилось. Вышеуказанные симптомы уменьшились, однако появилась брадикардия и затрудненное дыхание.

Вопрос 4. Почему?

Вопрос 5. Какое лекарственное средство необходимо дополнительно назначить ребенку для устранения побочных реакций первого?

Вопрос 6. Каков механизм его действия?

Вопрос 7. Как повлияет второе лекарственное средство на лечебное действие первого?

[Решение на стр. 69 ]

 

Задача № 2.

В реанимацию поступил 50 летний фермер. Он был найден в бессознательном состоянии в саду. Пульс 45. АД 80/40. Спазмы ЖКТ.

Вопрос 1. Что произошло?

Вопрос 2. Какой механизм развития патологического состояния?

Вопрос 3. Чем лечить (назовите 2 лекарственных средства)?

Вопрос 4. Каков механизм их действия?

[Решение на стр. 69 ]

 

Задача № 3.

В больницу доставлена женщина в бессознательном состоянии. При осмотре: зрачок сужен, слюнотечение, кожа влажная, дыхание затруднённое. При опросе сопровождающего выяснилось, что пациентка жаловалась на боли в животе, частое мочеиспускание, которые появились после обработки дома от клопов и тараканов.

 

Вопрос 1. Что могло вызвать отравление?

Вопрос 2. Каков механизм развития интоксикации?

Вопрос 3. Чем лечить (назовите 2 лекарственных средства)?

[Решение на стр. 70]

 

Задача № 4.

В больницу поступил ребёнок в бессознательном состоянии. При осмотре зрачок сужен, резкая брадикардия, гипотония, понос, затруднённое дыхание, рвота. При опросе матери выяснилось, что ребенок отравился грибами.

 

Вопрос 1. Какими?

Вопрос 2. Каков механизм интоксикации?

Вопрос 3. Чем лечить (обоснуйте)?

[Решение на стр. 70 ]

 

Задача № 5.

Пациенту для инфильтрационной анестезии введено 400 мл 0,25% раствора прокаина. Вскоре появился цианоз губ, остановилось дыхание. Использована ИВЛ. При осмотре пациента после реанимации выяснилось, что он страдает глаукомой.

 

Вопрос. Могло ли лекарственное средство от глаукомы усилить токсичность прокаина? Если да, то какое и как?

[Решение на стр. 70 ]

 

Холинергические антагонисты

Бушма М.И.

Задача № 1.

В 23 часа в больницу доставлен ребенок 6 лет в тяжелом состоянии. У мальчика бред, галлюцинации, спутанные судорожные подергивания, зрачки резко расширены. Лицо, шея и грудная клетка гиперемированы. Сухость во рту, затруднено глотание. Пульс частый, слабый, температура тела 38,5 ºС.

 

Вопрос 1. Диагноз?

Вопрос 2. В чем причина развития симптомов?

Вопрос 3. Чем лечить? Дайте обоснование жизненно необходимых мероприятий.

[Решение на стр. 71 ]

 

Задача № 2.

75-летний мужчина с никотиновой зависимостью страдает хроническим абструктивным заболеванием легких с приступами удушья. В распоряжении врача имеютя: а) гиосцин (ТТС), б) кислород, в) ипратропий, г) имехин, д) пирензепин.

 

Вопрос. Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность применения каждого из них.

[Решение на стр. 71 ]

 

Задача № 3.

Пациенту К., 50 лет с гипертоническим кризом ошибочно введена большая доза ганглиоблокатора гексаметония. Развилось головокружение, слабость. АД снизилось до 100/60 мм.рт.ст. Пациент потерял сознание.

 

Вопрос. Какие 2 мероприятия необходимо осуществить?

[Решение на стр. 72 ]

 

Задача № 4.

Пожилой женщине во время операции удаления опухоли матки вводили в вену капельно суксаметоний. В реанимации в течение 4 часов проводили искусственную вентиляцию легких, потому, что дыхательные мышцы оставались парализованными. Позже установили, что перед операцией она принимала лекарственное средство от глаукомы.

 

Вопрос 1. Из какой группы?

Вопрос 2. Могло ли лекарственное средство от глаукомы потенцировать действие суксаметония?

[Решение на стр. 72 ]

 

Задача № 5.

В травматологический пункт доставлен подросток с переломом костей голени и резким смещением обломков из-за сокращения мышц. Выяснено, что он страдает ревмокардитом, осложнённым блокадой ножки пучка Гиса.

 

Вопрос 1. Что можно применить для расслабления мышц и облегчения репозиции обломков костей.

Вопрос 2. Почему?

[Решение на стр. 72 ]

 

Задача № 6.

Мужчина К 40 лет утром собирался на работу. Он одел рубашку, завязал любимый галстук. Затем внезапно почувствовал слабость и потерял сознание.

 

Вопрос 1. Почему?

Вопрос 2. Что необходимо рекомендовать для профилактики этого осложнения?

Вопрос 3. Чем можно купировать это осложнение?

[Решение на стр. 72 ]

 

Адренергические и дофаминергические агонисты.

Бушма М.И.

 

Задача № 1.

68-летний мужчина поступил в отделение реанимации с острой сердечной недостаточностью. В распоряжении врача имеются: а) сальбутамол, б) эпинефрин, в) добутамин, г) норэпинефрин, д) фенилэфрин.

 

Вопрос. Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность каждого их них в качестве лекарственных средств неотложной терапии.

[Решение на стр. 72 ]

 

Задача № 2.

Врач «Скорой помощи» вызван к ребенку 5 лет с острым нарушением дыхания. При осмотре выявлено: дыхание свистящее, затруднено, особенно выдох. В легких прослушивается множество влажных хрипов. Пульс аритмичный, частый. Поставлен диагноз: острый приступ бронхиальной астмы.

В распоряжении врача имеются: а) салметерол, б) добутамин, в) фенилэфрин, г) сальбутамол, д) эпинефрин.

 

Вопрос. Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность назначения каждого их них.

[Решение на стр. 73 ]

 

Задача № 3.

Введение эпинефрина пациенту привело не к увеличению, а к снижению артериального давления. Позже было установлено, что до эпинефрина пациент принимал лекарственное средство из 5 нижеперечисленных: кокаин, атропин, гуанетидин, прозозин, физостигмин.

 

Вопрос. Обоснуйте возможный антагонизм между кокаином, атропином, гуанетидином, празозином, физостигмином, с одной стороны, и эпинефрином – с другой.

[Решение на стр. 73 ]

 

Задача № 4.

Внутривенное введение норэпинефрина приводит к повышению АД и снижению ЧСС. Однако у пациента К., 35 лет оно вызвало повышение АД и ЧСС.

 

Вопрос. Какое лекарственное средство мог принимать пациент из ниже перечисленных (празозин, пропранолол, атропин, имехин, сальбутамол) до норэпинефрина?

[Решение на стр. 74 ]

 

Задача № 5.

Пациенту К., 50 лет с плохим венозным доступом для повышения АД попытались наладить внутривенное капельное введение норэпинефрина. Однако раствор стал инфильтрировать окружающие ткани.

 

Вопрос 1. Какое осложнение разовьется у пациента?

Вопрос 2. Каков механизм развития осложнения?

Вопрос 3. Для профилактики осложнения врач ввел 1 из 5 лекарственных средств: а) атропин, б) физостигмин, в) фентоламин, г) гексаметоний, д) пропранолол. Обоснуйте его выбор.

[Решение на стр. 74 ]

 

Адренергические антагонисты

Бушма М.И.

 

Задача № 1.

45 летняя женщина страдает хронической открытоугольной глаукомой, бронхиальной астмой и кератитом. Начала закапывать в глаза 0,5% раствор тимолола.

 

Вопрос 1. С какой целью она закапывает в глаза тимолол?

Вопрос 2. Какое осложнение может развиться у пациентки?

Вопрос 3. Почему?

Вызванный врач скорой помощи диагностировал тяжелый приступ бронхиальной астмы. В качестве средства неотложной терапии под кожу ввели эпинефрин. У пациентки началось головокружение.

Вопрос 4. Почему?

Вопрос 5. Почему усилилось действие эпинефрина?

[Решение на стр. 75 ]

 

Задача № 2.

Мужчина-таксист 60 лет жалуется на боли в грудной клетке, появляющиеся при физической нагрузке и сопровождающиеся онемением и покалыванием в 4 и 5 пальцах левой руки. На ЭКГ существенных отклонений не выявлено. Назначение пропранола устранило эти симптомы.

 

Вопрос 1. Почему?

Через 1 неделю от начала приема пропранолола пациент стал жаловаться на повышенную чувствительность к холоду.

Вопрос 2. Связано ли это с лечением пропранололом?

Через 2 недели от начала лечения пациент попал в аварию.

Вопрос 3. Связано ли это с лечением пропранололом?

Вопрос 4. Какие рекомендации дадите пациенту?

[Решение на стр. 75 ]

 

Задача № 3.

У пациентки С. 70 лет АД 180/120, пульс 90 уд./мин., головная боль. Диагностирована неоперабельная форма феохромоцитомы (опухоль мозгового вещества надпочечников).

 

Вопрос 1. Какое лекарственное средство следует назначить?

Вопрос 2. Какое действие окажет назначенное лекарственное средство?

Вопрос 3. Каков механизм действия?

[Решение на стр. 76 ]

 

Задача № 4.

38-летнему мужчине назначена монотерапия по поводу средневыраженной артериальной гипертензии. При последнем визите к врачу он пожаловался на утомляемость и невозможность играть в теннис.

 

Вопрос 1. Какое из 5 нижеперечисленных лекарственных средств (сальбутамол, атенолол, эфедрин, фентоламин, празозин) принимает пациент?

Вопрос 2. Почему применяемое лекарственное средство приводит к быстрой утомляемости?

[Решение на стр. 76]

 

Задача № 5.

60-летний мужчина, страдающий бронхиальной астмой и артериальной гипертензией, жалуется на затрудненное мочесиспускание. Объективно: АД 160/100, незначительное увеличение простаты.

 

Вопрос. Какое лекарственное средство из ниже перечисленных 5 (лабеталол, фентоламин, пропранолол, изопреналин, доксазозин)↓ АД и улучшит мочеотделение?

[Решение на стр. 76 ]

 

Фармакология аутакоидов

Козловский В.И.

 

Задача № 1.

Пациент жалуется на боли в эпигастральной области, возникающие на голодный желудок. При обследовании обнаружена язва 12-перстной кишки, повышенная секреция соляной кислоты.

 

Вопрос 1. Какое из антигистаминных средств показано данному пациенту?

Вопрос 2. С блокадой какого типа гистаминовых рецепторов связан эффект данных лекарственных средств?

[Решение на стр. 77 ]

 

Задача № 2.

У пациента отмечаются периодически возникающие ощущения «приливов» с покраснением кожи и падением артериального давления, а также диарея, сопровождающаяся схваткообразными болями в животе. При рентгеновском исследовании обнаружена опухоль тонкого кишечника.

 

Вопрос 1. Чем обусловлены возникающие симптомы?

Вопрос 2. Какое фармакологическое средство может использоваться для снятия данных симптомов, принцип его действия?

[Решение на стр. 77 ]

 

Задача № 3.

Пациент, страдающий ревматизмом, получал противовоспалительное лечение индометацином. На фоне приема данного лекарственного средства появились жалобы на боли в области эпигастрия. При фиброгастроскопическом обследовании обнаружена язва желудка.

 

Вопрос 1. Каков механизм развития данного осложнения?

Вопрос 2. Применение, какого лекарственного средства наиболее оправдано для лечения данного состояния?

Вопрос 3. Какая побочная реакция может наблюдаться при его применении?

[Решение на стр. 77 ]

 

Задача № 4.

Пациент жалуется на периодически возникающие приступы удушья. При детальном сборе анамнеза установлено, что данные приступы чаще связаны с приёмом аспирина.

 

Вопрос 1. Какой механизм развития данного состояния?

Вопрос 2. Какое лекарственное средство является наилучшим для его профилактики?

[Решение на стр. 78 ]

 

Задача № 5.

Пациент, страдающий артериальной гипертензией, получает эналаприл. На фоне приёма данного лекарственного средства удается поддерживать артериальное давление в пределах нормы, однако у пациента появились жалобы на сухой кашель.

 

Вопрос 1. В чем причина появления данного симптома?

Вопрос 2. Какое лекарственное средство, близкое к эналаприлу по механизму действия и сопоставимый с ним по гипотензивному эффекту, можно рекомендовать данному пациенту?

[Решение на стр. 78 ]

 

Задача № 6.

Пациент госпитализирован по поводу сепсиса, вызванного метициллин-резистентным стафилококком. Для лечения ему назначен ванкомицин 500 мг в вену (3 раза в день). После введения антибиотика отмечено резкое покраснение кожных покровов, падение артериального давления, тахикардия.

 

Вопрос 1. Какова причина возникновения данных симптомов?

Вопрос 2. Как предупредить указанные проявления?

Вопрос 3. Какие другие лекарственные средства могут вызвать подобные эффекты?

[Решение на стр. 78 ]

 

Задача № 7.

Пациент страдает ишемической болезнью сердца и принимает таблетки для профилактики приступа стенокардии. Для стимуляции эрекции пациент принял лекарственное средство силденафил («Виагра»), после чего у него резко упало артериальное давление.

 

Вопрос 1. В чем причина данного состояния?

Вопрос 2. Какое правило надо соблюдать для его предупреждения?

[Решение на стр. 78 ]

 

Средства для общей анестезии. Снотворные средства. Спирт этиловый. Средства для лечения алкоголизма

Вдовиченко В.П.

 

Задача № 1.

В больницу с циррозом печени поступил пациент. В анамнезе – хронический алкоголизм и госпитализация по поводу связанных с алкоголем судорог. Лечащий врач-стажер вспомнил, что в университете, будучи студентом, он учил, что при алкоголизме применяется тетурам.

 

Вопрос 1. Что должен назначить лечащий врач для профилактики возможных судорог, вызванных алкогольным абстинентным синдромом?

Вопрос 2. Можно ли в данном случае назначить тетутрам?

[Решение на стр. 79 ]

 

Задача № 2.

Мужчина 49 лет, без определенного места жительства, был доставлен машиной «скорой помощи» в приёмный покой больницы в состоянии алкогольного опьянения. Пациент пояснил, что в компании своих друзей употребил около 400 мл спиртосодержащей жидкости красного цвета. Он жаловался на нарушения зрения в виде «снегопада» перед глазами и сильную головная боль. В выдыхаемом воздухе пострадавшего ощущался запах формальдегида. На основании данных анамнеза и клинических симптомов пациенту был выставлен диагноз «отравлением метанолом».

 

Вопрос 1. Что необходимо предпринять в первую очередь?

Вопрос 2. Что может служить современным альтернативным лечением?

[Решение на стр. 79]

 

Задача № 3.

Александр К., 23-летнему пациенту с феохромоцитомой (опухоль мозгового слоя надпочечников, когда резко повышен уровень катехоламинов в крови) было проведено оперативное вмешательство под общей анестезией.

 

Вопрос. Какой (какие) из общих анестетиков менее всего пригоден для выполнения анестезии у этого пациента?

[Решение на стр. 80 ]

 

Задача № 4.

Бездомный мужчина средних лет был доставлен в приемный покой больницы в состоянии интоксикации. Врач дежурного покая заметил, что он расторможен и возбуждён. Пациент сообщил, что недавно выпил с двумя случайными знакомыми около 0,5 л красноватой жидкости, которую его собутыльники выдавали за технический спирт. Пострадавший жалуется на нечеткость зрения и говорит, что видит все, как «сквозь синий снегопад». Выдыхаемый им воздух имеет запах формальдегида.

 

Вопрос 1. Что является наиболее вероятной причиной этого отравления?

Вопрос 2. Какое лечение необходимо назначить?

[Решение на стр. 80 ]

 

Задача № 5.

У 24-летней студентке, из-за проблем с учёбой, возникли трудности с засыпанием. Она обратилась к врачу с просьбой назначить ей какое-нибудь снотворное лекарственное средство. Врач, учитывая, что студентке нежелательна утренняя сонливость и трудности с концентрацией мышления а, также учитывая возможность развития лекарственной зависимости, что характерно для анксиолитиков - производных бензодиазепина, выписал ей буспирон - по 1 таблетке за 30 мин до сна. Мотивацией такого выбора было утверждение, что буспирон – это небензодиазепиновый анксиолитик, не вызывающий лекарственной зависимости.

 

Вопрос 1. Правильно ли сделано назначение?

Вопрос 2. Если это назначение неправильно, что вы можете предложить взамен?

[Решение на стр. 80 ]

 

Анальгетические (болеутоляющие) средства.

Станкевич П.Б.

 

Задача № 1.

Роженица (первородящая) поступила в стационар во 2-м периоде родов (период изгнания). Данные осмотра специалистами позволили сделать заключение, что роды естественным путем возможны и протекают без угрозы осложнений. Но во время схваток, роженица не подчиняется указаниям врача-акушера, жалуется на «невыносимую» боль, от чего не синхронизируются схватки с потугами. Психопрофилактическую подготовку во время беременности (с её слов) она не проходила.

Принято решение – провести медикаментозное обезболивание родов



2015-12-04 3966 Обсуждений (0)
Указания по пользованию учебным пособием 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Указания по пользованию учебным пособием

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3966)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)